Авдеенко Юлия
Тревожность детей и способы ее коррекции
▼ Скачать + Заказать документы
Для любого психолога поведение ребенка, его выражение чувств - особый показатель в понимании его внутреннего мира, который говорит нам о его психическом состоянии, направлениях и перспективах развития. Информацию о степени психоэмоционального благополучия конкретного ребенка дает психологу эмоциональный фон, который может быть положительным или отрицательным.
Отрицательный фон ребенка может быть выражен подавленностью, плохим настроением или растерянностью, в этой ситуации возникают проблемы в коммуникации и установлении контакта.
Одной из причин этого состояния ребенка может быть наличие повышенного уровня тревожности.
Публикация «Тревожность детей и способы ее коррекции» размещена в разделах
Все, что мы видим у тревожных взрослых, можно применить и к тревожным детям, можно с уверенностью сказать, что это очень неуверенные в себе дети, с низкой самооценкой. Постоянное чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они практически не проявляют инициативу, а предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Мы говорим о таких детях, что они скромные и застенчивые, но видимая аккуратность и дисциплинированность носят характер защиты – ребенок прилагает все усилия, чтобы избежать неудачи.
Какова же природа тревожности? Основной предпосылкой появления тревожности является повышенная сензитивность. Однако не все дети с повышенной чувствительностью тревожны. С одной стороны, причиной выступает неудовлетворенность данного ребенка общением с взрослыми, с родителями, а потом и со сверстниками.
Неласковое, недружелюбное отношение взрослого формирует у ребенка упрямство, отсутствие подчинения требованиям родителей, является «психологическим» барьером между взрослым и детьми. Многое зависит от способа коммуникации родителей с ребенком, которые могут способствовать развитию тревожной личности, очень высокая вероятность воспитания тревожного ребенка теми родителями, которые воспитывают его по типу гиперпротекции.
Если же общение взрослого с ребенком имеет авторитарный характер, ребенок не может обрести уверенность в себе и в своих собственных силах, просто боится плохой оценки, беспокоиться, т. е. испытывает чувство тревоги, которое часто закрепляется и перерастает в постоянное личностное образование – тревожность [2].
Воспитание гиперопекой может быть и симбиотическим, т. е. очень близкими отношениями ребенка с кем-либо из родителей, чаще с матерью. Установив такой тесный психоэмоциональный контакт с ребенком, родитель заражает своими страхами, способствует формированию тревожности.
Усилению в ребенке состояния тревожности могут способствовать определенные факторы, завышенные требования родителей и воспитателей, создающие ситуацию перманентной неуспешности, фактор, способствующий формированию тревожности – упреки, связанные с чувством вины (“Ты так отвратительно вел себя, что у тети заболела голова”, “Из-за твоего поведения мы с папой часто ссоримся”). В таком случае ребенок всегда боится провиниться перед родителями.
Другой причиной, которая вызывает эмоциональное неблагополучие, это индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего «я», (восприимчивость, самокопание, которые ведут к возникновению страхов) (Е. Гаспарова).
Когда у ребенка начинает усиливаться тревожность, появляются страхи - спутник тревожности, в этом случае могут формироваться невротические черты [1].
Неуверенность в себе, определяемая как черта характера – это установка на себя, которая разрушает силы и возможности. Тревожность характера - пессимистическая установка на жизнь, представленная как преисполненная угроз и опасностей.
Неуверенность связана с тревожностью и нерешительностью, а как следствие, формируют соответствующий характер.
Это значит, неуверенный в себе, склонный к сомнениям, робкий, тревожный ребенок как правило нерешителен, несамостоятелен, часто инфантилен, внушаем в значительной степени.
Такой ребенок с опаской смотрит на других, постоянно ждет нападения, насмешки или обиды. Ему трудно справиться с ситуацией или задачей в игре, с делом. Эмоциональное неблагополучие, которое напрямую связано с затруднениями в коммуникации с другими детьми, может привести к двум формам поведения.
К первой группе можно отнести неуравновешенных, легко возбудимых детей. Трудности, связанные самоконтролем эмоций у них, часто становятся причиной плохой организации их деятельности. Это способствует возникновению реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других.
При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции у тревожных детей могут проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, часто сопровождаемых слезами, драками. Маска агрессии не дает увидеть тревогу не только окружающим, но и самому ребенку.
Во вторую входят группу дети с устойчивым отрицательным отношением к общению и избегающие тех лиц, от которых, по их представлению, исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут и малоактивен. Как правило, все негативные эмоции сохраняются в их памяти, но при их проявлении такие дети весьма сдержаны.