Ирина Еловикова
Игровые упражнения в стихах для развития речевого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые упражнения в стихах для развития речевого дыхания
учитель-логопед Еловикова И. Г.
Физиологическое дыхание – рефлекторное действие, которое происходит без команды человеческого сознания. Речевое дыхание – управляемое. Мы говорим слово, а чтобы произнести следующее, делаем паузу, чтобы вновь вдохнуть и так далее. Речевое дыхание нужно тренировать и развивать. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.
Публикация «Игровые упражнения в стихах для развития речевого дыхания» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Работа над правильным дыханием преследует не только коррекционные задачи (обеспечивает ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность, правильность речи и звукопроизношения). Она способствует оздоровлению детей, т. к. дети, имеющие правильное дыхание, болеют простудными заболеваниями намного реже.
Предлагаемые упражнения вызывают положительные эмоции, повышают интерес к дыхательной гимнастике, а также способствуют развитию творческого воображения, фантазии. К выполнению упражнений необходимо подходить дозировано, соблюдать последовательность.
Техника выполнения упражнений:
воздух набирать через нос;
плечи не поднимать;
выдох должен быть длительным и плавным;
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);
нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.
Упражнение «Воздушные шары». Можно использовать открытку с изображением любого персонажа, прикрепить сверху на нитках по краю вырезанные из легкой цветной бумаги воздушные шары. Дуть длительно и плавно.
Веселый день рожденья
у нашей детворы!
Все в небо запускают
воздушные шары!
Упражнение «Звездолёт». Ракету делаем из бумаги, закрепляем на нитке. Над картой космического пространства запускаем звездолет: язычок укладываем на нижнюю губу и направляем сильный выдох на ракету.
Звездолёт, звездолёт,
отправляется в полет!
Мы сильней подышим -
лети, ракета, выше!
Упражнение «Остудим чай». Чашку сделать из картона, а пары чая из бумаги и дуть спокойно. Струя воздуха холодная. Развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.
Я люблю душистый чай,
но не пью я сгоряча.
Я на чай слегка подую -
так его и остужу я.
Упражнение «Снежинка». На снежинку из бумаги, закрепленную на нитке, приклеенной на варежке из картона, легонько дуем. Затем кладем на ладонь и сдуваем плавным выдохом.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Легко проносится -
на землю просится.
Упражнение «Паровоз». На пути следования паровоза сделать снежный сугроб из ваты и дуть на него. Выдох сильный и продолжительный.
Необычный паровоз
путешественников вез,
Вдруг опасность на пути -
не проехать, не пройти.
Я сугроб раздую снежный -
можно ехать нам как прежде!
Упражнение «Снеговик». Дуть на комочки ваты и катать по столу, затем сделать из них снеговика. Выдох легкий, плавный.
Слепим мы снеговика
из пушистого комка -
будет несколько комков
для друзей снеговиков!
Упражнение «Фокусник». Положить язык на верхнюю губу (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остается желобок). Кусочек ваты или салфетки положить на кончик носа. Вдох через нос и с силой быстро подуть на ватку. Развитие сильного и целенаправленного выдоха.
Был снежок - и улетел,
ты оглянуться не успел!
Упражнение «Футбол». Мячик сделать из поролона, поставить два кубика в качестве ворот. Язычок положить на нижнюю губу и подуть на мячик, загнать его в ворота. Выдох должен быть сильным.
Футболист я неплохой -
в ворота мяч летит стрелой!
Упражнение «Бабочка».Над полем с цветами (лист картона с аппликацией или рисунком цветов) прикрепить бабочку на нитке. Сделать глубокий вдох через нос и плавный длительный выдох ртом.
Бабочка летит, порхает,
словно устали не знает.
Вот присела на цветок,
отыщи ее, дружок!
Упражнение «Кто в домике живет?». Из картона сделать стену дома, а в ней окно, закрепить кусочек легкой ткани, за ним картинка с изображением животного. Сильный короткий выдох на занавеску.
Вот стоит высокий дом,
мы хотим узнать - кто в нем?
Можно в домик заглянуть,
стоит лишь в окно подуть!
Упражнение «Секрет в коробке». На дне коробки закрепляем нарезанные ленточки. Внизу под ними сменные картинки. Дуем на ленты и картинку открываем.
Что же спряталось на дне?
Но пока не видно мне.
На ленточки подую -
секрет я расколдую!
Упражнение «Колобок» .На крышке из-под обуви, желательно неглубокой, наклеить дорожку и вдоль нее наклеить картинки животных: волка, зайца, медведя, ежа. Сделать из поролона шарик (колобок). Делать неглубокий плавный выдох, смотреть, чтобы щеки не надувались.
Непоседа-колобок,
у тебя румяный бок!
Ты друзей в лесу нашел -
от лисицы злой ушел!
Упражнение «Зоопарк». На полоску картона приклеить картинку животного или несколько картинок. Сверху наклеить полоску из разрезанной по вертикали бумаги закрепить поверх картинок. Ребенок дует на полоски и открывает картинку.
В зоопарк люблю ходить
И животных там кормить.
Открою занавес сейчас -
все звери выйдут напоказ!
Упражнение «Белка». Игрушка – белка. Перед ней «корзинка» - стаканчик от «йогурта», расположенный лежа. Можно наклеить его на двусторонний скотч на картон. Выдох плавный и целенаправленный.
Шишки белка собирает
и на зиму запасает.
Белочке помочь мы рады -
и не требуем награды!
Упражнение «Машина». Катить струей воздуха машину из киндер-сюрприза по дороге. Можно дорогу нарисовать простым карандашом на столе или на ватмане. Выдох длинный и плавный.
Мотор гудит, мотор ревет,
Машина катится вперед.
Все игры-упражнения способствуют:
развитию дифференцированного дыхания;
более длинному, плавному и ровному выдоху;
активизируют губные мышцы, что помогает добиться положительных результатов в процессе исправления речи детей.
вызывают у детей желание заниматься и развивают интерес к дыхательной гимнастике.