Лучший педагог года

Развитие экологического сознания у детей с ЗПР в процессе НОД

Шувалова Ирина
Развитие экологического сознания у детей с ЗПР в процессе НОД
▼ Скачать + Заказать документы

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. И. Тютчев

В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы. Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектам. Ребенок все больше времени проводит за компьютерными играми, телевизором. Но никакой, даже самый красивый фильм о природе не заменит живого общения с ней. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка. Потрогать лист, кору, побегать по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы.

Публикация «Развитие экологического сознания у детей с ЗПР в процессе НОД» размещена в разделах

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ее красоте, ее мудрости, ее законам должны воспитываться с раннего возраста в семье и в дошкольных учреждениях.

Разнообразные объекты природы позволяют воспитателю организовать полезную и интересную деятельность детей. В нашем детском саду есть группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР, и я как учитель-дефектолог тоже решила подключиться к проблеме развития экологического сознания у детей с ЗПР в процессе НОД. Ведь дефектолог - это педагог, который помогает малышу познать всё или почти всё из того, что он должен знать по возрасту, но не успел в силу особенности своего развития. Дефектолог поможет компенсировать недостатки в развитии ребёнка так как для детей этой группы характерны различные нарушения. Чаще всего наблюдается ярко выраженный синдром гиперактивности и дефицита внимания; нарушения эмоционально-волевой сферы, речи, бедный словарь, тяжелые нарушения в звуковой культуры речи, отсутствие связной речи. И самое первое с чего я начала это составила циклограмму тесно связанную с экологическими темами и разделила ее на 3 блока: осень, зима и весна.

Система в обучении - важное средство образовательной работы с детьми с ЗПР. Каждое занятие начинается с ритуала приветствия это проговаривание - времени года, ответы на вопросы, признаки времени года, природные явления, отгадывание загадок по теме, чтение стихотворений.

-Для того чтобы развить познавательный интерес к миру природы у детей и сформировать у них систему элементарных экологических знаний. Во время занятий

я ввожу словесный метод как беседа, которая осуществляется в строго определенной последовательности а помогает нам в этом схематические подсказки «расскажи-ка» - этот алгоритм позволяет интенсивно развивать интеллект детей - умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. А также сюда можно отнести рассказ учителя – дефектолога, чтение художественной литературы, проблемные вопросы, проговаривание чистоговорок.

В конце любого времени года с детьми обычно проводится развлечение, на котором закрепляются представление об сезонных явлениях. Дети могут продемонстрировать свой словарный запас по лексической теме это и существительные и прилагательные, глаголы и наречия.

- Наглядные методы это наблюдения, рассматривания картин, иллюстраций, фотографий которые всегда меняются в зависимости от лексической темы, также демонстрация мультфильмов, документальных фильмов, презентации.

- В ознакомлении детей с природой особое значение занимает игра.

Для реализации двигательной активности используются подвижные игры, знакомящие детей с повадками животных («Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Мыши и кот», «Волк и овцы», с растениями («Найди такой же листок», «Чьи детки с ветки?», физкультминутки в зависимости от тематики.

Решая задачи, поставленные в дидактической игре, дети учатся вычленять отдельные признаки предметов. Явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие.

Также в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР незаменимы речевые игры такие как: «Подобрать действия к предметам»,«Один – много»

«Четвертый лишний», «Что общего», «Как называется?», «Узнай по описанию»

«Найди разницу», отгадай загадки, пословицы и поговорки.

Эти игры способствуют развитию всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм).

В самостоятельной деятельности пользуются популярностью настольно-печатные игры «Зоологическое лото», «Загадки о животных», словесные игры «Кто летает, бегает и прыгает», «В воздухе, в воде, на земле».

Применение данных методов создают эмоциональный настрой, помогают понять увиденное, развивают внимание, мышление и речь ребёнка.

Все это помогает расширить представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Они способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, активности, обогащают словарь.

Моя работа не будет полной без участия родителей. Осуществляя взаимодействие с семьями воспитанников, я оформила яркий, красочный, с постоянно новым материалом для работы с детьми стенд «Советы дефектолога». С целью помочь и приобщить родителей к общему делу каждую неделю выкладывается разнообразный практический материал по лексическим темам. Это своего рода подсказка для взрослых, чем бы они могли занять дома ребенка, поиграть с ним например: памятка «Важно знать», шпаргалки с играми «Поиграйте дома с ребенком», стихи, пальчиковые гимнастики, набор лексических слов которые ребенок должен освоить на данной недели. Конечно не обойтись без консультаций, индивидуальных бесед и приглашений на совместные занятия. Провожу родительские пятиминутки, где обсуждаю, как устранить те или иные трудности, возникшие в процессе обучения и воспитания детей.

Т. об использование представленных методов и приемов работе

по развитию экологического сознания у детей с ЗПР в процессе НОД наблюдается увеличение внимания; улучшение эмоционально-волевой сферы, обогащение словаря, речь детей стала более связной.

Литература:

1. Егоренко Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. М. : АРКТИ, 1999.

2. Кондратьева Н. Н. «Мы» Программа экологического образования детей. - СПб. : Детсво-пресс, 2000.

3. Ф. Тютчев, Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. -М. : просвещение, 1992.

4. Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду», М. : Издательский дом «Карапуз», 2001г.

Публикации по теме:

Игры экологического содержания как средство формирования предпосылок экологического сознания у детей раннего возраста Проблема экологического воспитания детей раннего возраста несомненно является актуальной в наши дни. Современные дети умеют пользоваться.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.» Расскажи – а я забуду, покажи – и я запомню,.

Развитие любознательности и познавательных способностей детей в процессе ознакомления с природой Любопытство, любознательность – извечные и неискоренимые свойства человека. Мысль начинается тогда, когда у ребенка возникает потребность.

Опыт работы по речевому развитию в процессе экологического воспитания Опыт работы по речевому развитию детей через экологическое познание мира в старшей логопедической группе «Радуга» (апрель 2014г.) восп-ли:.

Развитие мышления детей в процессе игры за компьютером Введение. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок не научившийся учиться, не овладевший.

Развитие творческих способностей детей в процессе музыкальной деятельности Развитие творческих способностей детей в процессе музыкальной деятельности. Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые.

Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности.Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности. .

Сообщение на педсовете: «Развитие эмоций и самосознания детей в процессе их социализации» О развитии эмоций и самосознания детей в процессе их социализации Одним из важнейших способов социализации является эмоционально опосредованное.

Технология проектирования как способ формирования предпосылок экологического сознания у детей раннего возраста «Технология проектирования как способ формирования предпосылок экологического сознания у детей раннего возраста» Актуальность данной методической.

Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом I Как мы уже знаем, формирование интереса и любви к труду – одна из основных задач воспитателя детей. В различных видах труда изобразительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие экологического сознания у детей с ЗПР в процессе НОД
Опубликовано: 6 мая 2016 в 15:07
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие экологического сознания у детей с ЗПР в процессе НОД» (включая файлы) размещена пользователем Шувалова Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД