Елена Ерошенко
Турнир по истории Донского казачества «Традиции и быт Донского казачества»
▼ Скачать + Заказать документы
Турнир по истории Донского казачества
(Традиции и быт Донского казачества)
Подготовила: Ерошенко Е. Г.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Обобщение знаний о семейном укладе казаков, духовно-нравственных устоях Донского казачества.
Задачи:
Образовательные:
- приобщать детей к культуре и быту казачества;
Публикация «Турнир по истории Донского казачества „Традиции и быт Донского казачества“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2018
- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;
- формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях;
- ознакомить с содержанием казачьих песен (отражение жизни народа на протяжении многих веков);
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.
- совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.
Предварительная работа: посещение библиотеки, разучивание игры «Забытые слова». Чтение книги «Славен Дон» М. Астапенко, заучивание казачьих слов и выражений, стихов, былин, рассказов, знакомство с заповедями казаков, заучивание заповедей в стихах В. Камкина, рассматривание иллюстраций с изображением жизни казаков; рассматривание казачьей одежды; беседа о воспитании девочек, мальчиков, о традициях семейного воспитания; дидактические игры, презентации, видео и фото материалы, игровая деятельность, взаимодействие с родителями (консультации, буклеты, родительские собрания, собирание экспонатов для мини-музея.)
Материал: Казачья горница с утварью : печь, прялка, рушник, скатерть, икона, сундук, плетеные корзинки, рыбачья сеть, колыбель, лоскутное одеяло, старинные фотографии казаков, казачьи костюмы, аудио записи казачьих песен в развивающем пространстве группы (русская печь, прялка, люлька, ухват, ручник)
Ход турнира:
Вос: Приветствую вас гости дорогие, ребята удалые! Мы сегодня собрались, чтобы вспомнить игры да обычаи казаков, чтобы не сгинули они в веках, а достались детям да внукам нашим. Вы хотите стать настоящими казаками и казачками? (Да). Сегодня мы посвятим вас в казаки. Сейчас прозвучит гимн казачества, давайте с вами вспомним как надо себя вести во время исполнения гимна (Ответы детей) Звучит гимн.
Вос: приглашаю вас в казачью горницу. А знаете ли вы, что означает слово «казак»?
Дети: Да, слово казак – это очень древнее слово, и означает оно – вольный удалой человек.
Вос: Да. Казаки были храбрые, смелые войны, преданные своему Отечеству, готовые в любую минуту защитить свою Родину. Ну, а казачка всегда была верной подругой и помощницей казаку в любом добром деле! Она дом берегла, огонь хранила в домашнем очаге, когда казак уходил в дальний поход. Издавна были крепки казачьи семьи, сильны они были тем, что каждый в семье имел свои обязанности.
Объявляю 1 раунд, «обязанности казаков» сейчас мы посмотрим, как вы их знаете.
Кого с царских времён приглашали на службу для охраны Российских границ? (казаков)
Кто ведёт домашнее хозяйство? (казачка)
Кто пашет и засевает широкие донские поля? (казак)
Кто поёт своим детям колыбельные песни (казачка)
Кто ловит рыбу?
Кто готовит вкусный доской борщ (казачка)
Кто ухаживает за лошадьми (казак)
Кто печёт вкусный каравай (казачка)
А что делали казачата? (казачата любили играть, лепить из теста, когда подрастали помогали по хозяйству)
Вос: Молодцы! Много вы знаете о казачьей жизни мужчин и женщин!
Вос: объявляю 2 раунд «Казачий костюм – это целый мир» Ребята, сегодня вы пришли в старинных казачьих костюмах, расскажите, как одевались в старину люди на Дону. Одежда казаков, очень древняя, потому что в основе своей была тюркской, шилась вручную, её украшали вышивкой, хранили в сундуках.
1. На нижнем Дону казачки носили шаровары, а также юбку –плахту, рубаха была мужского покроя, на голове носили рогатую кичку.
2. На мне повседневная одежда. Рубаха казачки состояла из «ожерелка» — верхней части, которая была из шелка, «подола» — юбки, из полотняной ткани и обшитой по низу красной каймой (кырмызом). Пышные рукава на манжете и ожерёлок на шеи рубахи придавали ей «богатый» вид. Продолжением костюма была понева. Все закреплялось на талии с помощью пояса. Носили поневу либо «распустивши», просто повязав вокруг талии, либо «подтыкавши» — с подоткнутыми полами. завеска, или хвартук за-щищал одежду от загрязнения, а в праздничном являлся дополнением в кос-тюме. Носили передники поверх рубахи и поневы или сарафана
3. Сарафан тоже являлся элементом казачьего женского костюма. Это высокая юбка с лямками или цельное платье без рукавов, надевалось поверх рубахи. Сарафаны шили из фабричных тканей (китайки, шелка, парчи, узорного ситца). Украшали вышивкой, лентами, цветными полосками из ситца, бахромой. На Дону яркий ситцевый сарафан назывался кумашником.
4. Это кубелек старинное праздничное платье, он шился из парчи. Лиф платья застегивался серебряными или позолоченными пуговицами Когда казачка поднимала руки кверху, широкие рукава выглядели как крылья мотылька от этого сходства произошло название платья. Кубелек носился с шелковой рубахой с широкими рукавами, выпускавшимися из его рукавов. Подол рубахи был виден.
Подвязывался кубелек поясом (татаур) он состоял из соединенных между собой серебряных, позолоченных звеньев.
5. Верхняя женская праздничная одежда для весны и осени из тканей фабричного производства стеганная с подкладкой называлась - Кохта. распашная одежда без воротника, рукава длинные. Застёгивалась она на одну пуговицу, пришитую у горла.
6. Мой головной убор в виде мягкой шапочки называется Повойник он полностью закрывал волосы сверху покрывали платок он был всегда модным. Платок был будничным и праздничным головным убором. Настоящей гордостью казачки была шаль— шелковая для лета и шерстяная, украшенной бахромой для зимы.
7. Старинный костюм постепенно уходил из быта и появился новый кофта и юбка. Они шились из одной ткани и стали называться «Парочка». Кофта и юбка украшалась кружевами и оборками, костюм так понравился казачкам, что стал свадебным, шился из светлой ткани.
8. В моём костюме отразилась древняя связь со степными народами. Штаны, изобретенные еще скифами, являются важным элементом казачьего костюма. Без них невозможна жизнь конника -это широкие шаровары — в узких штанах на коня не сядешь, и движения всадника будут сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних курганах, были такими же, как на мне.
9. это Зипун он надевался поверх рубахи, и считался важным элементом мужского костюма, поэтому походы за военной добычей назывались "походами за зипунами". Популярность зипунов была за их удобство при верховой езде. Походная одежда казаков состояла из зипуна подпоясанного ремнем, широких шаровар, убранных в голенища сапог, и шапки из овчины.
10. Служебная одежда казака –мундир синего цвета и штаны с лампасами. Фуражка означает принадлежность хозяина к казачеству.
Царь наградой жаловал казаков донских
Сукном синим баловал воинов лихих
Дал в придачу алого чуточку сукна
Не хватило малого, подвела казна
Пошили форму синюю донские казаки
Из алой ткани сделали лампасы на штаны
Остатками в фуражках околыш обвели
И сквозь века легенду об этом пронесли.
Вос: объявляю 3раунд «Наш край» (на экран проецируется изображение, а дети отвечают на вопросы ведущей)
-как называется наша область?
- как она называлась в прошлом?
- какое основное богатство Донской земли?
- какие ещё полезные ископаемые добывают в недрах нашей земли?
-назовите самую большую реку нашей области?
- почему Дон называют «Тихим»?
- назовите самую крупную рыбу в Дону?
- а самую мелкую?
-самый большой приток Дона?
- как будто из меди его лепестки и стебель свинцового цвета, стоит на кургане у Дона реки, цветок не сгибаемый ветром!
- на верхнем Дону его называли Кубышка, а на нижнем Дону Лазорик, что же это за растение?
- назовите самый древний город Донского края?
-Как называется дерево –великан которое растёт около станицы Вёшенской? Сколько ему лет(400) какова его высота (23м)
- это дерево гибкое, низко кланяясь до земли не ломается, из его тонких ветвей плетут лёгкую мебель, корзины, оно укрепляет берега водоёмов, что это за дерево?
Птица- которую считают на Дону первым вестником Весны?
Как называется наш город?
Вос: объявляю 4 раунд «мой дом, моя крепость» как называются казачьи дома?
Дети: курени.
Воспитатель: А что означает слово курень?
Дети: Курень значит круглый.
Воспитатель: Значит, дом должен быть круглым?
Дети: Все комнаты были построены вокруг печки по кругу.
Воспитатель: что в старой казачьей пословице называют «царицей в доме»?
Дети: Потому, что она является домашним очагом, символом благополучия.
- Печь обогревала всех, на ней готовили еду.
Воспитатель: Да, таких домов больше ни у кого не было на Руси.
Чем отличаются курени от домов, в которых живете вы?
Дети: Дома у казаков двухэтажные. Первый этаж низкий, его называли низы. А второй высокий - верхи.
восп: - Поэтому про курень говорят Курень, куренек Он не низок, он высок…
А знаете, почему Донские казаки строили именно такие особые дома, непохожие ни на какие другие?
дети: Казаки селились у рек. Весной реки разливались, и вода могла затопить дом, поэтому низы строили из камня, хранили там огромные запасы продуктов, а зимой даже пускали животных. А верхний этаж был деревянным, там жили люди.
казаки говорили : «Жить нужно в дереве, а продукты хранить в камне».
Вокруг дома шел балкон, как его называли?
Дети: балясины.
Воспитатель: А для чего казаки строили балясины?
Дети: Во время разлива вода могла не уходить до самого лета, казаки с балясин на лодках переправлялись от дома к дому.
Воспитатель: как у казаков называли забор?
Дети: плетень.
Воспитатель: как у казаков назывался кувшин для молока?
Дети: глечик, путников казаки угощали молоком.
Воспитатель: Дорогие гости, чтобы нам лучше было понять друг друга, мы хотим познакомить вас с особенными казачьими словами, которые в наше время немного позабылись.
Игра «Забытые слова».
Дети под звуки музыки идут по кругу, противоходом им идет ведущий с рушником на шее. Музыка останавливается, дети и ведущий останавливаются. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребенку, который оказался напротив него.
Воспитатель. : Слово ты говори, По казачьи, повтори. Шелковица.
Ребенок: Тютина.
Игра продолжается со словами: командир – атаман, очень – дюже, полотенце – рушник, дом – курень, говорят – гутарят, отец – батя, хозяйственный двор – баз, компот – узвар,, плетка – нагайка, забор – плетень, тюльпан – лазорик, качели –арели, БАБАНЯ – бабушка,БАЙБАК - степной зверек,БАЙДИК - стариковский посох, палка для опоры. БАКША - огород в поле, чаще всего, из арбузов, дынь и кабаков, БАЛЬЯСЫ - узкий балкон вокруг дома;БИРЮК – волк, БРЕДЕНЬ - короткая рыболовная сеть,БУДЫЛЬЯ - сухие стебли сорных растений. ,Банить – мыть, стирать
Враз – тотчас, сейчас же,Дочиста – все целиком, Жменя – горсть,Карябать – царапать
Кочет – петух, куток – угол, уголок, Цыбарка – ведро,Цыц – Тихо! и т. д.
Воспитатель: Замечательно, ребята, вспомнили мы забытые слова, а теперь 5 раунд «уклад казачьей семьи»
(Дети и воспитатель занимают места у прялки, печи колодца, реки и т. д.)
восп: Я Аксинья – хозяйка дома. Домочадцы уважают и слушаются меня во всем, так как твердо чтят казаки святую заповедь : «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы продлились дни твои на земле». Без моего
родительского благословения дети не начинают никакую работу и ни какие, важные дела. Приглашаю вас в свою семью. Ну-ка Матвейка покажите гостям наш курень.
Матвей: Как говаривали наши деды «Казак без веры – не казак». Потому и в горнице нашей самое почитаемое место - это святой угол.
- А еще мы бережно храним фотографии наших предков. Вот они вывешены на самом видном месте. Здесь наши деды в военной форме, с оружием. Ведь воинская служба для казака – главное дело его жизни.
Аксинья : Вот и муж мой Григорий тоже большую часть времени проводит в походах да казачьих сходках, поэтому ведение домашнего хозяйства целиком лежит на мне.
У нас не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по дому, по хозяйству. Сейчас мы готовимся к Пасхе, потому приглашаю вас посмотреть, кто, чем занят. Мы живем по старой заповеди казаков «Будь трудолюбив, не бездействуй». Мой старший сын. (сидит, плетет корзину) занимается плетением.
Иван: Я плету из камыша, прутьев корзины, лукошки, колыбели, стулья, изгороди для своей семьи, а излишки отвожу на продажу, Стараюсь, чтобы свой товар прославить, да в грязь лицом не ударить. Лучшего товара на Покровской ярмарке не сыскать.
Аксинья : семья наша мастеровая средний сын Павел – рыбак.
Паша: я учусь у дедушки рыбацкую сеть вязать, чтобы рыбу ловить и семью свою кормить, да в дедушкины наставления вникать. Младшенькие тоже не сидят в стороне, играют, да все на ус мотают. Надо казаком родиться, Чтоб весь век судьбой гордиться!
Аксинья : Кто и что в нашей семье должен делать, четко разделено, мужчина не вмешивается в женские дела, а женщина в мужские. Вот сейчас дочка Аннушка в стряпной готовит обед для всех.
Анна: Возьму чугунок, налью колодезной водицы. Поставлю на печь закипать. Буду овощи сбирать для борща: (достает из корзины овощи) картошку, морковь, свеклу, капусту, лук, чеснок. Да Возьму шмат старого сала, (берет с полки) затолку с чесноком, чтобы борщ получился наваристым да ароматным. (овощи кладет в чугунок. Стоит – помешивает)
И пироги уже готовы, осталось только узвар сварить.
Аксинья: Дочки мои начинают работать с раннего возраста. С пяти лет уже умеют вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это должна уметь каждая казачка. Вот около прялки старшая моя дочь занимается рукоделием. Младшие почитают ее и до сих пор ласково величают няней.
Лада: (Прядет) С детства я любила наблюдать, как пряла моя бабушка с песней, шуткой, прибауткой. С песней и дело быстрей спорится. Всему, что я умею, я обязана ей. Бездельников у нас не терпят. Вот сколько напряла я пряжи. Будет из чего одежду вязать для всей семьи, да и на ярмарку хватит.
Аксинья : А это – средняя дочь – Дарья, в семье ее все называют «хваленкой».
Дарья: Как и все женщины в нашей семье умею половики ткать на загляденье, и рушники, одежду вышивать. Все вещи у меня с кружевами. Я их сама вязала.
Аксинья : У наших девочек, особенная и ответственная роль – нянчить младших, и это им очень нравится. Аленушке три года, а она уже приглядывает за годовалым
братиком. (качает люльку) А пять лет сравняется, так навострится, что и в няньки, "в люди" можно отдавать.
Аксинья : Нашу семью очень заботит то, каким человеком вырастет наш Гришатка.
Паша: - Казак - это воин и поэтому «на первый зубок» батя отвёз его на коне в церковь. Там поставил свечу святому покровителю казаков – Георгию Победоносцу.
- А родные подарили ему ружье, шашку, вот они у кровати висят.
- А в три года батя уже на коня посадит. Настоящим казаком вырастет Гришатка.
Аксинья : А теперь, отдохните, чады мои, сбираю вас на совет. (Все садятся в круг на ковёр. В центре круга стоит чугунок).
Упражнение «Наполни душу ребёнка»
Аксинья: представьте себе, что перед нами наш маленький Гришатка. Его душа чистая, он ещё не сделал ничего плохого и ничего хорошего. Чему бы вы хотели научить нашего малыша, что бы он вырос сильным, отважным, уверенным в себе казаком. Вы говорите свои пожелания и бросай в вазу эти красивые камушки.
(Дети накладывают разноцветные шарики в вазу, проговаривая казачьи заповеди) :
1. По обычаям казачьим,Всегда в жизни поступай,
Твёрд будь в Вере Православной,Её в сердце укрепляй!
2. Верно ты служи Отчизне, И народу своему,
А творить себе кумиров Непотребно никому!
4. По традиции казачьей, Даже если гибнешь сам,
Оказать ты должен помощь Своим братьям – казакам!
5. Презирать обязан праздность, Тунеядство, негу, лень.
Чтоб твоя семья в достатке, Проживала каждый день!
6. Ты семью беречь обязан, Почитать отца и мать,
Честь, достоинство казачки Должен ты оберегать!
7. Чтя казачий кодекс чести Православие защищай,
Береги свою Отчизну, И семью не забывай!
8. Старших мудрые советы Ты обязан почитать,
Потому они помогут, Самому мудрее стать!
Аксинья: А для вас, чады, вот мой родительский наказ. Гость для казака – это посланник божий, особенно, когда он из дальних мест и нуждается в приюте. Накормить и угостить путника – священный долг каждого казака. Я вижу, что вы знаете историю своих предков – казаков, чтите их традиции. Так будьте их достойны.
Вос: спасибо вам ребята, за то что рассказали о жизни казаков. А сейчас повторяйте за мной слова нашей казачьей клятвы :
«Слава Дону, героям слава! Клянёмся, что будем верны матушке – России!
Клянёмся, что не подведём братьев – казаков!
Клянёмся, что будем чтить заветы наших предков –Донских казаков!»
Вос: Отныне вы казаки! Не опозорьте плохим словом или дурным делом ваш казачий род! песня: «Мой дед казак»
Аксинья: Вот так, дорогие гости, незаметно, в делах и заботах прошел наш день.