Алина Харитонова
Эколого-патриотический проект «Белоствольная красавица Донского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине; вызвать интерес к природе-флоре родного края,желание охранять ее; способствовать формированию начал экологического сознания. у детей старшего дошкольного возраста.
Требования к реализации проекта :
- интеграция образовательных областей ;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного
процесса ;
- обеспечение единства образовательных, развивающих и
воспитательных задач в процессе совместной деятельности с
детьми дошкольного возраста.
Задачи проекта :
Публикация «Эколого-патриотический проект „Белоствольная красавица Донского края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- обогащать и расширять представление детей об окружающем
мире, о самом почитаемом дереве Донского края – березе,
о значении ее в жизни человека: оздоровительном,
эстетическом, хозяйственном, о ее взаимосвязи с окружающей
средой ;
- развивать у детей познавательную активность, коммуникативные
навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской
деятельности;
- развивать, активизировать и обогащать словарный запас детей,
диалогическую и монологическую речь, мышление и воображение;
- воспитывать любовь к природеДонского региона, бережное отношение к
ней, желание заботиться о ее сохранении;
- прививать любовь к устному народному творчеству: фольклеру, приметам.
1. Коммуникация: развитие активной речи детей, свободного
общения со взрослыми и детьми.
2. Познание: развитие познавательно - исследовательской
(конструктивной) деятельности.
3. Социализация: приобщение к нормам и правилам взаимоотношений
со сверстниками и взрослыми.
4. Чтение художественной литературы.
5. Безопасность: формирование основ безопасности собственной
жизнедеятельности.
6. Продуктивная деятельность – практические мастерские (поделки из
бересты).
Актуальность проекта
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры и патриотической составляющей личности. У детей начинают зарождаться патриотические ценности через гуманное отношение к природной среде малой Родины.
Формируется представление о необходимости созидательного и бережного отношения к природе родного края через различные виды деятельности: познавательную, творческую (художественно-эстетическую,
коммуникативную, ценностно-ориентированную.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь, тем самым зарождая чувство гордости и патриотизма к родной земле, Родине. Пребывание детей на природе приучает их видеть и слышать ее такой, какой она является в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания о малой Родине.
Актуальность и значение экологическо-патриотического воспитания детей становится жизненно-необходимой приоритетной задачей в воспитании детей дошкольного возраста.
Основной целью этого проекта я вижу совершенствование эколого -патриотического кругозора детей старшего возраста о своей малой Родине.
Выводы о проделанной работе
В результате проделанной работы у детей сформировалось:
- элементарное представления о малой Родине; появился интерес к флоре родного края, желание охранять ее;
- представления о жизни березы как живом существе: она растет,
развивается, размножается, может быть здоровой,больной…; о строении, функциях и назначении ее частей; о влиянии света, тепла, воды на березу; связи дерева с другими живыми организмами; об экологически грамотном поведении человека с растениями;
- появилось желание наблюдать, исследовать, получать новые
знания о флоре родного края;
- у детей расширились знания о музыке, фольклоре Донского края.
Заключение
Итог проекта:
1. Интегрированное познавательно-творческое занятие
«Шелестят березоньки стройные на ветру зелеными косами»
2. Оформление лэпбука «Березка - краса Донского края»
Этапы формирования совместной деятельности:
1 день
1. Познание. Экскурсии в парк и наблюдение за березкой с обсуждением
наблюдаемых явлений, занесением их в альбом в виде
рисунков, фотографий, рассказов детей.
2. Чтение и коммуникация:
- заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза»;
3. Социализация.
Рассматривание репродукций картин - образы березы на картинах известных художников, дидактическая игра «Берёза весёлая и грустная».
4. Музыкальное развитие Хоровод «Во поле березка стояла»
5. Продуктивная деятельность:
Ручной труд - изготовление складной модели «части березы»
2 день
1. Познание. Рассматривание картин и иллюстраций о природе Донского края.
Беседы на тему «С кем ты дружишь, береза?».
2. Чтение и коммуникация:
- чтение стихов, загадок о березе
3. Художественное творчество:
- рисование на тему: «Во поле береза стояла»
4. Социализация.
Дидактически – графическая игра (работа на клетке)- соедини точки и разукрась.
5. Коммуникация – составление творческих рассказов с родителями «Сказка о березе».
3день
1. Познание. Рассказ воспитателя «Береза лекарь».
2. Социализация. Игра-инсценировка «Береза и козлята», разучивание физминутки «Выросли березки в поле»
3. Музыкальное развитие. - Слушание песен о березе
4. Художественное творчество.
Объемная аппликация «Сережки для березки»
4день
1. Познание. Рассказ воспитателя «Приметы связанные с березой»
2. Социализация.
Рассматривание иллюстраций «Береза в разные времена года», Дидактическая игра «Разрезные картинки» -4 времени года
2. Художественное творчество: нетрадиционное рисование солью «Белоствольная берёза»
3. Продуктивная деятельность. Изготовление складной модели «Береза в разные времена года»
4. Музыкальное развитие. Хоровод «Мы вокруг березоньки»
5 день
1. Познание. Рассказ воспитателя «Что же дает береза человеку?», «Праздник березы – Троица».
2. Социализация.
Дидактическая игра «Парные березки», «Ночные березки» или найди тень.
3. Продуктивная деятельность. Ручной труд –создание книжки-раскладушки «Сказки о березе» (творческие рассказы детей и родителей)
4. Музыкальное развитие.
- пение песни «Во поле береза стояла»
6 день (итоговый)
1. Познание. Интегрированное познавательно-творческое занятие
«Шелестят березоньки стройные на ветру зелеными косами»
2. Продуктивная деятельность. Создание лэпбука «Березка - краса Донского края»
3. Музыкальное развитие. «Украсим и повеселим березку» (обряды на Троицу)
Выводы о проделанной работе
В результате проделанной работы:
- у детей сформировались представления о жизни березы как живом
существе: она растет, развивается, размножается, может быть здоровой,
больной…; о строении, функциях и назначении ее частей; о влиянии
света, тепла, воды на березу; связи дерева с другими живыми
организмами; об экологически грамотном поведении человека с
растениями;
- у детей появилось желание наблюдать, исследовать, получать новые
знания, как к конкретному объекту, так и в целом за растениями;
- у детей сформировалась потребность оберегать, защищать и заботится
о деревьях родного края;
- у детей расширились знания об искусстве, музыке.
Приложение:
Интегрированное познавательно-творческое занятие
«Шелестят березоньки стройные на ветру зелеными косами»
Задачи:
-Продолжать знакомить с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев;
-Воспитывать любовь к Малой Родине через познание родной природы.
-Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней,продолжать знакомить с поэтически-музыкальным образом березы:
-Совершенствовать умения передавать свое эмоциональное отношение к дереву через танец-игру;
-Закрепить ранее полученные знания о лечебных свойствах,использовании древисины,бересты в быту,празднике –Троица;
-Сформировать у детей убеждение, что красота и творения природы бесценны, а потому их необходимо бережно охранять,продолжить развивать экологические чувства детей при помощи игровых карточек «Правила поведения на природе».
-Учить самостоятельно выражать эстетическое отношение к природе изобразительными средствами;
Ход занятия:
Воспитатель:Сегодня мы с вами поговорим об одном хорошо знакомом вам дереве. Отгадайте загадку:
Стоит Алена — платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
-Ребята, а давайте и мы найдем берзку в нашей группе? Песня подскажет и доведет нас до нужного места. (фонограмма песни группы «Любе»-«Березы»).Вот и пришли. (иллюстрационный ряд картинок –береза,березовая роща)
-Как здесь рядом с березкой хорошо дышиться. Почему? (Береза дарит нам кислород,для дыхания)
-Давайте присядем и поговорим о нашей красавице. Березка является символом нашей страны России и нашего Донского края,. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Зацветает береза рано весной, прекрасны ее скромные сережки. Весенний наряд березки похож на белые атласные сарафаны. Недаром в народе говорят: «Березоньки, как девчонки, в сарафанах беленьких».А еще береза любит веселые казачьи хороводы. Становитесь казачата,рядком,будем заводить хоровод.
Хоровод под русскую народ. песню «Береза»
Воспитатель: Таке чем же кора березы отличается от других деревьев?
Дети: Она белого цвета
Воспитатель: А черные пятнышки на стволе - это чечевички. Через них дерево дышит. А березовая кора называется …
Дети: Береста.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что делают из бересты?
Дети: Из бересты изготавливают туески для сбора ягод, грибов, емкости для хранения молока, масла. В старину береста заменяла бумагу, из опилок делали бумагу.
Воспитатель: А что изготовляют с древесины?
Дети: Мебель, игрушки, поделки, шкатулки (показ картинок).
Воспитатель: Береза –щедрое и доброе дерево. Люди давно знают цену этому дереву.
В старые времена козачий курень освещался березовой лучиной. При ее свете люди в долгие зимние вечера коротали время.
Воспитатель: А сколько грибов растет под березами. Как они называются?
Дети: Подберезовики.
Воспитатель: А как называется березовый лес?
Дети: Роща.
Воспитатель: Все верно. Ребята, представьте, что вы березки.
Физкульт. минутка.
Выросли березки в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается, к небу, к солнцу тянется. (Потягивания – руки вверх)
Вот подул веселый ветер, закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы наклонились до земли. (Руки на поясе, приседания)
Вправо-влево, взад-вперед – так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево)
Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Опускают руки через стороны)
Воспитатель: А еще это чудесное дерево является лечебным. Как же оно лечит?
Дети: Настоем почек лечут кашель.
Воспитатель: А что это на стволе березы растет? (показ – картинки)
Дети: Березовый гриб – чага Из него также готовят лекарства.
Воспитатель: Ранней весной собирают сок березы. Делают надрез на березе ставят баночку и через деревянную трубочку стекает сок. Что же станет с деревом дальше?
Дети: Если не залечить ранку,оно увянет к следующему году, постепенно будет усыхать ствол.
Воспитатель: Не залечив ранку, сок продолжает течь – это береза плачет. Что нужно сделать, чтобы береза не плакала после сбора сока?
Дети: Нужно замазать ранку глиной или землей, тогда дерево не погибнет.
Воспитатель: А зачем люди собирают березовый сок?
Дети: Он полезен, богат витамином А.
Воспитатель: А это что за букет из березовых веточек (показ-картинки)
Дети:: Березовый веник используют в банях: им хлещут себя, чтобы из тела все болезни вышли.
Воспитатель: Каждую березку нужно не только любить, но и беречь. Но вот козлята этого не знали?
Платья серебрятся
У красы березки
Зеленые косицы.
(Выбегают дети в масках козлят.)
Со двора к березке
Выскочили козы
Стали гнуть березку
А березка в слезы. (Дети идут.)
Воспитатель: Защищать березку вышли наши дети.
Дети все: Не дадим в обиду, за нее мы все в ответе.
Воспитатель: сейчас мы поиграем в игру «Что нельзя,а что можно и нужно делать в лесу?»
Воспитатель:. А мы, с вами знаем,что у березки есть праздник. Какой?
Дети: День Святой Троицы.
Воспитатель:Этот старинный казачий праздник связан с проводами весны и встречей лета. Раньше в этот праздник казаки украшали березу цветами и разноцветными лентами, а дом – березовыми ветками. Девушки плели венки и водили хороводы!
Вот видите, дети, какое чудесное дерево растет в наших казачих краях
Вторая часть занятия. (Художественно-эстетическое развитие -Аппликация объемная)
Воспитатель: Теперь я хочу, чтобы вы сели за столы и сделали своими руками березку. Под звучание музыки дети согласно образцу выполняют работы,придерживаясь технических норм аппликации. Воспитатель по мере требования оказывает помощь. В конце оформляется выставка и проводится аналитический обзор
Итог. В заключение занятия рассматриваются работы «Береза».
Воспитатель: Вы замечательно справились с заданием. На занятии мы много узнали о значении березы. Она является символом нашего донского края, дает кислород, лечит болезни, поит полезным соком. А что мы можем хорошего сделать для деревьев?
Дети: Беречь, не ломать, сажать новые деревья.
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию солью в подготовительной группе на тему: «Русская берёза»
Основная образовательная область: художественно - эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие и социально - коммуникативное развитие.
Цель: Нетрадиционное рисование русской берёзы с использованием соли.
Задачи:
Образовательные: познакомить с нетрадиционным использованием соли в качестве средства продуктивной деятельности, приобщать к элементарному, доступному возрастуэкспериментированию: побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
Развивающие: развивать художественно - творческие способности детей. Воображение, фантазию, эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость и мелкую моторику рук. Закрепить умение рисовать фактурность, объемность композиции и их расположение.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, аккуратность. Продолжать формировать навыки культурного общения.
Оборудование: готовый образец, зарисовки березы на бумаге для каждого ребенка, клей ПВА, кисть, соль, салфетки, презентация «Русская береза».
Ход занятия:
Прослушивание композиции «Весна»
(Дети внимательно слушают музыку и отвечают на вопросы воспитателя.)
-Звуки, какого времени года отражает данная мелодия?
-Что происходит в это время?
- Какие самые первые цветы появляются весной?
(Просыпается природа, щебечут птицы, ярко светит солнце, звонко капают капели.)
А еще весной распускаются почки на деревьях и появляются первые листики.
Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку и скажите о каком она дереве:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
В один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(Береза)
Сегодня я вам предлагаю поговорить о русской березке. Береза - символ красоты русской природы, символ России.
- Где можно встретить, увидеть березу? (В лесу, на поляне, около дома, в парке).
- Как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща, березняк).
Березой можно восхищаться в любое время года. Поэты восхваляли русскую березу в своих стихах. Народ придумывает пословицы и поговорки, загадки, потому что любят нашу русскую красавицу березу.
Издавна люди плели из березы лапти, лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные ложки. Из веток делают метлы и веники, из древесины фанеру, мебель, прочные лыжи. Из ее древесины получают медицинский активированный уголь и деготь.
Березовые веники заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья. Береза лечила и лечит людей от многих заболеваний. В медицине используют почки березы, листья и сок. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная жидкость, сладковатая – березовый сок. Весной она поит зверей и птиц березовым соком.
Приятно, радостно ходить в березовом лесу в грибную пору. Береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.
- Как мы можем помочь сберечь нашу красавицу березу?
(Не ломать ветки, принимать участие в посадке деревьев)
Дети, посмотрите какая красивая береза. Обратите внимание на внешний вид дерева.
- Какого цвета ствол? (белого цвета)
-Ребята, вы хотите сами нарисовать березу? Рисовать красками мы можем, а давайте нарисуем солью, как вы думаете у нас получиться? (опыт с солью) Один ребенок на листе пытается нарисовать солью. Дети делают вывод.
- Где можно встретить, увидеть березу? (В лесу, на поляне, около дома, в парке).
- Как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща, березняк).
Березой можно восхищаться в любое время года. Поэты восхваляли русскую березу в своих стихах. Народ придумывает пословицы и поговорки, загадки, потому что любят нашу русскую красавицу березу.
Издавна люди плели из березы лапти, лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные ложки. Из веток делают метлы и веники, из древесины фанеру, мебель, прочные лыжи. Из ее древесины получают медицинский активированный уголь и деготь.
Березовые веники заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья. Береза лечила и лечит людей от многих заболеваний. В медицине используют почки березы, листья и сок. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная жидкость, сладковатая – березовый сок. Весной она поит зверей и птиц березовым соком.
Приятно, радостно ходить в березовом лесу в грибную пору. Береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.
- Как мы можем помочь сберечь нашу красавицу березу?
(Не ломать ветки, принимать участие в посадке деревьев)
Дети, посмотрите какая красивая береза. Обратите внимание на внешний вид дерева.
- Какого цвета ствол? (белого цвета)
-Ребята, вы хотите сами нарисовать березу? Рисовать красками мы можем, а давайте нарисуем солью, как вы думаете у нас получиться? (опыт с солью) Один ребенок на листе пытается нарисовать солью. Дети делают вывод.
-А, хотите я вас научу? Тогда слушайте и смотрите внимательно.
Перед вами на столе лежат нарисованные заготовки березы. Сначала надо нанести клей ПВА на ствол дерева и хорошо промазать кистью.
Затем все хорошо посыпать солью, обратите внимание, для насыпания соли я использую ложечку.
- Как вы думаете почему?
Стряхиваю лишнюю соль на салфетку. Вот такой ствол у нас должен получиться. С веточками и листьями проделываем те же этапы.
Пальчиковая гимнастика.
Шла кукушка по базару У нее была корзинка, А корзинка на пол бух - Полетело 10 мух.
Самостоятельная работа детей. (Во время работы слежу за осанкой детей, по необходимости помогаю).
Музыкальное сопровождение.
Итог занятия.
Ребята кто выполнил работу, тихонечко несите ее на стол будем любоваться вашими работами и помогите своему товарищу закончить работу.
После завершения работы предлагаю детям полюбоваться работами.
-Ребята, что мы сегодня делали? Вам понравилась эта работа? Что вам показалось интересным?