Екатерина Силивертстова
Трудности развития эмоциональной и волевой сферы ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомо ли Вам ситуации, когда ребенок дошкольного или младшего школьного возраста капризничает в магазине, автовокзале, в парке или в другом общественном месте. Когда ребенок начинает плакать при малейшем дискомфорте, расставании с родителем, даже если он вышел в соседнюю комнату, душ, магазин или на работу. Чрезмерная обидчивость, ранимость, раздражительность, агрессивность. Это немногие примеры того, какие реакции мы можем наблюдать у детей с трудностями в эмоциональной и волевой сфере, у детей с трудностями поведения.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Трудности в эмоциональной и волевой сфере у детей может быть по нескольким причинам:
- возрастной кризис, - естественный процесс, является нормальным этапом становления личности ребенка; цель такого кризиса – приобрести новые знания, умения и навыки, необходимые для более зрелого возраста.
- особенности взаимоотношений с родителями, неудовлетворенная потребность в родительском внимании, либо его переизбыток; жесткие границы семьи, узкий круг общения, в связи с чем недостаточно развитые коммуникативные навыки;
- органические нарушения мозговой деятельности вследствие негативного влияния в период беременности матери и родов, первых дней жизни ребенка; тип нервной системы.
В развитии эмоциональной сферы детей 3-7 лет возможны три группы нарушений:
• расстройства настроения (эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи, апатия, неадекватность эмоций);
• расстройства поведения (гиперактивность, агрессивность);
• нарушения психомоторики (амимия – слабо выраженная мимика, вплоть до ее отсутствия; гипомимия, маловыразительная пантомимика).
Порядок преодоления эмоционально-волевых нарушений у ребенка следует осуществлять коррекцию на уровне семейной системы в первую очередь. Очень часто бывает, что трудности у ребенка являются своеобразным симптомом трудностей семьи, отношений между родителями.
Работа проводится в нескольких направлениях:
• медикаментозное лечение. Проводится при наличии органической патологии, невротических расстройств и других нарушений. Назначение препаратов осуществляется врачом – невропатологом или психиатром;
• коррекционные психолого-педагогические занятия – в рамках дошкольного учреждения;
• функциональная терапия (музыкальная, игровая);
• семейная психотерапия, в процессе которой проводится работа не только с ребенком, но и с его семьей.
• ритмика; ЛФК; физиотерапия;
• общевоспитательные мероприятия.
Основными методами психологической работы по преодолению эмоциональных и поведенческих нарушений у детей в возрасте 3-7 лет являются : игровая директивная и недирективная терапия, арт-терапия (изо-терапия, песочная и музыкальная, танцевальная терапия, психогимнастика (мимические и пантомимические этюды, психомышечная тренировка).