Любовь Пачевская
ТРИЗ в отношениях работников и руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Атрибутами современной жизни всё чаще становятся различного рода проблемы, на которые нет готовых решений или же старые способы просто не подходят. Чем сложнее проблема и мутнее решение, тем больше времени и других ресурсов требуется от нас. Известный ученый Генрих Альтшуллер выявил общие закономерности многих изобретений. На этих законах была построена его Теория Решения Изобретательских Задач – ТРИЗ. Её преимущества:
• позволяет перейти от неясной и расплывчатой проблемы к конкретным задачам и противоречиям.
• решение задач происходит с помощью специальных приемов и принципов.
Публикация «ТРИЗ в отношениях работников и руководителя» размещена в разделах
• получение сразу несколько идей, из которых можно осознанно выбрать наилучшие.
• возможность спрогнозировать и предупредить возникновение новых проблем.
Выводы ТРИЗ кажутся слишком неправдоподобными, "дикими", абсурдными. Получить нужный результат помогут принципы, лежащие в основе ТРИЗ :
Принцип объективности законов развития систем – функционирование, строение и смена поколений систем подчиняются определенным законам. Решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям, эффектам являются сильными решениями.
Принцип противоречия – под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия. Проблема трудна потому, что существует система противоречий. Системы изменяются, развиваются, преодолевая противоречия на основе объективных законов, закономерностей, явлений и эффектов. Решения, преодолевающие противоречия – это сильные решения.
Принцип конкретности – каждый класс систем, имеет свойственные ему особенности, облегчающие или затрудняющие изменение данной системы. Эти особенности характеризуются ресурсами: внутренними, на которых строится эта система, и внешними – той средой и ситуацией, в которой находится система. В данном случае сильными будут решения, учитывающие конкретные особенности конкретных систем, а так же индивидуальные особенности, связанные с личностью конкретного человека, решающего проблему.
Основой эффективных решений являются ресурсы, уже имеющиеся в данной ситуации, то есть результат достигаем, ничего не добавляя. Главное – тщательно поискать нужный ресурс. Ресурсы бывают разные, нас же интересуют человеческие ресурсы (сами люди, их стереотипы, мотивация, их зрение, слух) и другие ресурсы (события прошлого, имидж и др.).
При трудоустройстве человека знакомят с особенностями работы в данном учреждении. В момент заключения трудового договора работника всё устраивает. Новичок знакомиться с документами под роспись, получает разъяснения при возникновении вопросов, приступает к исполнению своих трудовых обязанностей.
Время идёт, происходят изменения в законодательстве, издаются новые приказы, подписываются новые документы. Не все работники быстро осваивают и применяют новшества, что приводит к недопониманию между работником и руководителем. Можно долго и терпеливо объяснять работнику, каким образом необходимо выполнять должностные обязанности в ракурсе нововведений, но есть работники, которые уверены в своих знаниях, считают себя специалистами в своей области и упорно не слышат никаких объяснений. В этом случае только ТРИЗ поможет руководителю выстроить трудовые отношения в нужном русле.
Отношения работников и руководителя всегда являются показателем работоспособности коллектива. И сам руководитель, и подчиненные постоянно анализируют личность и манеры поведения друг друга. Чтобы чувствовать себя уверенно в любой ситуации каждый старается достигнуть своей цели. Если же эти цели совпадают, то работоспособность коллектива возрастает и растет имидж учреждения.
Бывает так, что работники обсуждают руководителя за его спиной. «Шило в мешке не утаишь» - так гласит народная мудрость. Со временем все сплетни выходят наружу, и тут уж кому повезет… Заискивание и лицемерие может только усугубить положение. Руководитель, равно как и работник, может заметить фальшь, и тогда уже доверия между ними не будет. Лучше, когда честность и тактичность идут рядом рука об руку.
Легче выстраивать отношения по принципу : начальник – подчиненный, на работе только деловые, рабочие отношения, не стоит смешивать работу и отдых. Важно в любой ситуации, прежде всего, оставаться человеком, человеком воспитанным, ответственным, сообразительным и с чувством юмора, которое никогда не помешает. Шутки очень часто помогают снять напряжение или разрядить обстановку.
С любым человеком при желании можно найти общий язык. Часто в этом помогает профессионализм на рабочем месте. Хорошие отношения с начальством – залог комфортной обстановки в коллективе и продуктивной работы. Но каждый человек имеет свои особенности, сильные и слабые стороны, вредные привычки. Оптимальное решение — трудиться на благо учреждения и качественно делать свою работу. Повышение имиджа учреждения - это общая цель и руководителя и работников.
Хорошим стимулом в формировании здоровых отношений работников и руководителя является похвала. Вместо того чтобы критиковать, сообщите о способах устранения проблемы, придумайте, чем еще можно помочь друг другу. Часто хорошие, но требовательные начальники не слышат теплых слов в свой адрес. Любой комплимент о недавних успехах или за прочие заслуги поможет наладить отношения в коллективе. Главное – это искренность и желание подбодрить друг друга, а не ожидание услышать приятные слова в ответ.
Всё, что было сказано, уже много раз проговаривалось, обсуждалось, но не всегда этому получается следовать. И только ТРИЗ помогает вдохнуть новую жизнь в отношения работников и руководителя. Одним из принципов решения задач по ТРИЗ является принцип «обратить вред в пользу». Еще издавна говорили: «Не бывает худа без добра!» Так и есть. На каждое действие есть противодействие.
Отношение между работником и руководителем накалились – это плохо для обоих (нервозность, недопонимание, неприязнь, но есть плюс: надо найти причину и устранить её. Взрослые грамотные люди стараются наладить отношения, понимая, иначе работать невозможно. И вот из конфликта рождается новый этап отношений. Очень важно в такие моменты быть сдержанным, здраво рассуждать, использовать знания, а не эмоции. Обратите внимание, сколько хорошего вышло из сложившегося конфликта: люди рассуждают, выявляют причины неблагоприятных отношений, стремятся наладить отношения, устранив причины недоразумений. Люди действуют, они не стоят на месте, они развиваются.
Да, такое развитие событий характерно для тех, кто стремиться наладить отношения. Если же работник или руководитель не захочет ничего менять, то конфликт будет только нарастать, подобно снежному кому.
Во многих образовательных учреждениях Крыма с присоединением к России возникли сложности с применением СанПиН 2013 года. По украинским требованиям бывшей СЭС многие правила работы учреждений не совпадали с требованиями СанПиН 2013 года. У работников не всегда хватало времени, а иногда не было и особого желания изучать подробно этот документ. У некоторых сложилось мнение, что неважно, какая страна, требования должны быть одинаковые.
Руководитель издает приказы, работники их читают, подписывают, уверенные в том, что указанные в приказе документы они уже слышали, а значит, уже всё знают. Как правило, работники с большим опытом работы, с «громким характером» уверены, что им никто не сможет слово сказать, работают «по старинке». Такие работники, даже получив замечания, могут игнорировать требование руководителя, будучи чересчур уверенными в себе.
Призываем на помощь ТРИЗ. Суть ТРИЗ в том, что существует идеальное решение, идеальная идея, к которой стремится система. Идеальное решение — это решение, которое не требует приложение силы, и привлечение дополнительных ресурсов, а только использование имеющихся средств. Используя принцип противоречий, формулируем противоречие, чтобы лучше понять суть проблемы и найти ее точное решение: «Должно выполняться действие «Мытьё окон помещений пищеблока еженедельно», чтобы задача была решена (соблюдение требований СанПиН 2013 года, – а выполняется действие «Мытьё окон по мере их загрязнения», потому что работник уверен, что так правильно. Данное противоречие разрешается приказом о дисциплинарном взыскании, как говорится, «Дёшево и сердито» : работник понимает, что не прав, руководитель в очередной раз обращает внимание на нормы закона. Суть принципа противоречий заключается в том, что работник сам себе противоречит: утверждает о знании СанПиН 2013 года, но при этом окна моет по мере загрязнения, что является нарушением СанПиН – знает, но нарушает?
Сейчас мы получили принцип решения задачи: «наоборот» : в случае, если сложно произвести необходимое действие с объектом, производят противоположное действие. Так получилось с работником : знаю, но делаю по своему, т. е. наоборот. А каков результат? Дисциплинарное взыскание. Нужно ли было это работнику? В последнее время даже среди детей много тех, кто старается спорить и делать наоборот. Это можно использовать и в отношениях с работниками. Все «скандалисты», как правило, делают наоборот, доказывая всем, что так и должно быть. Именно их легко поймать на их же противоречиях. Очень жаль, что такие работники не понимают того, что они своими противоречиями действительно нарушают закон.
Бывают и такие работники, которые стараются показать свое рвение к работе и постоянно указывают на недостатки в учреждении, на возникающие проблемы. Эти люди уверены, что выявив проблему и выставив её напоказ, они приносят пользу всему миру. Однако жизнь показывает, что эти проблемы не настолько серьезные, чтобы они мешали работать другим. А вот отношение, к так называемым «жалобщикам» уже особое. Почему у него всегда во всем проблемы? Когда же он начнет с ними справляться? А насколько он компетентен, как специалист?
Очень приятно и руководителю, и работникам слышать радостные новости. Хочется чаще встречаться с таким человеком. Хорошие новости нужны для размещения на сайте. И снова ТРИЗ! Новости - это оперативная информация, которая представляет интерес для аудитории в своей свежести, то есть сообщения о событиях, произошедших недавно или происходящих в данный момент. Именно поэтому необходим материал, который заинтересует людей, привлечет внимание к учреждению. Каждодневные события являясь рабочими моментами, не вызывают особого интереса со стороны публики. Вот почему новости необходимы не стандартные, не такие, как всегда, не такие, как у всех. Только что-то особенное поможет учреждению обратить на себя внимание.
Заново формулируем противоречие: «Нужны особые события, новости» для решения задачи (повышение имиджа учреждения, - а в действительности «Провели беседу с новенькими детьми», воспитатель проводит с ними беседу впервые, для него – это новость. Выход есть: выставить нужную новость с указанием её автора. Упоминание сотрудника на сайте учреждения делает его значимым и в глазах коллег, и в глазах общественности. К такому сотруднику сразу же появится особый интерес, коллеги потянуться к нему за советом. Главное в этот момент – не сравнивать сотрудников. У каждого свои возможности, каждый имеет свой талант, свое хобби. На этой доброй волне будет уместно подбодрить коллектив и предложить для решения новую задачу. Появятся те, кто проявит активное участие, высказывая свое мнение, предлагая идеи, анализируя вслух рабочие моменты. Найдутся и те, кто замолвит доброе слово и о руководителе. Вот оно единство мыслей, вот она – работа на благо обществу, вот он дружный работающий коллектив!
Теперь уместно вспомнить о принципе объединения при решении задач. В случае, когда требуемые действия невозможно совершить с (над) одним объектом, их производят с несколькими объектами. Для решения поставленной задачи аккумулируются силы всех сотрудников, объединяются во времени, разрабатываются версии руководителя. Как правило, любая сложная проблема сопровождается негативными эмоциями, которые мешают решать задачу. Это относится и к взаимоотношениям между работниками и руководителем. Чтобы избежать возможного конфликта, необходимо найти так называемые «общие точки». Такими точками могут быть общие интересы проведения выходных в кругу семьи – тема для сближения в общении.
Схожесть помогает организовать группу «своих», которая сводит людей вместе. И было бы хорошо, если бы в эти «свои» руководитель собрал как можно больше работников. Чем старательнее сосредоточиться на похожести с другими, тем более вероятно будет расширить круг «своих». Это особенно полезно для того, чтобы поддержать связь с человеком, который сильно от нас отличается.
Жизнь устроена так, что как бы мы ни стремились к объединению всего коллектива, все равно рано или поздно будут возникать конфликтные ситуации. Развитие частей системы (каждого человека в отдельности) идет неравномерно, через преодоление своих жизненных противоречий. Чем сложнее система, тем заметнее неравномерное развитие ее частей и сильнее противоречия. Главное – нужно научиться обострять противоречия, а не избегать их или «замыливать». Они основа развития. Очень важно научиться видеть эти противоречия, формулировать их и решать с помощью ТРИЗ!
Литература
1. Альтшуллер, Генрих. Найти идею. Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач / Генрих Альтшуллер. - М. : Альпина Паблишер, 2014 г.
2. Анисимов, А. Л. Трудовые отношения и трудовые споры / А. Л. Анисимов. - М. : Юстицинформ, 2008. - 456 c.
3. Блинов А. О., Рудаков О. С. Процессный подход в системе менеджмента современных организаций. // Экономика и управление: проблемы, решения. 2014г.
4. Бочкарев 7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя / Бочкарев и др. - М. : Эксмо, 2008.
5. Горев, П. М. Научное творчество. Практическое руководство по развитию креативного мышления. Методы и приемы ТРИЗ / П. М. Горев. - М. : Либроком, 2014.
6. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб. : Питер, 2004.
7. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2013
8. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. - М. : МЦФЭР, 2014.
9. Кошевая, И. П. Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие / И. П. Кошевая, А. А. Канке. - М. : ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013.
10. Кукалев С. В. Правила творческого мышления или тайные пружины ТРИЗ. Учебное пособие, 2014 г.
11. Орлов, М. А. Азбука ТРИЗ. Основы изобретательного мышления / М. А. Орлов. - М. : Солон-Пресс, 2016.
12. Психология управления персоналом: теория и практика, Евтихов О. В. ,- СПб. : Речь, 2010
13. Пчелкина Е. Л. По ступенькам ТРИЗ. Первый год обучения, 2010 г.
14. Соловьев, А. А. Педагогические работники, трудовые отношения. / А. А. Соловьев. - М. : Приор, 2005.
15. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.
16. Юсупов И. М. Психология взаимопонимания / И. М. Юсупов. - Казань: Тат. кн. изд-во, 2007.