Владимир Закромин
Роль певческой деятельности в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль певческой деятельности в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста».
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Грамотно подобранная детская песня имеет развивающее, образовательное и воспитательное значение.
Пение является основным и наиболее доступным средством музыкального воспитания детей дошкольного возраста. В процессе освоения песенного материала восприятие музыки учащимися становится значительно глубже, понимание содержания произведения через текст, через слово становится более доступным, в сравнении с инструментальными произведениями. Благодаря вокальному исполнительскому процессу у детей активно развивается эмоционально-образная сфера.
Темочки:
Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Данный фактор является основным при выборе ведущего вида музыкальной деятельности на музыкальных занятиях. По этой же причине пением сопровождаются и другие виды музыкальной деятельности : танец, хоровод, игра на детских музыкальных инструментах.
Вокально-хоровая деятельность способствует развитию интеллектуальных способностей учащихся, расширяя кругозор средствами музыкального репертуара, который может содержать информацию о повседневной жизни, явлениях природы, исторических событиях и др.
Возможности ребенка-дошкольника с физиологической точки зрения в области пения очень ограничены, но при условии систематических занятий певческий голос учащихся постепенно приобретает естественную звонкость, легкость, ровное звучание, расширяется диапазон. В дошкольном возрасте он небольшой : от 3-4 звуков в младшей группе, до 7 звуков в подготовительной.
Детское творчество.
Творчество – основа развития человеческой личности. Психологи характеризуют творчество так: оно должно представлять собой общественную ценность и давать новую продукцию.
Детское творчество – это основа, первоначальная ступень в развитии творческой личности. Ценность его в том, что ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему и это помогает раскрыть его внутренний мир, его интересы и способности. В своем художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе.
Н. А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития. Было установлено, что необходимое условие для возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. Другое условие – накопление впечатлений от исполнительства.
В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, учащиеся приобретают необходимые компетенции, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные впечатления.
Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий, их сочетание постепенно становится более прочным. Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладово-интонационное чувство, музыкально-слуховые представления, метроритмическую основу, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение принять свой опыт в новых условиях. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умение выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в 3-5 лет. В связи с этим, процесс детского песенного творчества должен являться частью музыкальных занятий с детьми младшего дошкольного возраста, использую при этом посильные творческие задания и приемы, такие как мелодекламация (пропеть-проговорить свое имя нараспев, поздороваться-попрощаться и др.).
Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве, Н. В. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий (и сопутствующий) первым творческим проявлениям детей :
– самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую педагогом; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;
– подстраивание к звукам: игра «Музыкальное эхо» – точное воспроизведение заданных интонаций;
– различение мажорного и минорного ладов: различить и воспроизвести мажорное и минорное трезвучие («Веселый и грустный колокольчик») звукоряд (упражнение «Солнышко и дождик»);
– различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения «Музыкального букваря»);
– транспонирование простейших мотивов («мяу», «ку-ку») : музыкальный руководитель поет первый звук.
Игровые задания для развития предпосылок песенного творчества у младших дошкольников.
Игра с машиной.
Взрослый предлагает ребенку поиграть с автомобилем. Ребенок возит его и гудит: «Би, би, би!». Взрослый дает малышу разные по величине машины, предлагает показать, как гудит большая и маленькая машина, повторяют наиболее удачные сочетания звуков, отличающих по высоте.
Игра с птичкой.
Ребенку предлагают игрушечные птички разной величины. Взрослый просит показать, как споет каждая птичка на слог «Ку-ку» (так, чтобы звучание менялось по высоте соответственно величине игрушки).
Игра с лошадкой.
Взрослый просит ребенка показать, как скачет небольшая игрушечная лошадка, поговаривая «Цок, цок» в разном темпе и ритме. Дать пояснения: лошадка скачет торопливо, а потом идет медленно, устало.
Колыбельная кукле.
Взрослый предлагает ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слог «баю». Сам слушает и подпевает, закрепляя сочиненную ребенком интонацию.
Кукла танцует.
Взрослый просит ребенка показать, как кукла танцует или шагает, напевая свою интонацию на «ля».
Игровые задания для развития песенного творчества у старших дошкольников.
1. Попросить ребенка петь, самостоятельно находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т. д., то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т. д.).
2. Импровизировать простейшие попевки, подражая звучанием горна (тра-та-та).
3. Играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении.
4. Спеть свое имя, используя разнообразные интонации.
5. Музыкальный диалог, используя разнообразные по интонациям вопросы и ответы.
6. Импровизация мотивов из 2-3 звуков на слоги «ля-ля», взрослый или другой ребенок придумывает свой мотив. Идет соревнование: кто больше придумает попевок.
7. Закончи свою мелодию.
8. Сочини песню. Детям предлагается текст для импровизаций. Они запоминают его наизусть. Взрослый сначала может пропеть свой вариант сочинения, но затем просит детей искать свои. Следует разобрать предварительно содержание текста, чтобы подбор необходимых интонаций отмечался осмысленностью. Если у ребенка возникают затруднения при сочинении всей мелодии к тексту, можно упрощать задания, предлагая найти свое мелодическое окончание, соответствующее настроению и ладовой окрашенности песни. Например, в колыбельной пропеть «мамину» песню на звук «а».