МААМ-картинки

Игровые технологии в формировании правильного звукопроизношения у старших дошкольников

Ольга Фролова
Игровые технологии в формировании правильного звукопроизношения у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Публикация «Игровые технологии в формировании правильного звукопроизношения у старших дошкольников» размещена в разделах

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты, элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза двигательные навыки в процессе разговора).

Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи. Несовершенство устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.

Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.

Известно, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. Это важнейшая форма организации их жизни, наиболее для них интересная и доступная. Следовательно, для достижения наибольшей эффективности использую игры и игровые приёмы (игровые технологии). С помощью них закрепляю правильное произношение поставленных звуков, развиваю фонематическое восприятие, целенаправленное внимание, память, мышление, зрительное восприятие, воображение.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды.

Для проведения работы по формированию фонематического восприятия в группе созданы необходимые условия. Развивающая предметная среда включает в себя музыкальные игрушки, аудио кассеты с записями художественных текстов и детских песен, дидактические игры для развития фонематических представлений, картотеки: чистоговорок, скороговорок, артикуляционной гимнастики. Однако само по себе наличие звучащих предметов и игрушек ничего не значит. Поэтому учу ребенка слушать звучание предметов, природы, улицы, а потом и звуков речи. Для этого провожу игры: «Послушай улицу», «Что звучит?», «Угадай, кто позвал», «Кто что слышит?», «Подбери слова сходные по звучанию».

Особое внимание при развитии звуковой культуры речи, уделяю дидактической игре. Дидактические игры позволяют процесс обучения проводить в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Красивая звучная речь, четкая безукоризненная дикция, правильное литературное произношение - это, прежде всего, верно построенное дыхание, работа над которым имеет важное значение. Поэтому использую в своей работе упражнения с султанчиками, перышками, ватой, шариками, это игры: «Ветерок», «Бабочка лети», «Горячий чай», «Кораблик», «Кто кого?», «Тихо – громко», «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук» и др. на формирование длительного целенаправленного ротового выдоха.

Работа по развитию звуковой культуры состоит из разнообразных игр и игровых упражнений, направленных на обучение детей выделять нужные звуки, определять их в словах.

Работу по развитию звуковой культуры речи провожу в следующей последовательности:

На самом первом этапе учу детей выделять звук. Играли с детьми в такие игры:

"Заводные игрушки". Заводим ключиком механические игрушки (игрушки - это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.

"Подскажи кукле звук". Кукла очень торопится, поэтому некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки слышны.

Прошу поправить куклу, где необходимо.

На солнышке грелся черноухий котено. (К). На него смотрел белолапый щено. (К). Он хотел его догна. (Т'). А рядом по двору гулял важный пету. (X). За ним бегали куриц. (Ы) и цыплят. (А). Хозяйка вынесла всем кор. (М) и т. д.

Кроме приведенных примеров использую игры: «Найди общий звук», «Посмотри внимательно», «Загадки петрушки», «Кто больше запомнит», «Стоп-игра», подвижные игры: «Надувала кошка шар» «Мухи и комары» и другие.

После того как дети научились выделять звуки в словах, перехожу к определению места звука в слове. Решению данной задачи также помогают дидактические игры. Например: «Цепочка слов», «Кто внимательный», «Кто больше», «Найди место звука в слове», «Подбери слово к схеме», «Необычные цветы», «Логопедическая ромашка» и другие.

Стараюсь игры проводить систематически: на прогулке, перед завтраком, вечерних коррекционных часах, а также на занятиях.

Изготовила многофункциональное пособие «Занимательный квадрат», на котором размещены два прозрачных кармашка, а между ними 4 крючочка в 2 ряда. В кармашки вставляются карточки с картинками и схемами. Ребенок должен соединить разноцветными резиночками правильный ответ. Это пособие можно использовать в разных видах деятельности в индивидуальной и в подгрупповой работе с детьми.

Игровые технологии позволяют сформировать:

Артикуляционный аппарат.

Речевое дыхание, т. е. воспитывают умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.

Речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление, фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм.

Правильное произношение всех звуков родного языка.

умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.

Нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

Интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Таким образом, овладение звуковой культурой речи имеет первостепенное значение для формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно проводить работу по звуковой культуре речи ведь на ее основе будет проходить и обучение звуковому анализу, и овладение чтением слогов и слов, а, следовательно, и обучение грамоте.

Публикации по теме:

Игры для формирования правильного звукопроизношения Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое.

Реализация игровой технологии развития графомоторных навыков в формировании правильного звукопроизношения Выступление по теме «Реализация игровой технологии развития графомоторных навыков в формировании правильного звукопроизношения» 1 слайд.

Игра как метод формирования правильного звукопроизношения у младших дошкольников Без речи нет ни сознания, ни самосознания Л. С. Выготский Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему выразить свои мысли,.

Игровые технологии коррекции поведения дошкольников Игровые технологии коррекции поведения дошкольников В педагогической энциклопедии понятие коррекция определяется как исправление (частичное.

Презентация «Игровые технологии развития речи дошкольников» Игра- один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами,.

Игровые технологии в петербурговедении для дошкольников В статье представлен опыт работы по изучению с дошкольниками истории и культуры родного города Санкт-Петербурга. Большое значение автор.

Презентация «Игры и упражнения в формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста» Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность.

Мастер-класс «Дыхательная гимнастика как основа правильного звукопроизношения у дошкольников с ТНР» Цель: Познакомить родителей с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста. Обучение приёмам проведения.

Консультация «Игровые технологии в художественном развитии младших дошкольников» В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Однако до сих пор она остается наименее изученной в.

Значение развития мелкой моторики рук в формировании правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Доклад по теме: «Значение развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии в формировании правильного звукопроизношения у старших дошкольников
Опубликовано: 13 марта 2018 в 09:02
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые технологии в формировании правильного звукопроизношения у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Фролова (УИ 567149) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД