Каринэ Джарджуманова
Творческий проект «Формирование нравственно-эстетических качеств дошкольника через культуру и традиции дагестанского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦРР МБДОУ – Детский сад № 49
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
На тему:
«Формирование нравственно - эстетических качеств
дошкольников через культуру и традиции дагестанского народа.»
Выполнила:
Муз. рук. МБДОУ№49
г. Махачкала
Джарджуманова К. А.
2017г.
«Формирование нравственно - патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции дагестанского народа»
Публикация «Творческий проект „Формирование нравственно-эстетических качеств дошкольника через культуру и традиции дагестанского народа“» размещена в разделах
«Дагестанский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного дагестанским искусством, литературой…
Национальные отличия сохранятся и в будущем, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
«…Мы должны сохранить все ценное, что составляет дагестанскую культуру - национальные языки, традиции и обычаи, народное творчество, памятники истории и духовное наследие. Это очень важно».
Актуальность проекта
Родители все реже читают детям книги. А патриархальная семья из трех поколений уже практически ушла в прошлое. А с ней и способы передачи информации, сохранения культурных традиций. Бабушки и дедушки все реже передают традиции семьи. Да и сами родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства и рассказывают сказки. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребенок узнает о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством.
Благодаря использованию комплекса разнообразных методов по ознакомлению с различными элементами культуры дагестанского народа у детей появляются не только новые представления о социальной действительности, но и новые эмоциональные оценки, гуманные сопереживания, что способствует формированию эмоционально-положительного настроя по отношению к национальной культуре.
Патриотизм
В наше время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов и племен. Можно увидеть, что родители окружают детей вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и возможностями. Однако традиционным в их действиях является лишь разговор с малышом на родном языке, реже использование напевов, пестушек и потешек, игр. Сказки и загадки присутствуют в его воспитании как элемент фольклора, обрядовая часть отсутствует вовсе, подтексты культуры незнакомы порой даже самому педагогу. Поэтому часто знакомство со своей родной культурой, именно знакомство, поверхностное внешнее.
Цель проекта
Формирование национальной памяти через знакомство со старинными праздниками, традициями, фольклором, художественными промыслами, декоративно-прикладным искусством, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений, просеянных через сито веков.
Задачи проекта
*Помочь детям почувствовать духовную жизнь дагестанского народа.
*Познакомить с культурным наследием предков.
* Воспитывать гордость за свой народ, пробуждать чувство любви к Родине, посеять семена патриотизма через духовное самоопределение.
*Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие детей, мелкую моторику и речь.
* Развивать нравственные качества личности дошкольника.
*Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти там свое место.
Паспорт творческого проекта
Область программы - «Музыка», «Коммуникация», «Познание»,
«Социализация», «Труд».
Тип проекта
– Информационно – творческий, групповой.
Длительность
– среднесрочный.
Проблема
- Недостаток в формировании представления и приобщения детей к культуре, традициям народов Дагестана в семье.
Цель
- Приобщение к культуре, традициям народов Дагестана через музыку.
Презентация
– Фольклорный праздник в старшей группе.
Практический результат - Совместная работа с детьми по созданию элементов костюмов к празднику, атрибутов, сбор различной старинной утвари, создание коллажа из фотографий различных народных праздников, просмотр видеофильмов.
Участники проекта
* Музыкальный руководитель
* Воспитатели старшей-подготовительной группы
*Воспитанники старшей- подготовительной группы
*Родители
*Сотрудники детского сада.
Методы реализации проекта
Всю работу по созданию проекта можно разделить на несколько этапов:
Первый «Вводный»
1. Моделирование ситуации позволяющей выявить проблему и определить детские цели проекта
«Модель трёх вопросов» - (Что знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтоб узнать?)
2. Анализ семейного воспитания по данному вопросу:
• Индивидуальные беседы с родителями
• Анкектирование родителей на тему «Что вы знаете о культуре и традициях своего народа?»
3. Диагностирование детей (начальное, выявление уровня знаний по теме.
Второй «Основной»
Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя.
1. Создание атмосферы национального быта.
Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Ребят должны окружать предметы, характерные для дагестанского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.).
В дагестанском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты дагестанского характера, присущие ему нравственные ценности представления о добре, красоте, правде, верности и т. п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.
4. Знакомство с народным искусством.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на посуде; узоры в коврах; причудливые игрушки.
5. Знакомство с дагестанскими народными играми.
Дагестанские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребенка побуждает ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.
6. Создание развивающей среды
Так же важным этапом работы по приобщению детей к дагестанским традициями, быту и культуре является создание развивающей среды. Поэтому в каждой группе созданы уголки, где воссозданы основные детали народного быта – домашняя утварь,станки для ковроткачества, люльки, коврики, джурабы и т. д.
В музыкальных уголках присуствуют дагестанские народные инструменты, такие как - пандур, барабан, кеманча, зурна и. так далее по возрастам.
7. В музыкальном зале проводятся : Тематические интегрированные занятия по ознакомлению с традициями праздниками и обрядами дагестанского народа,такие как: «Праздник сбора урожая», «День виноградаря», «День чабана», «Навруз-байрам», «День первой борозды». а также разыгрываем с детьми дагестанские народные сказки, потешки, пословицы, поговорки, приметы.
Третий «Заключительный»
1. Совместная деятельность воспитателя и музыкального руководителя с детьми:
• Обсуждение результата, полученного в ходе проекта, выяснение причин успехов и неудач, совместное определение перспективы;
• Оформление альбома-песенника с иллюстрациями детей по закличкам, потешкам, обрядовым песням и т. д.
• Создание и оформление мини-музея.
2. Совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателей, детей и родителей.
*Презентация проекта в форме фольклорного праздника «День виноградаря»
3. Деятельность музыкального руководителя и воспитателя.
* Диагностирование детей (повторное). Что мы узнали по теме?
Проект реализуется по двум направлениям.
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Формы работы с детьми:
1. Слушание и разучивание музыки на занятиях и в часы досуга.
2. Рассматривание картин и иллюстраций по теме.
3. На занятиях изобразительной деятельности: подготовка иллюстраций к песеннику, рисование пригласительных на праздник.
4. Ручной труд: изготовление поделок для музея.
5. Чтение художественных произведений
6. Работа с детьми в семье : беседа и сбор материала для мини-музея.
7. Диагностирование.
Формы работы с родителями.
1. Анкетирование.
2. Консультации.
3. Коллекционирование.
4. Разучивание народных песен на родном языке.
5. Выступление на презентации проекта.
6. Вернисаж творчества родителей.
Вывод и планируемая работа по теме.
Благодаря использованию комплекса разнообразных методов по ознакомлению с различными элементами культуры дагестанского народа у детей появляются не только новые представления о социальной действительности, но и новые эмоциональные оценки, гуманные сопереживания, что способствует формированию эмоционально- положительного настроя по отношению национальной культуре.
В музыкальном зале разместить экспозиции «Дагестанского народного костюма», «Народной игрушки», «Народных инструментов», представить образцы национальной «кайтагской» вышивки, вязания, ковроткачества, резьбы по дереву, по металлу, образцы изделий народных промыслов.
Ресурсное обеспечение:
- Фотографии из семейного альбома воспитанников.
- Репродукции дагестанских художников.
- Дагестанская литература.
- Музыкальный материал: «Радость труда» М. Кажлаева, «Эй, чабан»дарг. н. мел., «Танец садоводов» кум. нар. мел., «Сбор урожая» М. Кажлаева, «Канатаходцы» Ш. Чалаева, «Танец кукурузы» Батырбековой,
«Что такое Родина» Ш. Шамхалова., «Виноград» С. Гаджиевой,»День в горах»Ш. Шамхалова, «Мой Дагестан» Н. Дагирова.
Дополнительный материал на родных языках : «Урожайная» Н. Дагирова (на аварском языке, «Родина» муз. и сл. народные (на табасаранском языке).