Юлия Шкиндер
Формирование нравственно-духовных качеств у младших школьников средствами народной педагогики на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Поэтому должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно - нравственными нормами.
Начальное образование обеспечивает формирование нравственных качеств личности ребёнка, его эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру, положительной мотивации к учебному процессу, развитие его индивидуальных способностей и умений в познавательной деятельности, указано в Государственном общеобязательном стандарте образования Республики Казахстан.
Публикация «Формирование нравственно-духовных качеств у младших школьников средствами народной педагогики на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Логопедические занятия
- Народная культура, фольклор
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В раннем детстве у ребёнка возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших средств речи : гуления, лепета, а в возрасте около года появляются первые слова. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребёнок пользуется всё более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он «Использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.
Речь - очень широкая сфера деятельности человека. В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью.
Проблема развития речи учащихся волнует каждого учителя начальной школы. К сожалению, приходиться отметить, что многие дети приходят учиться с низким речевым уровнем, не умеют правильно построить предложение, не владеют монологической речью, допускают ошибки в разговоре, связанные с неправильным произношением, а затем и написанием. Устранить эти расхождения и тем самым значительно повысить уровень речевой культуры детей возможно только в том случае, если на каждом году обучения будет систематически проводиться работа по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса детей.
Младший школьник знает доступные его разуму нормы поведения, эти знания получены в практике общения со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов. Младший школьник может проявить сочувствие при чьем - то горе, испытать жалость к больному животному, проявить готовность отдать другому что - то для него дорогое. Он может при обиде, причиненной его товарищу, броситься на помощь. И вместе с тем в сходных ситуациях он может и не проявить этих чувств, а, наоборот, посмеяться над неудачей товарища, не испытывать чувства жалости, отнестись с равнодушием к несчастью.
Именно младший школьный возраст считается наиболее восприимчивым для усвоения моральных знаний, так как в силу ограниченности нравственного опыта моральные знания являются регулятором духовно - ориентированного поведения, его мотивов.
Ребёнок в младшем школьном возрасте характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм; он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.
Вопрос духовно - нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно - нравственного воспитания молодого поколения.
В своей работе мы используем средства народной педагогики для развития речи учащихся младшего школьного возраста. Развитие речи учащихся - процесс сложный и творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким - то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное - в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.
Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи. Богатый словарный запас - это важнейшая предпосылка, не только обеспечивающая ученику развитие речи, но и создающая условия для лучшего усвоения всех разделов науки о языке, для успешного формирования орфографических и стилистических навыков.
Можно ли ребёнка научить думать и свободно выражать мысли своими словами? Оказывается, можно. Но для этого нужно поставить его в благоприятные условия. Этим условием в начальной школе является игра. Игра - есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребёнка на более высокий уровень - на уровень мыслящей, творческой личности. Это один из эффективных методов (1 класс) и приёмов (последующие классы, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на развитие речи.
На своих уроках стремимся учить детей увлекательно. Тщательно отбираем занимательный материал. Обращаем особое внимание на постановку вопросов проблемного характера, использую разные игровые формы упражнений, забавные сюжеты, рисунки, с помощью которых ученики вводятся в определённую игровую ситуацию.
Не забывая о воспитательных задачах уроков чтения, побуждаю детей жить вместе с героями произведений, радоваться и огорчаться, высказывать свое мнение о событиях и героях прочитанных произведений, приводить примеры из жизни:
1) Игра - шутка, рассчитанная на смекалку и догадливость. Разгадывая загадки, школьники узнают об их своеобразии, о том, с помощью каких языковых средств они создаются. Дети могут сочинять свои загадки. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности.
2) Загадки - вопросы касаются многих сторон жизни и деятельности людей. В них отразились привычные представления народа. Значение этих загадок в умственном воспитании чрезвычайно велико. Они требуют не только сообразительности и активной мыслительной деятельности, но и больших усилий памяти. Ответ на некоторые вопросы - загадки дети встречали в пословицах, песнях и сказках. Ответы содержатся в сказках в разных вариантах. Самым удачным обычно признается ответ наиболее безупречный, убедительный по содержанию и высокопоэтический по форме.
3) Пословицы - не старина, не прошлое, а живой голос народа : народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего - осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям.
Обогащению словарного запаса способствует через «Пословицы и поговорки». Самое главное здесь научить понимать образность пословиц и поговорок, научить применять их в речи. Можно дать задание составить небольшой текст к данной пословице или поговорке. При изучении данной темы провожу такие игры: «Подскажи словечко», «Закончи пословицу», «Отгадай пословицу по данному слову», «Составь пословицу из рассыпанных слов».
4) Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребёнка.
На занятиях мы используем сказки про «Букву». Где идёт описание элементов написания буквы. Например: Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы вверху две шишки - ой, нет! - две точки. Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву - букву. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.
5) Музыка является одним из средств воспитания и воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Музыка - это искусство, и любые его жанры воздействуют именно на чувственную сферу человека, на его эмоции. Через чувство музыка оказывает большое влияние на поступки, на действия, на формирование мироощущения и мировоззрения. Чувства и эмоции - основной рычаг его действий и поведения.
Логопедическая ритмика это комплексная методика, включающая в себя формы музыкально - ритмического, физического и логопедического воспитания. Её принципы формируют единство развития и коррекции функциональной системы ребенка с речевыми расстройствами. Существует три главных составляющих, на которых держится логопедическая ритмика : музыка, речь и движение. Эта форма воспитания способствует устранению нарушений в произношении ряда звуков родного языка, общего недоразвития речи. Логоритмика развивает художественный вкус ребенка и содействует эстетическому воспитанию. Она с раннего возраста прививает дошкольникам любовь к прекрасному и вводит их в мир музыки.
Таким образом, мы приходим к выводу, что использование средств народной педагогики в процессе обучения школьников на логопедических занятиях занимает достаточно важное место. Необходимым условием формирования духовно - нравственной сферы ребёнка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребёнок усваивает социально - исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях способствующие развитию речи у учащихся.
Литература:
1. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан // Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года. - № 1080. - 11 с.
2. Жарковская Т. Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Жарковская Т. Г. // Стандарты и мониторинг в образовании, - 2003. - №3. - С. 9 - 12
3. Аверина Н. Г. О духовно - нравственном воспитании младших школьников / Аверина Н. Г. // Нач. школа. - 2005. - №11. - С. 68 - 71
4. Бутусова Н. Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно - методическое пособие // Бутусова Н. Н. - СПб. : Детство Пресс, 2012. - 304 c.
5. Ханина О. Г. Развитие речи // Рн// Д: Феникс, 2012. - 48 c.
6. Шадрина Л. Г. Развитие речи - рассуждения детей 5 - 7 лет // Шадрина Л. Г., Семенова Л. В. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 128 c.