Светлана Верховцева
Опыт работы «ТРИЗ в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст уникален, либо как формируется ребенок такова будет и его жизнь именно поэтому важно не опустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированный к дошкольному возрасту ТРИЗ технология позволит воспитывать и обличать ребенка под девизом «Творчество во всем». Целью использование данной технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, идентичность с другой поисковой активности и стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Педагогу мало знать методы ТРИЗ важно умело включить в развивающие предметно- пространственную среду, с учетом возраста детей, специфики сезона, в соответствии с темы недели,учитывать традиции и особенности группы, индивидуальный особенности. Мы предлагаем, заглянуть в одно из групп нашего детского сада и убедиться, что наши педагоги идут в ногу со временем и с ТРИЗ по жизни. Приглашаю в группу «Солнышко», здесь развиваются и растут дети 5-6 лет, тема недели на этой неделе «Телевидение», дети знакомятся с телевидением, и большинство занятий своей формы,и названием будут напоминать знакомые теле передачи спокойной ночи малыши, док шоу, очень милые ручки, чтобы позволить стать как бы активный участник телевизионных программ, дети пробуют сами стать телевизионными корреспондентами и придумать, например, выпуск новостей для детского сада и первый встретившийся нас ТРИЗ технология уже в приемной. Метод ТРИЗ мозговой штурм, здесь расположен микрофон и приходя утром в детский сад, каждый ребенок берется за микрофон и может задать вопрос своим сверстникам или воспитателю. Технологии с применением элементов мозгового штурма, это метод решения изобретательских задач, которые предполагает постановка задачи и поиск способов ее решения с помощью перебора ресурсов, это оперативное метод решения проблемы на основе стимулирование творческой активности, при котором участникам суждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе и самых фантастичных. Заходи в группу и вот в речевом уголке следующий метод и метод каталога. Цель метода научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранный объекты, формировать умение составлять сказочный текст по модели, в котором присутствует два героя, положительный и отрицательный, имеют свои цели, друзья помогающие эти цели достигнуть и определенное место. Каталог содержит картинки изображение различных героев и ситуаций. Применение метода каталога способствует обычно детей творческому рассказыванию. В групповом познании и творчества соответствия с темы недели разместился телевизор с большого экраном, это хорошо знакомый всем фланелеграф. Наши педагоги оформили его в виде телевизора всего лишь поставишь на соответствующую поставку, но необычность в то, что в данном пособии используется еще один метод ТРИЗ, морфологический анализ, детям предложены элементы объекта. Метод морфологического анализа, это метод развития творческого воображения,фантазии и преодоление стереотипов у детей дошкольного возраста, суть метода заключается в комбинации разных вариантов характеристика определенного объекта, при создании нового образа этого объекта, а цель метода выявить всевозможные факты решения данной проблемы, которые и в простом переборе, могли быть упущены. Этот же метод мы увидим в уголке изодеятельности, но в другом виде. Здесь для морфологического анализа, дети вместе с воспитателем строит таблицу, в каждую ячейку берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты, там дети учились рисовать ракету ко дню космонавтики, узнали, как легко нарисовать цветы так далее. Применение методом морфологического анализа способствует развитию активного творческого мышления у дошкольников оказывает значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. В уголке природоведения размещены Круги Луллия. На сегодняшний день Круги Луллия является универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительный процесс у детей. Они вносят элементы игры занятия, помогут поддерживать интерес детей к изучаемому материалу. Дети давно знакомы с этой технологией и могут самостоятельно открыть для себя новые истины и умозаключение, используя данное пособие, а вот уголки экспериментировали на этой неделе дети выполнили опыт с окраска воды, как детям объяснить, почему окрашенная вода смешается, а если добавить в воду каждого цвета сахар, то вода уже не смешивается и различается слоями, здесь на помощь приходят маленькие человечки из одноименного метода ТРИЗ, метод маленьких человечков это прием, который позволяет наглядно описать агрегатное состоянии веществ, объяснить и смоделировать строение объектов и взаимодействие между ними, дети так и записали в своих лабораторных заметках, как к одним маленьким человеком пришли другие маленькие человечки и их по численности стала больше и им пришлось теснее и плотнее разместиться даже прижаться друг к другу, вот поэтому вода не смешалась в этом опыте. Также каждый год весной в нашей группе появляется огород на подоконнике, применяя метод ТРИЗ системный оператор, у детей формируется представление о жизни растений и их значимость в жизни человека. Системный оператор, это одно из первых упражнений развития системно-логического мышления, позволяющее видеть объект одновременно структурно функциональном и временном аспектах, это видение единство всего окружает мира, а в котором мы живем, а также формирование и представления об изменениях объекта во времени, используя для этого технологические цепочки. В огороде на подоконнике растет огурец, выстраивает технологическая цепочка, семена,растения,плоды. Ветка березы технологической цепочки выглядит семена, лес, мебель из древесины. Есть в группе и своя традиция утренней круг, где дети собираются утром добрым дружным кругом строят планы на день и рассказывает друг другу как провели вечер, как провели выходные. Но начало сбора в круг является игра «ДаНетка», педагоги группы использовали защитную панель, как наборное полотно, где размещают ряд картина для этой игры,сейчас там размеченные картинки с изображением героев из отечественных мультфильмов в соответствие темы недели, обратите внимание, что картинки размещаются в соответствии с немой недели, спецификой сезона, или с календарным праздникам, например осенью были размещены листья деревьев, а в новогодние праздники весели разноцветные шары. В арсенале технологии ТРИЗ существует множество медов, которые хорошо зарекомендовали себе работа с детьми дошкольного возраста. На этой недели педагоги использовали своей работе 7 методов ТРИЗ. Здесь уж точно применим девиз «С ТРИЗ по жизни». Хочется отметить, что это только видимая часть, а еще большая методическая копилка, с картотеками методическими и учебными пособиями. Если вспомнить широко известную фразу, что среда это третий педагог означает, что сама организация пространства задает правила действия и общения. Педагоги умело применяют ТРИЗ в своей работе, реализуя образовательную программу дошкольного образования, соблюдая все принципы конструирования, развивающей предметно-пространственной среды.