Папки-передвижки

Конспект занятия «Традиции и быт кубанского казачества»

Наталья Анепкина
Конспект занятия «Традиции и быт кубанского казачества»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие «Традиции и быт кубанского казачества"

Цель и задачи: Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа. Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

Словарная работа: Макитра, станица, лучина, баня, рушник, самовар, колодец, коромысло, чугун, погреб, околица.

Публикация «Конспект занятия „Традиции и быт кубанского казачества“» размещена в разделах

Предварительная работа: Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассматривание старых фотографий

Материалы: Аудио запись Кубанского Казачьего хора, старинные фотографии, макет печи, кубанского подворья, фото казака.

Ход занятия:

Под фонограмму аудио записи «Распрягайте, хлопцы, кони…» дети заходят в группу, садятся.

- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

Воспитатель: Ребята, в начале нашего путешествия вы услышали прекрасную, веселую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню? Кто ее сложил?

Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.

Воспитатель:

А кто еще поет казачьи песни?

Дети: Народ.

Ты казак, ты сын своей страны,

За себя и за неё в ответе!

Не желаешь ты иной судьбы,

Ничего священней нет на свете,

Воспитатель: Правильно, дети. Посмотрите, у меня в руках колесо – колесо истории народа. Если я его поверну вправо – время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время в далекое прошлое Кубани, 200 лет назад.

Давайте вспомним, что означает слово «казак».

Дети: «Казак» – означает «вольный человек». Так называли свободных людей, которые прибыли на Кубань охранять границы от неприятелей. Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

- Скажите, пожалуйста, где жили и живут казаки?

Дети: На Кубани, Доне, Тереке, Волге.

Воспитатель: Правильно. Казаки, поселившиеся в Ставропольском крае, так и называются Ставропольские казаки.

- Среди просторов нашей большой страны есть край, твой родной дом, где ты живешь, твоя земля родная. Это и есть наш Ставропольский край. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Ставропольский край.

И сегодня мы постараемся себе представить, как в былые времена жили на Ставропольской земле казаки.

Мы попадаем в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живет старинная казачья семья (изображение на картине, фото, макет подворья).

- А что такое хата? (ответы детей)

- В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов) (фото казака).

Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?

Дети: С уважением относиться к старшим.

Уважать мать, сестру, жену.

Надо быть честным и скромным.

Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими.

Защищать от врагов свою Родину.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность.

- Как на Ставрополье обращались к отцу и матери?

Дети: К отцу и матери обращались только на Вы.

Воспитатель: Молодцы, ребята. На словах вы очень хорошо запомнили и усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни. Вы все правильно сказали. Уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет.

Проводится игра " Веселый бубен"

Дети стоят в кругу, передают бубен со словами:

Ты катись, веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот загадку скажет нам. (игра проводится несколько раз)

Загадки:

- Крепка, звонка, да отточена. (сабля)

- Сама свистит, сама бьет (стрела)

- На чужой спине едет, на своей груз везет (седло)

- Шесть ног, две головы. один хвост (всадник на коне)

- Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (подковы)

- Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о казаках?

Дети: Казак родился – Отчизне пригодился.

Терпи, казак, – атаманом будешь.

Казачье братство – милее богатства.

Казак в беде не плачет.

Казаку честь – родину беречь.

Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков.

ФизКультМинутка.

Дружно встали! Раз! Два! Три!

Мы теперь казаки!

Мы ладони к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой л расставим ноги

Точно танцы руки в боки

Наклонились влево вправо

Получается на славу.

Сценарий драматизации «Проводы казака в армию».

Вос: А ещё об одной казачьей традиции мы забыли поговорить.

(Беру рушник с угощением)

Донские казаки были очень гостепреимные люди, гостей всегда чем-то угощали. А угощение ставили на красивый рушник. Напомните мне, каким узором украшали рушники?

Дети: Растительным и геометрическим.

Вос: А какие основные цвета использовали при изображении узора на рушнике.

Дети: Белый, красный, чёрный.

Вос: Да, ребята, использовались всего три цвета. Каждый цвет имел своё значение.

Белый – зарождение жизни

Красный – цвет любви и жизни

Чёрный – цвет донского чернозёма

Вос: Ребята, а вы со мной вместе будете угощать гостей (Да)

-А у меня всего только один рушник. Что же делать (Предложения детей).

Вос: А я вам могу помочь. У меня есть заготовки для рушника, но они без узоров. Вы поможете мне их нарисовать (Да)

Вос: Тогда подходите к мольбертам и начинайте творить. (Рисуют маркерами на ткани).

Дети угощают гостей: у каждого своя тарелка и свой рушник.

А вос-ль угощает детей.

Подведение итога

Все берутся за руки и проговаривают:

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно светло

Публикации по теме:

Конспект занятия в подготовительной группе «Национальная одежда кубанского казака и казачки» Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: Разработал воспитатель: Матына Н. К. Цели и задачи: Продолжать углублять знания детей.

Презентация «История кубанского казачества» В начале XIX в. единой формы у казаков не было. Черно­морцы носили синие шаровары и кафтан красного или синего цвета. Линейные казаки предпочитали.

Конспект занятия-беседы «О жизни кубанского космонавта В. В. Горбатко». Цель: Закрепить знания детей о том, что 12 апреля День Космонавтики. Дать знания о жизни Кубанского космонавта В. В. Горбатко. Воспитывать.

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Культура и быт русского народа в старину» Цель: Формировать представления о традициях русского народа: трудится, весело отдыхать, всё делать своими руками. Задачи Учить детей делать.

Конспект занятия «Семейные традиции» Конспект занятия «Семейные традиции» Задачи: Обогащать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные.

КВН «Традиции и быт народов Севера» Тема: Мой край родной. Цель: Систематизация знаний об истории родного края, о жизни народов ханты и манси, их традициях и быте, закрепить.

Народное творчество как область культурного наследия Кубанского казачества «Народное творчество как область культурного наследия Кубанского казачества» «Человек не знающий своего прошлого Не знает ничего» Народная.

Сценарий общешкольного мероприятия «День кубанского казачества» Цель: - формирование знаний об истории и культурном наследии казачества; - привитие интереса к истории родного края; - патриотическое воспитание.

Педагогический проект «Традиции, быт и культура кубанской семьи» Тип проекта: информационный, познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный с 01.03.2017г. по 31.03.2017г. Участники проекта:.

Проект по региональному компоненту «История, культура и быт Донского казачества» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад первой категории №21 г. Шахты Ростовской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Традиции и быт кубанского казачества»
Опубликовано: 23 ноября 2017 в 10:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Традиции и быт кубанского казачества»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Анепкина (УИ 1365202) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД