Ирина Буркова
Проект по региональному компоненту «История, культура и быт Донского казачества»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад первой категории №21
г. Шахты Ростовской области
___
346516 Ростовская область, г. Шахты ул. Красинская, 57-а тел. : 26 -87 -42
Автор проекта :
воспитатель
Буркова
Ирина Владимировна.
г. Шахты
2017г.
ПРОЕКТ
«Духовно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и быту
Донского казачества»
Автор проекта : Буркова Ирина Владимировна.
Публикация «Проект по региональному компоненту „История, культура и быт Донского казачества“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Продолжительность проекта : 9 месяцев.
Тип проекта : познавательно-творческий.
Участники проекта : воспитанники, воспитатель, родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Цель: Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к истории, быту и культуре донского казачества, зарождение в их сознании чувства любви к Родине, принадлежности к великому народу.
Пополнение мини-музея «Казачья горница».
Создание портфолио воспитанников.
Задачи:
Развитие познавательной активности детей.
Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре, природе путем систематического, интегрированного обращения к богатейшему многовековому опыту казачества.
Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, личности, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Ознакомление детей с культурными традициями и бытом казачества (жилище, костюм, предметы быта);
Создание условий по оказанию помощи семье в раскрытии индивидуальности ребенка через включение его в культуру и историю собственного народа.
Укрепление здоровья детей средствами физкультуры и спорта.
Воспитание положительных качеств личности, сохраняя индивидуальность каждого ребенка;
Гипотеза: приобщение детей к истокам народных традиций является эффективным средством развития познавательной активности, творческого мышления, становления духовно-нравственной, гармоничной личности.
Проблема: необходимость обращения к истокам национальной культуры с целью возрождения традиций народа для воспитания истинного гражданина, любящего свою Родину.
Актуальность проблемы состоит в осмыслении происходящего в мире, в утрате духовных ценностей сегодняшнего общества, особенно среди подрастающего поколения и молодежи.
Глава 1.
Теоретическое обоснование проблемы.
Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать детям то ценное, что создано казачеством за его историю.
Именно в дошкольном детстве следует начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа. По мнению Б. М. Неменского, в этом возрасте «необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры своего народа в первые годы жизни он активно входит в природный и рукотворный мир, начинает обретать важнейший социальный опыт. У него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем определяет мировоззрение развивающейся личности» (45; с. 142).
Общеизвестно, что в детстве закладываются все основные качества будущего человека. Формируется первая модель мира - система представлений об окружающей действительности, о самом себе, своих отношениях с окружающими. Гражданская позиция дошкольников начинает формироваться как в детском саду, так и в семье.
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего, в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Таким образом, дошкольное детство - это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры, общечеловеческим ценностям и традициям народа. Ребенок, по мнению Д. С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность (46; с. 12).
В свою очередь, С. А. Козлова, Е. И. Корнеева, Э. К. Суслова убедительно доказывают, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. Кроме того, как отмечают Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие, в старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов (46; с. 12).
Формирование интереса к культуре родного народа, к культуре края в младшем дошкольном возрасте идёт через формирование эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающего мира; в среднем дошкольном возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка.
Изучение традиций и обычаев казачества, изучение истории развития донского края, воспитание уважения к героическому прошлому донских казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки.
Итак, чтобы возродить народные традиции надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребёнок с его чистой душой, творческим мышлением, может освоить традиционную культуру своего народа.
В отборе содержания Проекта я руководствовалась следующими принципами:
Принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающий создание условий, обеспечивающих становление личного опыта ребенка, поддержку, развитие его индивидуальности и самобытности.
Принцип культуросообразности, предусматривающий освоение богатейшего опыта донского казачества, как системы культурных ценностей, способствующих воспитанию и развитию личностной культуры ребенка.
Принцип природосообразности, предполагающим не только учет возрастных, индивидуально-психологических особенностей ребенка, но и национально-специфических его склонностей и стереотипов поведения, обусловленных этическими семейно-бытовыми традициями и обычаями.
Принципом гуманистической ориентации на общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколения образцы, социально-этические нормы поведения, уважение достоинства и прав человека, заботы о родных и близких, проявление миролюбия, доброжелательного отношения, терпимости к окружающим людям, независимо от национальности и личных свойств.
Принцип интеграции, предполагающий комплексное включение содержания программы в сферы жизнедеятельности, образовательного процесса МБДОУ. Освоение ребенком различных элементов фольклора казачества Дона в соответствии с ценностями общечеловеческой культуры.
При разработке проекта ястаралась использовать как можно больше видов казачьего фольклора : подвиных и хороводных игр, песен, обрядовых действ, баек, сказок и т. д., потому что в народном творчестве как нигде сохранились особые черты характера казаков, их быта, культуры, нравственных ценностей, представлений о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Глава 2
Практическая часть.
Алгоритм реализации проекта
Этапы Мероприятия, виды деятельности
1. Подготовительный этап
Работа с детьми:
Диагностика с целью выявления уровня
элементарных знаний о донском крае, казаках.
Работа с родителями:
Мониторинг с целью выявления династий
семей причастных к казакам, знаний
о истории, быте и культуре донских казаков.
2. Основной этап
Работа с детьми НОД:
Тема: «Древняя Русь»
Цель: Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины.
Тема: «Наши предки – славяне» .
Цель: Расширять знания детей об истории нашей страны, познакомить с жизнью, обычаями, занятиями наших предков.
Тема: «История казачьего быта»
Цель: Приобщать дошкольников к культуре Донского края.
Тема «Жизнь и труд казаков»
Цель: Расширение знаний детей о жизни и быте первых поселенцев, ознакомление с историей Донского края
Тема: «Генеалогическое древо семьи» (привлечение родителей к созданию семейного генеологического древа совместно с детьми)
Цель: Развивать у детей коммуникативные качества; расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родным людям.
Тема: «Казачьему роду нет переводу!»
Цель: Систематизировать знания о донском края через радостное событие- приход гости.
Тема: «Дон, земля донская, донские казаки»
Цель: Донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему.
Тема: «Возрождение казачества на Дону»
Цель: Обогащать знания детейчто об истории донского казачества – неиссякаеммого источника силы, мужества, верности…
Беседы в «Казачьей горнице»
Тема: «Казак от Дона повёлся», – беседа о месте зарождения казачества.
Тема: «Как воспитывали казака» - познакомить детей с тем, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась.
Тема: «Сердце матери лучше солнца греет» - этическая беседа об отношении казаков к женщине-матери с включением народных легенд, пословиц, поговорок.
Тема: «Живет в народе песня» - знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов.
Тема: «Рыцарская жизнь казаков» - дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда являются воинами.
Тема: «Казаки – люди вольные» - дать детям понятие о казачьей вольнице. Где эти люди селились и почему. Кого принимали в казаки. Какие были у казаков заповеди.
Тема: «Языческие праздники» (Святки, Новый год) – раскрыть нравственные основы казачьей культуры как культуры русской национальной, богатства народа.
Тема: «Военные походы» - продолжать пополнять знания детей об истории донского казачества.
Тема: «Рыцарская жизнь казаков» - дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда являются воинами.
Тема: «Архитектура. Православный храм» - дать детям знания об особенностях внешнего вида, символики (купол-небо и т. п.) , внутренних частях храма (притвор, собственно храм и т. д.) , о правилах поведения в храме.
Праздники и развлечения.
(закрепление знаний о традиционных обрядах, праздниках донских казаков)
«Хлеб – всему голова».
«Покров – первое зазимье»
Осенний казачий праздник
«Осень на порог – на стол пирог»
Совместное развлеченение с мамами
«День матери – казачки»
«Святки»
«Масленица»
Праздник 23 февраля
«Казачья воинская слава»
«Как на Пасху куличи…»
Спортивный праздник с родителями
«Казачьи игрища»
3. Предметно- развивающая среда. Создание уголка юного патниота.
Папка «Православные праздники»
Мультимедийные презентации
«Казачий быт» - через изучение истории жизни быта казачьих станиц, помочь детям познать наш мир сегодня, сравнить с прошлым.
«Казачий курень» - углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой – куренем.
«Казачья утварь» - мебель, посуда – знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода.
«Казачий костюм» - изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества.
«Казачья кухня» - знакомить детей с традициями казачьей кухни, правильном рациональном питании.
«Наша донской край» - о красоте родного края.
«Обряды и праздники на Дону» - познакомить со своеобразием казачьих обрядов, религией донских казаков.
Оборудование «Казачьей горницы»
4. Работа с родителями
Взаимодействие со специалистами. Консультации
«Без прошлого нет будущего»,
«Воспитание детей в казачьих семьях»
Родительское собрание
«Воспитание любви к родному краю в семье»
Изготовление казачьихкостюмов.
Пополнение экспонатами мини-музея «Казачьей горницы», из предметов казачьей утвари и семейных реликвий.
Организация экскурсии в :
Шахтинский Я. П. Баклановаказачий кадетский корпус;
Городской краеведческий музей.
5. Предполагаемый результат. Выявить родителей, связанных с историей казачества.
Пополнить фотографиями, предметами быта, мини-музей «Казачьей горницы».
Обобщить передовой педагогический опыт.
Оформить портфолио воспитанников
6. Заключительный этап. Мониторинг результативности.
Обработка и оформление материалов Проекта.