Шувалова Ирина
Развитие экологического сознания у детей с ЗПР в процессе НОД
▼ Скачать + Заказать документы
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. И. Тютчев
В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы. Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектам. Ребенок все больше времени проводит за компьютерными играми, телевизором. Но никакой, даже самый красивый фильм о природе не заменит живого общения с ней. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка. Потрогать лист, кору, побегать по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы.
Публикация «Развитие экологического сознания у детей с ЗПР в процессе НОД» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ее красоте, ее мудрости, ее законам должны воспитываться с раннего возраста в семье и в дошкольных учреждениях.
Разнообразные объекты природы позволяют воспитателю организовать полезную и интересную деятельность детей. В нашем детском саду есть группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР, и я как учитель-дефектолог тоже решила подключиться к проблеме развития экологического сознания у детей с ЗПР в процессе НОД. Ведь дефектолог - это педагог, который помогает малышу познать всё или почти всё из того, что он должен знать по возрасту, но не успел в силу особенности своего развития. Дефектолог поможет компенсировать недостатки в развитии ребёнка так как для детей этой группы характерны различные нарушения. Чаще всего наблюдается ярко выраженный синдром гиперактивности и дефицита внимания; нарушения эмоционально-волевой сферы, речи, бедный словарь, тяжелые нарушения в звуковой культуры речи, отсутствие связной речи. И самое первое с чего я начала это составила циклограмму тесно связанную с экологическими темами и разделила ее на 3 блока: осень, зима и весна.
Система в обучении - важное средство образовательной работы с детьми с ЗПР. Каждое занятие начинается с ритуала приветствия это проговаривание - времени года, ответы на вопросы, признаки времени года, природные явления, отгадывание загадок по теме, чтение стихотворений.
-Для того чтобы развить познавательный интерес к миру природы у детей и сформировать у них систему элементарных экологических знаний. Во время занятий
я ввожу словесный метод как беседа, которая осуществляется в строго определенной последовательности а помогает нам в этом схематические подсказки «расскажи-ка» - этот алгоритм позволяет интенсивно развивать интеллект детей - умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. А также сюда можно отнести рассказ учителя – дефектолога, чтение художественной литературы, проблемные вопросы, проговаривание чистоговорок.
В конце любого времени года с детьми обычно проводится развлечение, на котором закрепляются представление об сезонных явлениях. Дети могут продемонстрировать свой словарный запас по лексической теме это и существительные и прилагательные, глаголы и наречия.
- Наглядные методы это наблюдения, рассматривания картин, иллюстраций, фотографий которые всегда меняются в зависимости от лексической темы, также демонстрация мультфильмов, документальных фильмов, презентации.
- В ознакомлении детей с природой особое значение занимает игра.
Для реализации двигательной активности используются подвижные игры, знакомящие детей с повадками животных («Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Мыши и кот», «Волк и овцы», с растениями («Найди такой же листок», «Чьи детки с ветки?», физкультминутки в зависимости от тематики.
Решая задачи, поставленные в дидактической игре, дети учатся вычленять отдельные признаки предметов. Явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие.
Также в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР незаменимы речевые игры такие как: «Подобрать действия к предметам»,«Один – много»
«Четвертый лишний», «Что общего», «Как называется?», «Узнай по описанию»
«Найди разницу», отгадай загадки, пословицы и поговорки.
Эти игры способствуют развитию всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм).
В самостоятельной деятельности пользуются популярностью настольно-печатные игры «Зоологическое лото», «Загадки о животных», словесные игры «Кто летает, бегает и прыгает», «В воздухе, в воде, на земле».
Применение данных методов создают эмоциональный настрой, помогают понять увиденное, развивают внимание, мышление и речь ребёнка.
Все это помогает расширить представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Они способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, активности, обогащают словарь.
Моя работа не будет полной без участия родителей. Осуществляя взаимодействие с семьями воспитанников, я оформила яркий, красочный, с постоянно новым материалом для работы с детьми стенд «Советы дефектолога». С целью помочь и приобщить родителей к общему делу каждую неделю выкладывается разнообразный практический материал по лексическим темам. Это своего рода подсказка для взрослых, чем бы они могли занять дома ребенка, поиграть с ним например: памятка «Важно знать», шпаргалки с играми «Поиграйте дома с ребенком», стихи, пальчиковые гимнастики, набор лексических слов которые ребенок должен освоить на данной недели. Конечно не обойтись без консультаций, индивидуальных бесед и приглашений на совместные занятия. Провожу родительские пятиминутки, где обсуждаю, как устранить те или иные трудности, возникшие в процессе обучения и воспитания детей.
Т. об использование представленных методов и приемов работе
по развитию экологического сознания у детей с ЗПР в процессе НОД наблюдается увеличение внимания; улучшение эмоционально-волевой сферы, обогащение словаря, речь детей стала более связной.
Литература:
1. Егоренко Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. М. : АРКТИ, 1999.
2. Кондратьева Н. Н. «Мы» Программа экологического образования детей. - СПб. : Детсво-пресс, 2000.
3. Ф. Тютчев, Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. -М. : просвещение, 1992.
4. Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду», М. : Издательский дом «Карапуз», 2001г.