ирина мамаева
Формирование патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ
на 2016-2017 учебный год
воспитателя МБДОУ «Детский сад № 57» комбинированного вида
Мамаевой Ирины Владимировны
«Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом»
Актуальность.
Публикация «Формирование патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом» размещена в разделах
Актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе развития общества, приобретает чрезвычайную значимость. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам культуры, природы родного края, воспитания эмоционального действенного отношения, чувства сопричастности к окружающему. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребёнку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведётся последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, район), к более сложному – город, край, страна. Знакомство с двором улицей, на которой живут дети, микрорайоном дают начало формированию у детей представлений о родном городе, истории, достопримечательностях. Нет ничего лучше прогулки по родному городу с папой и мамой. Любование его красотами, обсуждение, участие в субботниках на благо двора, детского сада. От каждого маленького гражданина, его причастности к жизни родного двора, улицы, города сегодня, зависит благосостояние и процветание его страны в будущем. Ребёнку понятно и близко то, что он видит, может ощутить. Необходима наглядность, личный пример взрослого, который руководит процессом воспитания. Большое значение в данном направлении имеет работа с родителями. Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие, сотрудничество педагога и родителей.
Цель.
Совершенствование профессиональной деятельности воспитателя и повышение профессиональной компетентности с использованием достижений науки и внедрения их в практику.
Задачи самообразования по теме:
• изучение научно-теоретического материала;
• разработка, апробация и внедрение в работу картотеки дидактических игр по данной теме;
• изучение и внедрение современных форм работы, технологий воспитательно - образовательной работы.
Этапы изучения темы:
1. Информационный блок – переработка теоретических материалов и разработка перспективного планирования.
2. Технологический блок – разработка картотеки, конспектов
3. Организационный блок – создание развивающей предметно-пространственной среды.
Список изучаемой литературы:
1. Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду» / Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - N3 – с. 12.
2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»(под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой). М. : Мозаика – Синтез,2010г
3. Т. Н Вострухина, Л. А Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7лет.
4. Н. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».
Формы работы по самообразованию
2016-2017 учебный год
№ Тема Форма отчета Уровень
1
Сентябрь Изучение методической литературы.
Диагностика
Проведение игр (ежедневно по 10-15 минут по желанию детей) Диагностика ДОУ
2
Октябрь Беседы о городе Дзержинске :
«история возникновения Дзержинска»
«Каким раньше был город»
Картотека ДОУ
3
Ноябрь Архитектура города.
Рассмотрение открыток, фотографий, архитектуры прошлого и настоящего.
Д/И «Кому что нужно для работы».
Альбомы
фотогазета ДОУ
4
Декабрь Беседа на тему: «Родной город и его достопримечательности».
Рисование на тему:
«Наш город».
Выставка
рисунков ДОУ
5
Январь Создание картотеки дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию : «Мой адрес», «Моя семья», «Узнай герб своего города».
Фотовыставка на тему «Папа, мама, я - дружная семья!» Картотека Фотовыставка ДОУ
6
Февраль Знаменитые люди Дзержинска.
Беседа о знаменитых людях, прославивших наш город.
Д\И «Узнай и назови знаменитых людей».
Рисование на тему: «наши главные здания».
Альбомы, книги ДОУ
7
Март Экскурсия в библиотеку
Составление рассказа по иллюстрациям, из личного опыта "Я и мой город"; фотоотчёт
стенгазета
ДОУ
8
Апрель Беседа на тему: «Город мастеров» (знакомство с растяпинскими игрушками).
Рассматривание книг, альбомов с образцами народных промыслов.
Открытый просмотр ООД Вернисаж на тему: «Весёлая ярмарка»
Конспект ДОУ
9
Май Беседа о дзержинцах, которые участвовали в Великой Отечественной войне.
Аппликация на тему: «Открытка для ветеранов»
Экскурсия в госпиталь ветеранов ВОВ.
Оформление страницы воспитателя на ДОУ
Проведение патриотической викторины, КВН фотоотчёт
Конспект викторины
ДОУ
Госпиталь ветеранов
Анализ проделанной работы по теме самообразования:
• Обогащение предметно-пространственной среды
• Создание картотеки дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию
• Создание серии конспектов
• Создание творчески изготовленных альбомов
Вывод:
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.