Вера Карабчук
Конспект занятия в клубе для молодых родителей в детском саду на тему «Детская тревожность»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить компетентность родителей по теме «Детская тревожность»
Задачи:
создать теплую атмосферу и доверительные отношения с родителями;
дать знания о причинах возникновения детской тревожности;
освоить игровые приемы для снятия тревожности у детей в период адаптации к ДОУ;
через ручной труд повысить интерес к изготовлению игровых пособий по снятию детской тревожности.
Публикация «Конспект занятия в клубе для молодых родителей в детском саду на тему „Детская тревожность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Предварительная работа: информирование родителей о клубе, приглашение на встречу. Подготовить бейджики с именами родителей.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, столы, стулья, анкета опросник для родителей, бланки «Минутка размышления». Рекомендации по снятию тревожности, бланки обратной связи, памятки с электронным адресом клуба, ручки, бейджики по количеству участников. Для практической работы: «Мякушки», массажные мячики – «ежики»; игра «Текстура», «Чудесный мешочек» в нем мягкая игрушка, твердый шарик, кубик, платок. счетные палочки, игры с прищепками, игрушки БИ- БА – БО. Разнос с манкой; пуговицы, фасоль, камушки цветные. Материал для экспериментов: таз с водой, стаканы с водой, губка, трубочки, камешки, бутылочки, бумажные кораблики. Для очумелых ручек: картон, ножницы, клей, прищепки, воздушные шары, наполнители, воронки, тесьма,ткань, вата…
Ход:
1. Раздать бейджики родителям.
2. Попросить заполнить анкету – опросник в начале клубной встречи, пока все собираются. (Приложение №1)
- Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада вас видеть в нашем клубе «Доверие». Надеюсь, что у нас получится выстроить доверительные отношения друг с другом и поспособствует лучшей адаптации детей к детскому саду.
3. Для создания доверительных отношений я предлагаю познакомиться. Встать всем в круг, рассчитаться на первый, второй. Те, кто под № 2 встанут во внутренний круг, лицом к родителям под №1, разбейтесь на пары. Представьтесь друг другу по имени, пожмите руки. Услышав хлопок в ладоши, те, кто под №1 сделают шаг вправо к новому партнеру и т. д.
4. Игра «Молекулы - атомы»
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие напряжения.
Инструкция: весь мир состоит из атомов, которые объединяются в молекулы. Представьте, что вы атомы. Вы хаотично будете двигаться под музыку, услышав цифру, которую я назову, вы должны быстро объединиться в молекулы. Например: если я назову цифру 3, то все атомы объединяются в тройки, 4 –в четверки и т. д.
- Большое спасибо, пройдите на свои места.
- Часто случается, что для многих родителей поступление в детский сад - это большое испытание. Детские слезы, капризы, отказы идти в детский сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес детского сада. Давайте узнаем, что же происходит с вашим малышом?
-Малыш, оказавшись в новой обстановке с незнакомыми детьми и взрослыми, испытывает волнение, тревогу, страх, гнев. Ребенок переживает: «Как я без мамы? Не бросили ли меня?»
5. Мини – лекция «Тревожный ребенок» (см. презентация)
6. Минутка размышления: «Мой ребенок – какой он?» написать о ребенке не менее 5 предложений, информацию обработать и разместить в родительском уголке.
7. Практическая часть. «Знакомство с развивающими играми для снятия тревожности у малыша в период адаптации»
- Если ребенок посещает ДОУ, это еще не значит, что с ним не надо играть и общаться, учить его чему – либо. Родители вы первые учителя ребенка.
- Важно помочь малышу, особенно в трудный период адаптации. Чтобы снизить тревожность, необходимо переключить его внимание на игру, которая принесет удовольствие, познакомит с нормами и правилами жизни, научит общению, поможет выразить свои эмоции, даст внутреннюю свободу (играю с кем хочу, где хочу, сколько хочу, чем хочу).
- Давайте немного поиграем.
• Хлопните в ладоши те, у кого сейчас хорошее настроение;
• Топните ногой те, кто читает своему ребенку сказки на ночь;
• Поднимите руку те, кто может стать для ребенка Карлсоном, который живет на крыше;
Встаньте те, кто читает книги по воспитанию и развитию детей;(Садитесь)
• Помашите рукой те, кто уделяет общению с ребенком больше 30 минут в день;
• Хлопните те, кто придумывает для ребенка интересные игры;
• Покивайте головой те, кто любит рисовать;
• Улыбнитесь те, кто любит повозиться ребенком.
8. Давайте вспомним, чем можно занять малыша, когда ему одиноко и тревожно (ответы родителей)
9. Игры «Помогалочки - развивалочки»
Игра – возня - это игра, необходимая для развития ребенка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча - мала», учит детей взаимодействовать друг с другом, умению управлять своим телом, выплескивая эмоции.
В раннем возрасте у детей формируется образ «телесного - Я» : они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им через движение. Пусть ребенок знакомится с окружающим миром – кувыркается, двигается, смотрит, щупает.
Представьте что вы маленькие дети. Девочки и мальчики, а не родители.
Раздать воздушные шарики основных цветов: красный, желтый, зеленый, синий. Угадайте, что я спрятала в шарики, пощупайте. Прокатите шарики между ладонями, покатайте по кругу, по тыльной стороне руки. Прокатите по горке - ноге, от колена до стопы…поднимите шарики красного цвета, помашите шариками зеленого цвета, красного… Яркие шарики привлекают внимание ребенка, при разминании они мягко массируют ладошки малыша.
Массажный мячик – «ежик». Аккуратно кладите шарик на ладонь ребенка, прокатывайте «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца, и чуть дольше задерживайтесь на подушечках каждого пальчика. Все движения нужно выполнять в направлении от периферии к центру, лучше – сопровождая стихотворными текстами.
Каждый из нас помнит хотя бы одно стихотворение из детства. Чем больше в нем действий, тем лучше. Проводите занятия перед сном. Важно быть рядом с малышом, возьмите его за ручку (какую ему удобнее, погладьте, предложите «сделать курочку», и если ребенок не вырывает руку, начните рассказывать стишок, обыгрывая каждое действие. (Вызвать родителя, на руке обыграть)
- Если хочешь ловким быть, нужно с ежиком дружить,
нужно спортом заниматься, вместе с мамой постараться.
Ну а ежик - верный друг - враз тебе поможет тут!
Разминаем пальчики девочки и мальчики
Нам поможет иглбол, добрый у него укол
Потому что все иголки у него совсем не колки!
Ребенок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств, а особенно через тактильную чувствительность пальчиков и ладошек. Посмотрите, что я вам принесла.
Игра «Текстура». У меня есть кусочек меха, листок наждачной бумаги, шишка, грецкий орех, ребристый карандаш, гладкий камешек. Рассмотрите, потрогайте, опишите их. Например: мех – мягкий, пушистый, а камешек – гладкий, холодный. Затем закройте глаза, протяните ладонь, отгадайте, какой предмет я положила. (Родители по очереди отгадывают предметы.) А теперь усложним задачу: попробуйте угадать предмет, надев на руку варежку. Молодцы, у вас хорошо получается! Попробуйте поиграть в такую игру со своим ребенком.
«Угадай на ощупь» в мешочек положить мягкую игрушку, твердый шарик, кубик, платок, угадайте то, что не видно на ощупь.
Если в детском возрасте не развивать мелкую и крупную моторику тела, и не обогащать сенсорный опыт, то, повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание. Подвижность пальцев рук тесно связана с мышлением и развитием речи.
Активизировать речевое развитие можно:
лепкой из пластилина, цветного соленого теста, играми с предметами – заместителями: спичками, счетными палочками, прищепками. Например, Выложите из палочек (спичек) узоры «дорожка», «лестница», «снежинка». Если ребенок справится, предложите узоры посложнее – «домик», «елка» и т. п.
Вырежьте из картона солнышко (гусеницу, осьминога, ежика, тучку) и предложите ребенку «подарить ему лучики – прищепки» (ножки, иголки, дождик).
- С чем ассоциируется у вас слово «детство»? (Ответы родителей). У меня слово детство вызывает очень много воспоминаний о песочнице. Какое удовольствие мы получали, выпекая куличики и пирожки! Именно в песочнице строится первый дом, сажается дерево, создается семья. Все это – мир ребенка, в котором он чувствует себя защищенным, здесь ему комфортно – все понятно и близко.
Создать свою песочницу можно и дома, насыпав на поднос особый белый «песок» - манную крупу. Вместо манки можно использовать «кинетический песок», он не рассыпается по дому и приятен на ощупь. Манку можно насыпать горкой или разровнять. Пусть ребенок «пройдется» по крупе пальчиками. Сначала только указательным, потом средним, безымянным, большим и, наконец, мизинчиком. Можно группировать пальцы по два, три, четыре, пять и создавать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадывая, кому они принадлежат – мышке или слонику! А еще можно порисовать пальчиком, палочкой или кисточкой. И лучше двумя руками одновременно.
- Как вы думаете, почему дети любят играть в песок? (Ответы родителей).
Комментарий. Да, песок помогает расслабиться, он завораживает ребенка своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным, пластичным. Играя, ребенок строит новый мир на песке, чувствует себя волшебником, он не боится изменений и радуется.
Песок очень похож на воду. Вода расслабляет и успокаивает. Если малыша трудно успокоить, пригласите его поиграть с водой. Налейте в таз немного теплой воды, добавьте 1-2 капли лавандового или ромашкового масла. Предложите ребенку взять в качестве игрушек губку, коктейльные трубочки, кусочек пемзы, камешек, бутылочки, бумажные кораблики. Как интересно пускать из наполненной пластиковой бутылки фонтан, сделать «дождь» из губки или измерить, сколько ложек воды умещается в стаканчике! Интересно, что камешек тонет, а палочка – плавает. Подуйте вместе через трубочки на кораблики. Такие игры непродолжительны – до тех пор, пока не остынет вода. Закончив игру, хорошенько разотрите кисти рук малыша.
Сколько интересных игр можно придумать с водой! Попробуйте с малышом поэкспериментировать с ее твердой формой – льдом. Заморозьте вводу в контейнере для пищевого льда или формочках для игры в песок. Можно замораживать окрашенную воду – желтую, красную, синюю. Зимой окрашенными кристалликами льда украсьте ледяную горку, снеговика, сугробы возле подъезда. При заморозке положите в воду листочек, орешек, пуговку. А можно заморозить несколько маленьких фигурок «киндер-сюрпризов» и представить, что их заколдовала Снежная Королева. Затем вместе с малышом придумать разные способы, чтобы расколдовать фигурки.
- Как вы думаете чем можно заменить воду? (Ответы родителей)
- Создайте дома «сухой» бассейн. Наполните неглубокую миску фасолью, спрячьте в ней шарики или разноцветные бусинки. Предложите ребенку собрать одной рукой фасолинки, другой – бусинки и разложить их по баночкам.
- Чем можно заменить содержимое сухого бассейна? (Ответы родителей).
Можно заменить крышками от пластиковых бутылок, пуговицами. Пуговицы – сами по себе очень интересный материал. Как вы думаете, в какие игры с пуговицами можно поиграть? (Ответы родителей.) Составляйте из пуговиц узоры, придумывайте изображения на пластилине или соленом тесте, выкладывайте мозаичные картинки, нанизывайте пуговичные бусы. Можно придумать историю о пуговице – папе, пуговице – маме, пуговице – ребенке.
- Только не забывайте о техники безопасности: при «общении» ребенка с мелкими предметами будьте всегда рядом!
Познавая окружающий мир, ребенок все пробует на вкус. К сожалению, встречаются случаи попадания мелких предметов в дыхательные пути или пищеварительную систему. Поэтому так важно присутствие взрослого во время игр ребенка с мелкими и сыпучими материалами.
Языковые, или речевые, игры (эксперементы со словами, звуками) очень нравятся ребятам: иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре. Например, добавить несколько рифмующихся слов. А можно спеть распевочку:
Су-су-су-су, я подарочек несу.
Ке-ке-ке-ке своей доченьке.
Ту-ту-ту-ту кошечку пушистую.
Лю-лю-лю-лю доченьку свою люблю. (А. Лобачева)
- Такие распевочки развивают мышление, тренируют мимику, ведь малыш стремится повторять за мамой, следит за движениями ее губ и выражением лица. Распевочки, выражающие любовь и заботу, - словно живая вода для малышей.
Для ребенка важна поддержка близкого взрослого. Малышу еще трудно облечь слова, свои переживания и опасения (особенно детям с речевыми нарушениями).
Помочь ребенку может его любимая игрушка, которая ассоциируется у него с положительными эмоциями, ощущением безопасности. Это могут быть кукла, плюшевый мишка или перчаточные кукулы би-ба-бо. Возьмите себе куклу и дайте малышу его любимую игрушку. Прикоснитесь к игрушке ребенка своей куклой, погладьте, обнимите, говоря при этом: «Сегодня мой малыш грустит. У него мокрые глазки – он плакал. Что сегодня было в детском саду? С кем, мой родной подружился? Как их зовут? В какие игры они играли?» Побеседуйте друг с другом через кукол, активно слушайте малыша. Перенося на игрушку свои переживания и настроение, ребенок расскажет вам, что его тревожит. Ваша забота, ваше теплое участие, передаваемые через прикосновения игрушек, как бы скажут ему: «Я тебя люблю».
Для душевного комфорта и развития ребенка, соблюдайте принципы:
Приучайте к дисциплине: «поиграл – убери», «рассыпал – собери»,
«бросил – подними», «открыл – закрой», «порвал – заклей»… «обидел – пожалей», «отобрал – отдай» и т. д.
Учите ребенка делиться: игрушками, сладостями, хорошим настроением.
Создайте дома разнообразную среду, способствующую развитию ребенка;
Обязательно папы и мамы участвуйте в деятельности ребенка, но не делайте за него то, что он сам уже может делать.
Стимулируйте собственную активность ребенка, научите малыша играть, познавать окружающий мир;
10. «Очумелые ручки» изготовление пособий на группу:
1 стол: изготовление игрушек с прищепками;
2 стол: изготовление мякушек (шарики воздушные, различные наполнители: горох, фасоль, крупы, сухие ягоды)
3 стол: текстура (мех, бумага, ткань, металл, дерево) или лепка, рисование.
11. Вопрос – ответ.
12. Рекомендации по снятию тревожности
13. Адрес сайта клуба «Доверие»
14. Обратная связь (анкеты)
- Дорогие родители, наш семинар подошел к концу. Спасибо вам за активное участие! Добра, любви и света вам и вашим деткам!
Литература:
1. Кремлякова А. Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. -96 с. (Из опыта работы по программе Детство»).
2. Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы»/ авт. -сост. О. Е. Белова. – Волгоград: Учитель, 2014. -154 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Дата ___
Ф. И. О. мамы ___
Ф. И. О. папы___
Контактные телефоны___
Эл. почта ___
Ваши ожидания от клубных встреч?
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Рекомендации родителям по снятию тревожности :
• Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет значимых для него людей.
• Будьте во всем примером ребенку и последовательными в своих действиях.
• Не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
• Учитывайте возможности ребенка, не требуйте от них того, что они не могут выполнить.
• Если ребенок сталкивается с трудностью, окажите поддержку.
• Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
• Чаще используйте ласковый телесный контакт.
• Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
• Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
• Старайтесь делать как можно меньше замечаний.
• Используйте наказание лишь в крайних случаях, наказывая, не унижайте ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Обратная связь (анкеты)
1. Ваша степень включенности в клубную встречу с педагогом-психологом (обведите) :
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Что мешало вам быть включенным? ___
3. Самая значимая (полезная) для вас информация, во время которой удалось что-то лучше понять, в чем-то разобраться по данной теме:
___
4. Что вам НЕ ПОНРАВИЛОСЬ? Почему? ___
Ваши пожелания: ___