Елена Лазебная (Шаламова)
ТРИЗ «Игровые упражнения для старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
" Нахождение внешних ресурсов".
Ира потеряла варежки. Искала, искала, - не нашла, а на улице холодно, и до дома далеко.
Как дойти до дома, не заморозив руки?
"Нахождение внутренних ресурсов".
У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили её много ярких лент. Так много, что Оля не знала, что с ними делать.
Что с ними делать?
Игры с противоречиями.
"Правый фланг, левый фланг".
Называя положительные качества, ребёнок должен стать по правую руку, а называя отрицательные качества - по левую.
"Найди и отгадай".
Публикация «ТРИЗ „Игровые упражнения для старших дошкольников“» размещена в разделах
Кто-то из детей загадывает объект, называя его положительные и отрицательные качества. Дети должны его отгадать.
"Вперёд - назад".
Детям предлагают проанализировать объект, сказав, чем он удобен или чем он нравится или не нравится. Называя положительное качество, ребёнок делает шаг вперёд, отрицательное - назад.
"Хорошо - плохо".
Ребёнок называет положительные и отрицательные качества. Вода- пить, готовить еду, готовить лекарство. Вода - можно утонуть, губит посевы, заливает город, много воды -гибнет растение.
"Метод противоречий".
Сумка большая, это хорошо, но не могу с ней пойти в театр. Значит нужно иметь сумку на все случаи жизни.
"Помоги Золушке".
Золушка замесила тесто. Когда надо было его раскатать, она обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем золушке раскатать тесто?
"Корзинки для козлят".
Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и при-носила оттуда корзину травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И, в конце концов, она продырявилась и трава высыпалась. Коза попросила детей сплести корзинку, но они не были дружны и сплели каждый по корзинке, всего 20 корзинок. Что Козе с ними делать?
"Помоги цирку".
В город приехал цирк. Нужно расклеить афиши, но в городе не оказалось клея. Как расклеить афиши?
Противоречие: Афиши расклеить надо, потому что они помогут жи-телям города узнать о приезде цирка. Афиши без клея невозможно расклеить.
"Помоги Пончику".
Знайка попросил Пончика передать ему через Незнайку рецепт вкусных пирожков. Но когда Пончик стал перечислять, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что не умеют писать.
Противоречие: Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не может. Но, не умея писать, не может передать рецепт.
"Противоположности".
Холодное - горячее, твёрдое - мягкое, большое - маленькое, высокое - низкое, узкое - широкое.
"Чёрное - белое".
Воспитатель держит в одной руке чёрный круг, в другой - белый. Поднимая чёрный круг, он предлагает назвать отрицательные качества, поднимая белый - положительные.
"Сумей в плохом найти хорошее".
Детям предлагается найти и назвать положительные черты отрица-тельного героя знакомого художественного произведения и отрица-тельные черты положительного.
"По кругу".
Дети садятся в кружок. Один ребёнок называет положительное качество какого-либо объекта, следующий за ним - отрицательное.
Игры на развитие воображения.
"С чем взаимодействует?".
Кастрюля - с огнём, с продуктами, с жидкостью, с человеком, с крышкой, с воздухом. Какой должна быть кастрюля из-за взаимодей-ствия с огнём (материал, конструкция? Придумай кастрюлю.
"Вживание в предмет".
Ребёнку говорят: - "Ты шкаф. Какой ты?"(форма, цвет, назначение).
"Маша и медведь".
Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. Как-то, собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и завязала их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узел-ком за куст, узелок порвался и пирожки рассыпались.
Как Маше донести их до места, где живёт медведь?
"Рассеянный Петя".
Дети отправились в поход. Сначала ехали на электричке. На станции они вышли. И тут обнаружилось, что Петя свой рюкзак оставил в электричке. И в нём были палатка, лопата, котелок и спички. Как провести ночь без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?
"В королевском саду".
В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью самой высокой лестницы не мог достать его. Как королю овладеть яблоком?
Противоречие: король должен достать молодильное яблоко, чтобы стать молодым, но не знает, как это сделать.
"Чудной лесник".
В сосновом бору жил лесник. Чтобы не скучать, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было бы наполнить товарный вагон. А что с ними делать, он не знал.
"Приготовление к празднику".
Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. "Гвоздём" программы должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины, но формочек для печенья не нашла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?
"Кисельное наводнение".
В городе Кисельске приключилась беда. Как-то все его обитатели, не сговариваясь, в один день сварили своё любимейшее блюдо - кисель. И его оказалось так много, что началось кисельное наводнение.
Как можно использовать кисель?
"Красная шапочка".
Бабушка была очень рассеянной и к очередному празднику подарила внучке такую же красную шапочку, как и ко многим предыдущим. Девочка из любви к бабушке поблагодарила её. Но что ей делать с таким количеством красных шапочек?
"Варенье для Карлсона".
Вы знаете, что Карлсон очень любит варенье. Он его съел так много, что у него скопилось большое количество пустых банок. Что ему с ними делать?