марина греднева
Конспект НОД по истории и быту донского казачества «Что я знаю о Донском крае» для подготовительной к школе подгруппы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по донскому казачеству «Что я знаю о донском крае» для подготовительной к школе подгруппы.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Публикация «Конспект НОД по истории и быту донского казачества „Что я знаю о Донском крае“ для подготовительной к школе подгруппы» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Цель: Обобщение знаний о семейном укладе казаков, духовно-нравственных устоях Донского казачества.
Задачи:
Образовательные:
- приобщать детей к культуре и быту казачества;
- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;
- формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях;
- ознакомить с содержанием казачьих песен (отражение жизни народа на протяжении многих веков);
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.
- совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.
Предварительная работа: посещение библиотеки, разучивание игры «Забытые слова». Чтение книги «Славен Дон» М. Астапенко, заучивание казачьих слов и выражений, стихов, былин, рассказов, знакомство с заповедями казаков, заучивание заповедей в стихах В. Камкина, рассматривание иллюстраций с изображением жизни казаков;
рассматривание казачьей одежды;
беседа о воспитании девочек, мальчиков, о традициях семейного воспитания;
рисование семейных традиций, дидактические игры, презентации, видео и фото материалы, игровая деятельность, взаимодействие с родителями (консультации, буклеты, родительские собрания, собирание экспонатов для мини-музея.)
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, дидактическая игра «Построй курень» (паззлы, «лошадка на палочке» для физминутки, деревянные ложки, силуэты из бумаги казака и казачки в костюмах, ткань для аппликации, клей ПВА, краски, кисти, ножницы.
Ход НОД
Приветствие: Добрый день и добрый час,
Я очень рада видеть вас!
Здравствуйте, ребята.
Воспитатель: Ребята, сегодня вас ждет необычное путешествие в прошлое наших предков. Как их называли? Слайд 1.
Дети: Нашими предками были донские казаки
В. : Ребята, как же нам с вами попасть в прошлое? (Идеи детей – машина времени, колесо истории и т. д.).
В. : Я предлагаю мальчикам надеть на голову картуз, а девочкам кичку – обернемся три раза вокруг себя и скажем: «Время, время, остановись, к нашим предкам повернись» (звучит волшебная музыка).
Ребенок: «Как у нас на Дону зорьки ясные.
Как у нас на Дону ветры-ястребы.
Над веселой водой ходит месяц молодой.
Да подмигивает, да подпрыгивает.
Ребенок: Как у нас на Дону люди сильные.
Прославляют землю изобильную.
Как у нас на Дону, дали синие.
А казачки у нас - все красивые»
Воспитатель: И так, мы с вами отправляемся в прошлое наших предков. А как называется казачий дом? Слайд 2.
Дети: Курень.
Воспитатель: «Курень» - по-монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы было переходить из одной комнаты в другую по кругу.
Воспитатель: Какие дома были у казаков в старину?
Дети: В давние времена казаки строили землянки : рыли яму, сверху накрывали ветками и засыпали землей.
Воспитатель: А потом какие стали строить дома?
Дети: Потом дома начали строить из дерева и камня.
Воспитатель: Как называлось небольшое поселенье казаков?
Дети. Хутор
Воспитатель: Наш хутор Дударевский получил свое название по первому поселенцу казаку Дудареву. Слайд 3.
Воспитатель: А большие поселенья казаков?
Дети. Станицы
Воспитатель: А какие окна у куреня?
Дети: Они закрывались ставнями, деревянными дверцам.
Дидактическая игра «Построй курень» (пазлы). Слайд 4.
Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Казаки охраняли наши границы от врагов и были очень смелыми, гордыми и находчивыми воинами.
Воспитатель: Какие казачьи пословицы вы знаете?
• Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
• Казачья смелость порушит любую крепость.
• Кто пули боится, тот в казаки не годится.
• Смекалка во всяком деле казака выручает.
. Жизнь возле границы была тревожной и казакам приходилось быть очень внимательными и слышать все шорохи и звуки.
Воспитатель: Давайте и мы сейчас проверим себя на внимательность и умение различать звуки, сидя в засаде.
Проводится дидактическая игра «Угадай звук». (Презентация с различными звуками). Слайд 5.
Воспитатель: Молодцы, очень внимательные казачата растут у нас в хуторе.
Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней. – Казаки воевали на лошадях, устраивали гонки, состязания. – Казаки всегда были превосходными наездниками, т. к. с раннего детства приучались к верховой езде.
Воспитатель: А кто из мальчиков умеет ездить верхом? Давайте проверим, как вы умеете держаться в седле. Девочки нам помогут: возьмите ложки и изобразите топот копыт коней.
Проводится физкультурная разминка «Катание на лошадках» (имитируют езду на лошади со сменой аллюра, темпа, направления по команде, с танцевальными движениями).
Воспитатель: Казак всегда был на виду, его в любой момент могли послать с донесением или на защиту рубежей, поэтому, он всегда был опрятно одет. Слайд 6.
Обратите внимание! Мы с вами тоже одеты в казачьих костюмы. Казаки носили шаровары, так как, в узких штанах на лошадях неудобно ездить. Шаровары синего цвета, с красной полосой и гимнастерку со стоячим воротником. Летом носили фуражки, а зимой папахи и шинель защитного цвета. А его жена, казачка, занималась дома по хозяйству. Казачки то же были красиво одеты. Посмотрите: юбка и кофточка, которую носила казачка, называлась «парочка». Повторите.
Юбки были длинные и широкие, с множеством оборок. А кофточка шилась из того же материала, что и юбка и, то же украшалась оборками и рюшами. Шили и фартуки: повседневный, будний – из холста, а праздничный из дорогой ткани и украшали кружевами и лентами.
Казаки носили высокие черные сапоги, а казачки туфли с широким каблуком и тупым носом, называли их чирики, а праздничные – черевички.
Девушки вплетали себе в косы ленты, а женщины носили платки.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем украшать силуэты казака и казачки одеждой необычным способом: женскую «парочку» мы наклеим деталями из ткани и дополним рисованием красками, а казака мы нарисуем и добавим лампасы из ткани.
Под музыкально народное сопровождение дети работают на своих местах. По окончании, работы вывешиваются на выставке в уголке творчества. Дети любуются полученным результатом.
Воспитатель: Молодцы ребята! Сегодня вы отлично потрудились! Вспомнили и узнали много интересного. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернёмся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом, стремились ещё больше познать историю своего народа, бережно хранили традиции своих дедов. И, как говорится «Одежду береги, да за внешностью следи!» «Время, время остановись, в наше время повернись!»