Ирина Гранцова
Роль экологического воспитания в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Человек-дитя природы и жизнь он черпает только у матери-земли. Однако человек иногда забывает об этом, иногда позволяет себе относиться к матери без должного уважения. Как и любая мать, природа многое прощала и прощает ему, но ведь не беспредельно. И чем раньше человек поймёт это, чем раньше осознает свою кровную связь с землёй, тем крепче, здоровее, счастливее он будет. "
В. Владиславский
Публикация «Роль экологического воспитания в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. Актуальность её очевидна. Это и ухудшение состояния воздуха, воды, вследствие интенсивного и порой, неграмотного их использования, и нарушение природного равновесия, что приводит к деградации целых экосистем, и прямая угроза здоровью и жизни людей, особенно детей. Поток информации об экологической катастрофе, нависшей над человечеством, её анализ показывает и главную причину - низкий уровень экологической культуры, экологического сознания у большинства людей.
Что же такое экологическое сознание, экологическая культура и как их можно понимать применительно к области дошкольного воспитания? Экологическое сознание - это общественное сознание, которое может складываться двумя путями: стихийным или сознательным - посредством целенаправленного воспитания и образования, в этом немалую роль играют воспитатели детского сада.
Дошкольное детство - ответственный период жизни человека: в нем закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нём.
Работа по экологическому воспитанию дошкольников обладает большими возможностями и перспективой. Природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть. Все, кому неравнодушна судьба природы и наших детей : отворите детям окна в природу, научите ощущать её красоту и неповторимость! Помните, чем раньше познакомится с удивительным миром природы маленький человек, тем раньше у него пробудится желание ценить и беречь всё, что его окружает, тем больше будет посеяно в его душе зерен доброты, тем скорее он почувствует неразрывную связь, своё родство с этим удивительным миром.
Цели и задачи экологического воспитания дошкольников
За время пребывания в детском саду, дети должны:
* получить определенные знания о живой и неживой природе, а также о самых простых природных явлениях (дождь, снег, роса);
* развивать эстетические чувства и умение любоваться природой;
* научиться гуманно относиться к природе;
* осознавать себя как часть природы;
* овладеть навыками безопасного поведения в повседневной жизни;
* уметь применять знания на практике (вырастить цветок и уметь ухаживать за ним).
Самой главной задачей экологического воспитания в детском саду является развитие у малышей чувства гуманности, но это невозможно достичь, без достижения и других целей, поставленных перед воспитателями д/с.
Для решения задач экологического воспитания мы опираемся на следующие программы: "Юный эколог" С. Н. Николаевой, "Наш дом – природа" Н. А. Рыжовой в которых освящены все стороны ознакомления с миром природы пошагово, от простого к сложному.
Одним из видов деятельности и форм работы является исследовательская, экспериментальная деятельность. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте дети раскрывают причины наблюдаемого явления, подходят к самостоятельным умозаключениям. Уточняют знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
В представленном ролике мы показали работу детей подготовительной к школе группе. Занятие «Вода-волшебница» воспитатели Савченко Г. Н. и Семкина Е. В.
Обучающий блок «Вода» состоит из серии занятий включающий в себя следующие темы:
-Вода вокруг нас ;
- Куда бежит река;
-Эта волшебница вода;
- Ходит капелька по кругу;
- Какой бывает вода;
- Что растет в воде;
- Кто живет в реке;
- Вода нужна всем;
- Почему воду нужно беречь;
- Я и река;
- Праздник волшебной воды.
Все эти темы хорошо описаны в программе Н. А. Рыжовой.
Обучающим компонентом является ВОДА в природе: водоемы, осадки. Как образуются реки. Основные свойства воды, различные её состояния. Роль воды в жизни живых организмов. Использование воды человеком и т. д.
Воспитывающим компонентом является: осознанное, бережное отношение в воде как важному природному ресурсу. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоема. Эстетическая оценка воды в природе и т. д.
Занятие имеет частично закрепительный характер и вторая часть занятия - экспериментирования с водой. Такие практические занятия очень интересны, т. к. продуктивная деятельность одна из самых ярких форм работы для детей.
В недавнем прошлом наш детский сад и школа № 222 были объединены темой экологического воспитания. Была разработана единая Программа «Детский сад - школа - ВУЗ» руководителем которой являлась речкалова Н. И.
В ДОУ работал педагог дополнительного образования по экологии. В д/с регулярно приходили ученики старших классов и проводили с детьми практические занятия, опыты, организовывали экскурсии, наблюдения и т. д.
Но несмотря на все изменения в сфере образования, мы продолжаем работу в этом направлении, потому что считаем, что ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - одна из главных задач ДОО.