Папки-передвижки

Консультация «Формирование экологической культуры дошкольника через общение с объектами природы»

Хвалина Галина
Консультация «Формирование экологической культуры дошкольника через общение с объектами природы»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст - самоценный этап в формировании экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем, выработка эмоционально- нравственного и действенного отношения к природе. Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающей его природой.

Публикация «Консультация „Формирование экологической культуры дошкольника через общение с объектами природы“» размещена в разделах

Мои целевые установки заключается в создании условий для формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. Формирование экологической культуры личности – сложный и длительный процесс. Необходимо научить детей экологически целесообразному образу жизни. Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности.

Для достижения поставленной цели педагогической деятельности я решаю следующие задачи:

1. Создание экологической развивающей среды.

.Формирование системы элементарных научных экологических знаний,

доступной пониманию ребёнка-дошкольника через интегрированный подход.

3. Развитие познавательного интереса к миру природы.

4. Формирование первоначальных умений и навыков экологически

грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями.

5. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

6. Формирование психических процессов: памяти, внимания, мышления,

воображения.

7. Развитие познавательно-творческих способностей детей.

8. Повышение уровня информационной культуры и педагогической компетенции родителей в вопросах экологического воспитания.

9. Формирование у родителей потребности в знаниях об экологической культуре в жизни и желания передавать их детям собственным примером.

В качестве теоретического и методического основания для решения поставленных целей и задач экологического воспитания дошкольников я использую результаты отечественных исследований, положительный опыт работы с дошкольниками в области экологического образования :

• программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая способствует созданию наиболее благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формированию основ экологической культуры в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста;

• - программа «Безопасность» под редакцией Н. Н. Авдеевой, Н. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, способствующая формированию основ экологической культуры, ценностей ЗОЖ, норм безопасного поведения детей дошкольного возраста.

• - программа «Наш дом - природа» под редакцией Н. А. Рыжовой

• - программа «Юный эколог»» под редакцией С. Н. Николаевой;

Методические рекомендации:

«Добро пожаловать в экологию» под редакцией О. А. Воронкевич,

«Экологические занятия с детьми» под редакцией Т. М. Бондаренко

«Войди в природу другом» под редакцией З. Ф. Аксеновой

«Экологическое окно в детском саду» под редакцией В. М. Корниловой.

Методика моей работы с детьми строится на эмоциональном воздействии природы на чувства ребёнка – удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с окружающей природной средой. Содержание работы по экологическому образованию дошкольников строю по следующим блокам: Я и природа. Вода. Воздух. Песок, глина, камни. Солнце. Почва. Растения. Животные. Лес и его обитатели. Человек и природа.

В своей работе по экологическому воспитанию детей использую разнообразные формы и методы в комплексе. Выбор форм и методов обучения и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые необходимо решить воспитателю.

Формы организации экологического образования детей :

• Непосредственно образовательная деятельность (Образовательные области «Познание», «Труд», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье». «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» и их интеграция, дидактические игры, создание педагогических ситуаций, наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения и др.

• Совместная деятельность воспитателя с ребёнком (целевые прогулки, экскурсии в природу; обсуждение с детьми правил безопасного поведения в природе : «Дикие животные: друзья или враги?», «Чем опасны грибы?», «Правила друзей природы», «Верни природе чистоту»; эвристические беседы, в ходе которых дети получают возможность доказывать свои суждения, используя накопленный опыт; посильный труд в природе, поисково-исследовательская и проектная деятельность и т. д.

• Самостоятельная деятельность детей в экологической развивающей среде (ведение и заполнение уголка наблюдений за природой, рассматривание книг, картинок, альбомов, передача природных явлений в рисунке, лепке, аппликации, настольно-печатные игры, театрализованные игры, детская деятельность в уголке экспериментирования, уход за комнатными растениями, наблюдение за сезонными изменениями и др.).

В своей работе по экологическому образованию использую следующие методы и приё мы: метод наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты и эксперименты, проблемные ситуации или проведение опытов, позволяющих «открыть новое знание»; словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы – описание, практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы, игровые методы, практическая работа и поисковая деятельность; метод проектов.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств является проектная деятельность. Использование технологии проектирования помогает мне в работе по выбранному направлению педагогической деятельности, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Экологический уголок группы - одно из любимых мест детей в нашей группе. В нем сосредоточены: комнатные растения, требующие разных способов ухода, материалы для ухода за растениями, «Огород на подоконнике» для организации наблюдений за ростом растений и закреплению знаний о выращивании огородных культур (лук, петрушка, укроп и др.) и ухода за ними. Календарь погоды со схемами, изображающими погодные явления, предназначен для ежедневной работы с детьми. В природном уголке дети с удовольствием ухаживают за растениями, собран различный природный материал. Активно использую труд в природе : осенью — уборка сухих листьев, веточек; зимой — очистка участка от снега, постройки из снега; весной — участие в обработке кустарников, посадка цветов на клумбу; летом – участие в посадке и прополке огорода, цветников.

Уголок экологического воспитания содержит дидактические игры о природе, картинки и иллюстрации к разделу «Мир природы», книги об обитателях уголка природы, энциклопедии, экологические сказки и рассказы, составленные детьми, которые мы оформили в виде книжек и т. д.

Организованные формы образовательной деятельности по экологии включают в себя теоретическую и практическую части (опыты). Для воспитания у ребёнка интереса и положительного отношения к объектам природы используются различные методы:

- самостоятельная работа с раздаточным материалом;

- дидактические игры и игровые упражнения: «Кто лишний», «Что изменилось?», «С какого дерева лист?», «Найди ошибку» и т. д.

- индивидуальная работа;

- наблюдения на прогулке;

- экспериментирование.

Комплексно используются наглядные, словесные и практические методы и приёмы обучения. Выполняя задания, дети знакомятся с объектами природы, их разнообразием, взаимодействием друг с другом, без труда могут установить причинно – следственные связи между действиями человека и состоянием природы.

Работа по экологическому образованию детей привела к следующим результатам и как следствие:

- становление у дошкольников начал экологической культуры, которое выявляется с помощью мониторинга (2 раза в год);

-формирование эмоционально – доброжелательного отношения к живым существам в процессе общения с ними;

- развитие интереса и любви к родному краю, формирование представлений об экологических проблемах родного города;

- уточнение, систематизация и углубление представлений о живой и неживой природе;

- понимание причинно – следственных связей внутри природного комплекса : знакомство с особенностями жизни животных, взаимосвязи растений и животных друг с другом и со средой обитания;

- умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных в неволе;

- ответственное и бережное отношение к домашним животным, растительному богатству нашего края;

- воспитание отзывчивости и коммуникабельности, стремления сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту, уважительное отношение к традициям своего народа;

- формирование представлений о том, что человек – часть природных объектов, а их сохранность – прямая обязанность человека;

- охрана и укрепление здоровья детей, их правильное взаимодействие с природой;

- формирование представлений о том, что состояние здоровья человека зависит от состояния окружающей среды и собственного поведения.

В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколениям младшему в виде нравственных понятий. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умение индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.

Воспитатель:

Хвалина Галина Владимировна

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой Доклад из опыта работы на тему: «Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой». Общение - одна.

«Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» «Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Каждый дошкольник - маленький исследователь,.

Формирование массовой культуры на формирование духовно-нравственных качеств дошкольника Влияние массовой культуры на формирование духовно-нравственных качеств дошкольника. "Педагогический процесс только тогда хорош, когда в.

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами живой природы Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами живой природы Никифорова С. Н. Актуальность.

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром природыФормирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром природы Актуальность. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет.

Формирование экологической культуры у дошкольников Формирование экологической культуры у дошкольников Возмищева Татьяна Сергеевна, Воспитатель I кв. к., МБДОУ “Детский сад комбинированного.

Формирование экологической культуры в средней группе. Летом дети большую часть времени проводят на участке, что позволяет воспитателю организовывать различные мероприятия, которые помогут детям.

Консультация для родителей «К книге и чтению через досуг и общение» Уважаемые родители! Открывая ребенку книгу – Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование экологической культуры дошкольника через общение с объектами природы»
Опубликовано: 17 октября 2017 в 09:36
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Формирование экологической культуры дошкольника через общение с объектами природы»» (включая файлы) размещена пользователем Хвалина Галина (УИ 689325) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД