Светлана Толмакова
Творческая работа по организации и проведении занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: воспитатель
С. А. Толмакова
Содержание:
Введение
I. Теоретические основы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
1.1. Художественно – образная основа изобразительной деятельности дошкольника.
1.2. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования
1.3. Виды нетрадиционных техник и методическая особенность их использования на занятиях
Публикация «Творческая работа по организации и проведении занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
II. Практическое руководство к организации и проведению занятий с использованием нетрадиционных техник.
2.1. Перспективное планирование нетрадиционных занятий по рисованию.
Выводы.
Приложения
Использованная литература.
Введение.
В системе воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.
Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для дошкольника, так как он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности, которое может идти разными путями.
I. Теоретические основы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
1.1. Художественно – образная основа изобразительной деятельности дошкольника
Рисование – вид изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отображение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.
Рисуя, дети получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это, в свою очередь, создает условия для всестороннего воспитания и развития детей.
Детская изобразительная деятельность рассматривается как одна из наиболее эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которой они изображают предметы и явления. Детские рисунки часто поражают интересным замыслом, своеобразной формой выражения, которые привлекают внимание взрослых художников. Они восхищаются детским творчеством, считают его своеобразным искусством. Характеризуя детское изобразительное творчество, Е. А. Флерина говорит: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства». Н. П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, то есть умение правильно создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Своеобразие этого процесса отражают ступени развития личности ребенка, которые необходимо знать для правильной педагогической организации детского творчества.
«Язык» изобразительного искусства многообразен, каждый вид искусства имеет свою специфику, свои законы, которые необходимо знать не только художнику, но и педагогу. Образы искусства, благодаря знанию «языка» воспринимается ярко, живо, формируют чувства, вызывают эмоциональное отношение к событиям и явлениям, помогают глубже воспринимать окружающую действительность. Многие выразительные средства доступны в определенной степени детям дошкольного возраста.
Знакомство с искусством, приобщение детей к художественной деятельности является одним из признанных в педагогике путей формирования личности, развития ее задатков и качеств. На занятиях по изобразительной деятельности в детском саду ребенок познает такие качества предметов, как стройность, пластичность формы, гармонию красок, частей, целесообразность строения, удачное расположение на листе, то есть элементы прекрасного.
Воспитатель передает ребенку художественный опыт, обучает его способам образной выразительности, используя для этого комплекс методов и приемов. В процессе обучения происходит развитие художественных способностей: наблюдательности, чувства формы, ритма, цвета, композиции, вкуса и др. Это свидетельствует о том, какого уровня художественного развития достигает ребенок в результате обучения на занятиях, а также в самостоятельной деятельности. Эти результаты зависят от содержания и методов обучения рисованию, которые должны быть отобраны с учетом взаимосвязи видов изобразительной деятельности, осуществления комплексного подхода.
В изобразительной деятельности комплексный поход понимается как единство разных ее видов при условии:
а) научно обоснованного содержания и методов;
б) осуществления задач нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания;
в) возникновения новых возможностей и путей художественного освоения действительности, обогащения детей различными способами передачи образного содержания, создания поисковых ситуаций, формирования творческих способностей.
1.2. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования
Идеи гуманистической системы образования как генерального направления развития современной образовательной парадигмы предопределяют акцентирование внимания на развитии творческих компонентов личности ребенка и педагога, поскольку субъекты учебно-воспитательного процесса несут на себе творческий потенциал общества.
Известно, что именно дошкольное образование во многом предопределяет успехи в развитии способностей у детей, в том числе творческих. Особое место в развитии творческого потенциала личности дошкольника занимает изобразительное искусство и художественный труд, так как лежащая в их основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Именно практическая деятельность позволяет переводить сложные абстрактные действия из внутреннего плана (невидимого) во внешний (видимый, делая их более понятными.
Наряду с этим процесс изобразительного творчества может быть рассмотрен с точки зрения выражения внутреннего мира творца, его ощущений, переживаний. Чем раньше будет организована работа, направленная на развитие эмоционально-чувственного мира ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
Необходимо помнить, что каждый человек обладает творческими возможностями, выражающимися в склонности, проявлении интереса к какому-либо виду деятельности – художественному, музыкальному, литературному, коммуникативному и др. Таким образом, актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает ее включенность в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов, рефлексии, самоконтроля, и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.
Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности, творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике начального художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна и доступна и взрослым, и детям дошкольного возраста. Поэтому рассматриваемые техники вводятся и в практику дошкольного художественного образования, и в процесс профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов с целью актуализации и развития их творческих возможностей как сущностной характеристики педагогической деятельности.
Остановимся более подробно на некоторых нетрадиционных техниках рисования, обозначив перечень материалов и инструментов, необходимых для выполнения, и способ получения изображения.
1.3. Виды нетрадиционных техник и методическая особенность их использования на занятиях
Рисование жесткой полусухой кистью
Перечень материалов и инструментов: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный из нее силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: на кисть набирается краска (вода практически не используется, и прикосновениями ее к бумаге заполняется весь лист, контурный рисунок или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
(«пальчики-палитра»)
Перечень материалов и инструментов: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета формата А-4, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна (в зависимости от замысла – рисование ягод, гроздей; хаотичное заполнение листа цветными пятнами рисование настроения). После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Перечень материалов и инструментов: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета формата А-4, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью
кисточки и делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью до получения изображения (птицы, деревья). После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск печатками из картофеля
(«печатки»)
Перечень материалов и инструментов: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля – их изготавливает педагог, разрезав клубень пополам и доработав его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы).
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и на- носит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Оттиск поролоном
Перечень материалов и инструментов: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Вместо поролона можно использовать пенопласт или ластик.
Способ получения изображения: ребенок прижимает кусочек поролона к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск смятой бумагой
Перечень материалов и инструментов: блюдце или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются блюдце и смятая бумага.
Восковые мелки (свеча) + акварель
Перечень материалов и инструментов: восковые мелки или свеча, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками (свечой) на белой бумаге.
Затем тонирует лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Монотипия предметная
Перечень материалов и инструментов: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (объекты для рисования выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, прорабатывая детали изображения и каждый раз так же складывая лист.
Монотипия пейзажная
Перечень материалов и инструментов: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги пополам. На одной его половине рисует пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку, на которую краской наносится рисунок, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Черно-белый граттаж
(грунтованный лист)
Перечень материалов и инструментов: картон или плотная бумага любого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно 1 капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенным концом или пустой стержень (иглы, булавки использовать не рекомендуется).
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист бумаги так, чтобы он был полностью покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок (в этом случае он заливается тушью без добавок). После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Цветной граттаж
Перечень материалов и инструментов: цветной картон или плотная бумага, предварительно затонированные акварельными красками либо гуашью, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенным концом или пустой стержень, жидкое мыло.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист бумаги так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист тонируется слоем гуаши (контрастным по цвету) с добавлением жидкого мыла. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможна доработка недостающих деталей гуашью.
Кляксография обычная
Перечень материалов и инструментов: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть (белка № 5 и больше).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу или набирает толстой кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, а изображение внимательно рассматривается, чтобы определить, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой
Перечень материалов и инструментов: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть (белка № 5 и более, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку, или набирает кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. Затем дует на это пятно из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с ниточкой
(«цветные ниточки»)
Перечень материалов и инструментов: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины длиной в два раза больше размера листа.
Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску (можно держать нить за оба конца и окрашивать ее, постепенно опуская в баночку с разведенной краской и придерживая ложечкой, палочкой или кистью). Затем на лист бумаги (или наполовину сложенного листа) выкладывается изображение из нитки или различные петли, причем концы нити остаются свободными (за пределами листа). После этого сверху накладывается другой лист (или половина сложенного листа, прижимается одной рукой, а другой нитка вытягивается за кончики, с одновременным ее потягиванием в разных направлениях. Работа просушивается, недостающие детали дорабатываются тонкой кистью.
Набрызг
Перечень материалов и инструментов: бумага, гуашь, кусочек картона, жесткая кисть или расческа, зубная щетка.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и легонько ударяет ею о картон, который держит над бумагой, – краска разбрызгивается на бумагу. Для разбрызгивания краски можно также использовать зубную щетку или расческу.
Отпечатки листьев
Перечень материалов и инструментов: листья разных деревьев (опавшие, гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает лист дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Методическая особенность использования нетрадиционных техник рисования на занятиии ИЗО : в его начале педагог знакомит детей с тем или иным способом получения изображения, объясняя и анализируя предложенные образцы работ, а затем демонстрируя применение данной техники на практике. Применительно к некоторым сложным по выполнению нетрадиционным техникам рисования (граттаж, монотипия, «цветные ниточки») необходимо совместно с детьми вывести памятку поэтапного выполнения практической работы, что обеспечит осознанное отношение к заданию.
Такие техники, как «пальчики-палитра» и оттиск печатками из картофеля, могут быть использованы на занятиях декоративного рисования с целью отработки понятия «ритм», на занятиях тематического рисования и рисования по памяти и представлению – с целью выполнения отдельных элементов изображения, а также фонирования. Оттиск смятой бумагой, кляксография различных видов, набрызг, отпечатки листьев могут быть использованы с целью подготовки листа бумаги к дальнейшему изображению (трава, снежный покров).
В качестве самостоятельных техник, организующих целостную композицию, могут рассматриваться монотипия, граттаж, кляксография, работа восковыми мелками, рисование свечой. Несомненно, использование в структуре одной работы нескольких нетрадиционных техник рисования, с условием соблюдения композиционной целостности, позволяет добиться ее содержательного и технического богатства. Данный вид практической деятельности можно реализовывать на обобщающих занятиях рисования. Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют педагогу возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению задачи конкретного занятия изобразительного искусства, учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности, а также спектр интересов детей, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным, интересным, познавательным. С другой стороны, дети получают неограниченные возможности выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения, учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы, оформлять их до узнаваемых и погрузиться в удивительный мир творчества.
II. Практическое руководство к организации и проведению занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник
Перспективное планирование нетрадиционных занятий по рисованию
Как и любая деятельность детей дошкольного возраста, рисование требует планомерного руководства его со стороны взрослого. Для этого необходимо в первую очередь составить перспективный план работы.
Цель: Побуждать детей пробовать свои силы в области изобразительной деятельности, тем самым развивая их творческие способности.
Задачи:
1. Расширять запас знаний детей на основе представлений о разнообразии форм и пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии цветов и оттенков.
2. Знакомство детей с различными материалами, их свойствами, выразительными возможностями. Развитие навыков работы с карандашом, кистью, другими материалами, тем самым способствовать умственному развитию детей.
3. Создание благоприятных условий для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, активность, самостоятельность, любознательность и самое главное фантазия детей.
«Покажи и расскажи».
Цель: Выявить индивидуальные особенности детей, умения различать цвета, передавать образ с помощью карандаша, кисти.
«Краски Осени»
Цель: Учить использовать сочетание цветов осенних оттенков, смешивать краски основных цветов, получать новые оттенки.
«Дует, дует ветер, дует-задувает,
Желтые листочки с дерева срывает…» (занятие 1)
Цель: Дать детям представление о технике отпечатывания. Раскрашивать высушенные листья различных деревьев, делать отпечатки на листе бумаги.
4. «Дует, дует ветер, дует-задувает,
Желтые листочки с дерева срывает…» (занятие 2)
Цель: Закрепить представление детей о технике отпечатывания, создание коллективной работы «Осенний пейзаж».
5. Цикл занятий по теме : «Печатаем рукой».
Цель: Дать детям представление о различных способах рисования, в том числе рисования руками (составление рисунка из нескольких отпечатков пальчиками, тыльной стороной руки, ладонью и т. д.)
Знакомство с техникой
Учить детей создавать образы, рисование отдельных элементов
Составление картины («На морском дне»)
6. «Кристаллические краски» (2 занятия)
Цель: Учить смешивать краски различных цветов, получая новые оттенки. Использовать различные виды материалов (пленка, фольга, листья) для передачи структуры рисунка.
7. «Кляксография»
Цель: Познакомить детей с техникой кляксографии. Чтение детям сказки В. Сутеева «Мы ищем кляксу».
8. «Сегодня мы – волшебники»
Цель: Развивать умение видеть, вглядываться, узнавать того, кто «прячется» в пятне; закреплять у детей навыки работы в технике кляксографии.
9. «Деревья зимой»
Цель: Продолжать закреплять у детей навыки работы в технике уляксографии, учить создавать образы зимних деревьев способом выдувания из соломинки.
10. Рисование ватными палочками. (2 занятия)
Цель: Дать детям представление о разнообразии способов рисования. Познакомить со способом рисования ватными палочками. Развивать навыки закрашивания точками.
11. «Катаем камушки» (2 занятия)
Цель: Продолжать знакомить детей с различными способами рисования. С помощью окрашенных камушков, бусинок, шариков, которые прокатываются по листу бумаги, получаются веселые интересные рисунки.
12. «Коробочка-сюрприз»
Цель: Познакомить детей с коллажем; научить передавать ярко и выразительно с помощью цвета и разнофактурных материалов задуманную тему.
13. «Разбрызгивание краской». (2 занятия)
Цель: Продолжать развивать умения и навыки детей в работе с новым способом рисования.
14. «Оттиски орнамента» (3 занятия)
Знакомство с техникой рисования
Печатаем линии (продолжение знакомства с техникой)
Составление рисунка «Весенний букет»
Цель: Знакомство детей с техникой оттиска, продолжать развивать детскую фантазию путем смешивания красок различных цветов и оттенков, а также многообразием способов оттиска задуманного орнамента на бумаге.
15. «Делаем панно»
Цель: Использовать в работе различные основы для рисования (тарелки, стекло, ткань и т. д.)
Выводы.
Занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник способствуют развитию у ребенка многих психических функций: восприятия, воображения, мышления…
Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи детей.
Необычность занятий, использование различных материалов вызывает у детей положительные эмоции, что способствует их физическому и психическому здоровью.
Дети начинают понимать многообразие и красоту окружающего мира.
С помощью занятий у детей воспитывают чувство прекрасного, доброго, удивительного…
Однако все это требует вдумчивого, грамотного и планомерного руководства со стороны взрослого, направляющего деятельность детей в нужное русло, которое будет идти по путям их развития.