Татьяна Зайцева
Творческая мастерская для воспитателей «Решение изобразительных задач в ходе цикла «Человек — часть экосистемы планеты Земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини – блиц для воспитателей
Вопрос №1.
-Что такое «Экология»?
* «Эко» (греческое «ойкос»)- «дом», «логия» - «наука». Значит,
«экология» - это наука о доме, которая изучает, как связаны
растения, животные, живые организмы между собой и
окружающей средой.
Вопрос №2.
- Известные педагоги – экологи в дошкольном воспитании?
*Николаева С. Н., Рыжова Н. А., Рогаткина Т. А., Шпотова Т. В, Трушкина Т. Л., Тихонова А. Е., Волчкова В. Н., Степанова Н. В.
Вопрос №3.
- Программы экологического воспитания дошкольников?
Публикация «Творческая мастерская для воспитателей „Решение изобразительных задач в ходе цикла „Человек — часть экосистемы планеты Земля“» размещена в разделах
- День Земли. ИЗО, поделки, рисование к празднику
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планета Земля - наш дом
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
*Юный эколог» (Николаева С. Н.);
* «Наш дом – природа» (Рыжова Н. А.);
* «Семицветик» (культурно-экологическое воспитание, Ашиков В. И., Ашикова С. Г.);
* «Природа и художник» (Копцева Т. А.)
* «Паутинка» (Васякина – Новикова Ж. Л.)
Вопрос №4.
- О ком говорят: «Венец творения природы»?
* Человек
Вопрос №5
- Что такое «пейзаж»?
*Картина, главным содержанием которой является природа.
Вопрос №6
- Картины, передающие образ какого-либо человека, группы людей?
* Портрет
Вопрос №7
- Зеркало души?
* Глаза.
Вопрос №8
- В каком первом стилистическом изображении человека принимают участие юные художники (программное?
* Неваляшка, матрёшка.
Вопрос №9
- «Жалобная» книга природы?
* «Красная книга»
Вопрос №10
- Когда отмечается Всемирный день Земли?
* 26 апреля
Консультация для воспитателей
Человек – неотделимая часть экологической системы Земли. Он и создатель, творец красивого и полезного, и потребитель, не щадящий порой ничего живого вокруг. Но ему постоянно необходима хорошая пища, чистая вода, свежий воздух, тепло, доброжелательное отношение людей, пространство для свободных движений и деятельности, чистота, порядок и красота в окружающей обстановке. Именно в таких условиях человек себя хорошо чувствует, не болеет, бодр, весел и деятелен.
На протяжении всей образовательной деятельности педагоги должны прививать правильные представления о том, как необходимо действовать человеку, чтобы не нанести урон ни себе, ни окружающей среде, сохранить чистыми озёра, реки, моря, леса и землю. Воспитателям важно создавать условия в групповых помещениях, организовывать совместную деятельность, наблюдения, ситуативные беседы, просмотр презентаций, видео – материала и т. д.
При общении дети, как правило, активно включаются в оценку окружающей обстановки (тепло – холодно, чисто – грязно, воздух свежий и приятный или плохой и душный и т. д., реагируют на чистоту и красоту в помещении, участка, природы в целом, стараются их поддержать в ходе прогулок и исполнении трудовых поручений. Они охотно радуются тишине, порядку, чистоте, свежему воздуху.
Но одной из наиболее важных задач становится - научить наших ребят узнать себя и тех людей, которые нас окружают. Имеется ввиду, научить не только передавать строение человека, несложные его движения, но и характер, настроение и окружение передаваемых персонажей, т. е. свое эмоциональное отношение к изображаемому герою. Возможно, это будет особая линия или цветовое решение образа, главное – личный взгляд и индивидуальный подход к решению творческой задачи.
По мнению И. Э. Грабаря, высшее искусство есть искусство изображения человека. Прежде чем знакомить дошкольников с этим видом искусства, воспитатель должен иметь представление о данном жанре. Ценность портрета зависит от того, насколько глубоко художник сумел понять внутренний мир изображаемого человека, передавать его характерные черты. Показав человека умным или глупым, добрым или жёстоким, хитрым или простодушным, можно как бы рассказать о своей жизни.
Этот жанр является самым сложным в изобразительном искусстве. Сложно и его восприятие и воспроизведение. Правильно, доходчиво подать это понятие, научить разбираться в строении, изображать человека – одна из важнейших задач творческой деятельности. Важнейшая роль здесь отводится педагогу, его компетентности в этой области.
Работа по познанию детьми человека ведё тся в следующих направлениях:
- развитие познавательной активности детей посредством ознакомления с ролью человека в общей системе мироздания;
- ознакомление с портретной живописью на образцах классики и современности;
- дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры;
- самопознание и собственные наблюдения детей.
При организации непосредственно образовательной деятельности необходимо учитывать возрастные особенности, интересы и уровень знаний, умений и навыков детей индивидуально. Преподнесение знаний должно вестись ненавязчиво, переплетаясь с наблюдениями, игрой, экспериментированием. Красной линией таких занятий является творчество в разнообразном его проявлении. Каждый ребёнок должен иметь возможность высказать своё мнение словом, рисунком, языком пластики танца. Лучше всего, если кульминацией станет продукт какой либо творческой или экспериментальной деятельности. Именно в этом случае в памяти останется наиболее яркое впечатление от увиденного.
Ребёнок дошкольного возраста имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства, его нужно многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т. п. В течение каждого года воспитанники младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп осваивают на доступном им уровне способы изобразительной деятельности.
Можно выделить некоторые этапы изображения людей :
- декоративные образы (матрёшка, дымковские барыни);
- одухотворение силуэтного изображения (живые пальчики, добрый и злой волшебники);
- сказочные персонажи (Снегурочка, бабушка и внучка);
- портрет (мужской и женский, шуточный автопортрет, коллективный портрет группы);
- рисование фигуры человека в движении, дополняя её окружающей средой.
Творческая мастерская
Для более яркого обзора предлагаемых этапов сегодня мы выполним некоторые задания. Каждый из Вас сможет проявить свои творческие навыки и умения воплощать замысел. Эти задания можно предлагать детям, учитывая возрастные особенности и уровень подготовленности.
1. «Матрёшка». Дорисовка образа матрёшки в предлагаемом силуэте.
Рекомендуемый материал – гуашь. Рекомендуемый возраст детей – 3-4, 4-5
лет.
2. «Дымковская барыня». Прорисовка лица, дополнение элементами узора.
Выражение настроения через сочетание красок и линий. Рекомендуемый
материал – гуашь. Рекомендуемый возраст детей 4-5 лет.
3. «Живые пальчики». Обводим кисть руки и превращаем каждый пальчик в
образ человека : лица членов семьи или друзей, персонажей сказки и т. д.
важно использование характерных деталей: завитков, точек, запятых,
цветочков, деталей головных уборов. Рекомендуемый материал –
фломастеры, цветные карандаши. Предполагаемый возраст – 4-5 лет.
4. «Королева - Осень». Рисование силуэта на основе простых
геометрических форм (треугольник, овал) и украшение его по
собственному желанию в соответствии с заданной темой. Рекомендуемый
материал – восковые мелки, акварель. Предполагаемый возраст – 5 лет.
5. «Добрый и злой волшебники». Прорисовка двух силуэтов
противоположного характера, используя контраст линии, цвета, ритма
узора. Рекомендуемый материал – гуашь. Предполагаемый возраст 5-6 лет.
6. Портрет. «Весёлый Антошка разрисовал бабушкины кувшины», «Мой
папа», «Портрет любимой мамочки», «Автопортрет группы»,
«Первоапрельская шутка». Изображение лица выполняется на основе
заданного овала и дополняется деталями, присущими реальному или
шутливому образу: кудри, бусы, шляпа, кружева, цветочки, гаечки,
колёсики, цифры, буквы и т. д. Рекомендуемый материал – фломастеры,
восковые мелки, акварель, гуашь, пастэль. Предполагаемый возраст 6 лет.
7. Изображение человека в движении. Рисование проходит в несколько
этапов:
- игра «Собери человечка из палочек»;
- перенос графического рисунка на лист (выполнение наброска);
- «оживляем» человечка;
-«одеваем» человечка;
- дополняем изображение окружающей средой.
Рекомендуемый материал – простые и восковые карандаши, акварель, гуашь. Предполагаемый возраст 6 - 7лет.
Юным почемучкам нелегко справиться с поставленными задачами. Для того чтобы не пропал интерес к предлагаемым заданиям, педагогам придётся проявить выдумку, фантазию и мастерство. Включая в процесс обучения игровые приёмы, ознакомление с разнообразными формами изображения необходимо вызвать эмоциональный отклик в сердцах ребят. Непосредственность полученного результата – лучшая награда за труд воспитателя.