Галина Кочерыгина
Семинар «Возрождение и сохранение традиций Донского края — основа патриотического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Возрождение и сохранение традиций Донского края — основа патриотического воспитания дошкольников»
Приветствие участников семинара
1. Тренинг на создание образа «Родина».
Предлагаю создать образ Родины.
• закрыть глаза, представить тот образ, который возникает при слове «Родина» (педагоги описывают те образы, которые возникли: берёза, чистое поле и т. д);
• выработка общего понятия «Родина»;
• подбор родственных слов к слову «Родина» (Родина, род, народ, родители, дородный, борода, родник).
Публикация «Семинар „Возрождение и сохранение традиций Донского края — основа патриотического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Семинар, практикум
- Темочки
Интересный факт: Борода – слово родственное «Родине». Доказано, что в волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности не должна стричь волосы, через косу она передаёт ребёнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК. А мужчины свою родовую память хранили в бороде. Поэтому на Руси мужчины всегда носили бороду.
«Угадай-ка»
1. Как в старину называли дом? (Изба) - (курень)
2. Один из православных праздников? (Пасха)
3. Короткая шутливая песенка? (Частушка)
4. Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)
5. Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)
6. Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)
7. Население определенной стороны? (Народ) – (станичники)
8. Отечества страна, в которой человек родился? (Родина)
9. Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)
10. Человек любящий свою страну? (Патриот)
Как вы думаете, какое отношение имеют все эти понятия к нашему семинару? Самое прямое, тема нашего семинара : «Возрождение и сохранение традиций Донского края – основа патриотического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС»
В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторических ценностей. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одного из духовных ценностей нашего народа.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к своей семье, к своему дому, к родному городу, к родной культуре, родному краю, к родной речи, наконец, к большой Родине.
Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Давайте проанализируем задачи ФГОС ДО по образовательным областям, давайте их перечислим:
-социально – коммуникативное развитие: … направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых в Организации;
-познавательное развитие:…формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- речевое развитие:…включает владение речью как средством общения и культуры, знакомство с книжной культурой, детской литературой;
-художественно – эстетическое развитие:…предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, фольклора;
- физическое развитие:… становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами
Современная система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления :
Экологическое: Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко-краеведческое: Каждый регион, город, станица неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родная станица славна своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родной станицы хранит в себе память событий. Невозможно ее полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, казачьим традициям, фольклором, предметами старины, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
По словам Сергея Михалкова, только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.
Затем практическая часть семинара
09.45-09.55 – Мастер класс: «Работа с родителями по патриотическому воспитанию» - воспитатель средней группы Фетисова Галина Эдуардовна
09.55- 11.00 – Инсценировка ко дню матери – казачки:
- «Мы донские казаки» - дети подготовительной группы – воспитатель Барбаянова Елена Александровна
- танец младшая группа «Варись каша» - воспитатель Чирва Любовь Павловна;
- игра – инсценировка средняя группа «Стирка» - воспитатель Фетисова Галина Эдуардовна;
- мастер – класс «Работа с родителями на утреннике» - воспитатель старшей группы Николенко Елена Александровна;
- отрывок казачьих посиделок дети старшей группы – воспитатель Попова Ксения Викторовна;
- мастер – класс «Танец с платками» - музыкальный руководитель Буйновская Нина Ивановна;
- мастер – класс по рукоделию «Лоскутная фантазия» - воспитатель средней группы Кучеренко Оксана Николаевна.
11.00-11.10 - подведение итогов семинара