Наталья Анепкина
Конспект занятия «Традиции и быт кубанского казачества»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Традиции и быт кубанского казачества"
Цель и задачи: Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа. Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.
Словарная работа: Макитра, станица, лучина, баня, рушник, самовар, колодец, коромысло, чугун, погреб, околица.
Публикация «Конспект занятия „Традиции и быт кубанского казачества“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Темочки
Предварительная работа: Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассматривание старых фотографий
Материалы: Аудио запись Кубанского Казачьего хора, старинные фотографии, макет печи, кубанского подворья, фото казака.
Ход занятия:
Под фонограмму аудио записи «Распрягайте, хлопцы, кони…» дети заходят в группу, садятся.
- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
Воспитатель: Ребята, в начале нашего путешествия вы услышали прекрасную, веселую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню? Кто ее сложил?
Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.
Воспитатель:
А кто еще поет казачьи песни?
Дети: Народ.
Ты казак, ты сын своей страны,
За себя и за неё в ответе!
Не желаешь ты иной судьбы,
Ничего священней нет на свете,
Воспитатель: Правильно, дети. Посмотрите, у меня в руках колесо – колесо истории народа. Если я его поверну вправо – время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время в далекое прошлое Кубани, 200 лет назад.
Давайте вспомним, что означает слово «казак».
Дети: «Казак» – означает «вольный человек». Так называли свободных людей, которые прибыли на Кубань охранять границы от неприятелей. Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.
- Скажите, пожалуйста, где жили и живут казаки?
Дети: На Кубани, Доне, Тереке, Волге.
Воспитатель: Правильно. Казаки, поселившиеся в Ставропольском крае, так и называются Ставропольские казаки.
- Среди просторов нашей большой страны есть край, твой родной дом, где ты живешь, твоя земля родная. Это и есть наш Ставропольский край. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Ставропольский край.
И сегодня мы постараемся себе представить, как в былые времена жили на Ставропольской земле казаки.
Мы попадаем в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живет старинная казачья семья (изображение на картине, фото, макет подворья).
- А что такое хата? (ответы детей)
- В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов) (фото казака).
Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?
Дети: С уважением относиться к старшим.
Уважать мать, сестру, жену.
Надо быть честным и скромным.
Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими.
Защищать от врагов свою Родину.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность.
- Как на Ставрополье обращались к отцу и матери?
Дети: К отцу и матери обращались только на Вы.
Воспитатель: Молодцы, ребята. На словах вы очень хорошо запомнили и усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни. Вы все правильно сказали. Уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет.
Проводится игра " Веселый бубен"
Дети стоят в кругу, передают бубен со словами:
Ты катись, веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот загадку скажет нам. (игра проводится несколько раз)
Загадки:
- Крепка, звонка, да отточена. (сабля)
- Сама свистит, сама бьет (стрела)
- На чужой спине едет, на своей груз везет (седло)
- Шесть ног, две головы. один хвост (всадник на коне)
- Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (подковы)
- Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о казаках?
Дети: Казак родился – Отчизне пригодился.
Терпи, казак, – атаманом будешь.
Казачье братство – милее богатства.
Казак в беде не плачет.
Казаку честь – родину беречь.
Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков.
ФизКультМинутка.
Дружно встали! Раз! Два! Три!
Мы теперь казаки!
Мы ладони к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой л расставим ноги
Точно танцы руки в боки
Наклонились влево вправо
Получается на славу.
Сценарий драматизации «Проводы казака в армию».
Вос: А ещё об одной казачьей традиции мы забыли поговорить.
(Беру рушник с угощением)
Донские казаки были очень гостепреимные люди, гостей всегда чем-то угощали. А угощение ставили на красивый рушник. Напомните мне, каким узором украшали рушники?
Дети: Растительным и геометрическим.
Вос: А какие основные цвета использовали при изображении узора на рушнике.
Дети: Белый, красный, чёрный.
Вос: Да, ребята, использовались всего три цвета. Каждый цвет имел своё значение.
Белый – зарождение жизни
Красный – цвет любви и жизни
Чёрный – цвет донского чернозёма
Вос: Ребята, а вы со мной вместе будете угощать гостей (Да)
-А у меня всего только один рушник. Что же делать (Предложения детей).
Вос: А я вам могу помочь. У меня есть заготовки для рушника, но они без узоров. Вы поможете мне их нарисовать (Да)
Вос: Тогда подходите к мольбертам и начинайте творить. (Рисуют маркерами на ткани).
Дети угощают гостей: у каждого своя тарелка и свой рушник.
А вос-ль угощает детей.
Подведение итога
Все берутся за руки и проговаривают:
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло