Лариса Маткаримова
Эмоциональная тревожность детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Маткаримова Лариса Анатольевна
воспитатель МБДОУ№17 г. Салавата
Эмоциональная тревожность детей дошкольного возраста.
Становление эмоционально – волевой сферы, с которой тесно связано формирование личности – сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие. Без знания особенностей эмоциональной сферы детей трудно выбирать соответствующий стиль общения, эффективно взаимодействовать в образовательном процессе. Тревожность очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. На сегодняшний день проблема эмоциональной тревожности является одна из наиболее актуальных. Интерес педагогов, психологов и родителей изучению эмоциональной тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, рождающими предсказуемость будущего эмоциональные и физические перегрузки, обострение социальных проблем. Эмоциональная тревожность рассматриваются как переживание эмоционального дискомфорта, связанные с постоянным ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности.
Публикация «Эмоциональная тревожность детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Можно выделить основные причины возникновения эмоциональной тревожности детей дошкольного возраста :
- неудовлетворение основных потребностей, таких как потребность в любви, ласке, принятии и самостоятельности.
- внутри личностные конфликты, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности.
- соматические нарушения и конституциональная особенность нервной системы (меланхолический темперамент).
Большое внимание деятельности практического психолога уделяется работе с детьми с высоким уровнем тревожности. В коррекционной работе создаются условия для развития положительных и эмоциональных состояний : вызывают на занятии чувства удовлетворения от познавательной потребности, радость успеха, создаются игровые ситуации, способствующие повышению самооценки. Также на занятии обучают детей приему от реагирования негативных эмоциональных состояний. Для достижения этих целей используют упражнения «Звериные чувства», «Бесилки», «Спрятанные проблемы», «Испечем пиццу», «Танец с рисованием».
На занятии стараются формировать у детей навыки самоконтроля, обучают осознанию своего эмоционального состояния, развивают коммуникативные навыки общения со взрослыми и сверстниками, а также игровые навыки.
В коррекционной работе используют различные техники и методы, такие как психогимнастика, релаксация, игротерапия, телесно – ориентированные приемы, методы арттерапии. Данные методы способствуют снижению эмоциональной тревожности, что подтверждает положительная динамика в коррекционно–развивающей работе с детьми с высоким уровнем тревожности. Ниже приведены примеры игр и упражнений на развитие эмоциональной сферы, которые рекомендуют проводить воспитателям и родителям для снятия тревожности.
1. Упражнение «Злые и добрые кошки». Чертим ручеек. По обе стороны ручейка находятся злые кошки. Они дразнят друг друга, злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек, ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства
2. Игра «На что похоже мое настроение!». Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже их настроение. Начинает психолог: «Мое настроение похоже на белое пушистое облако в спокойном голубом небе».
3. Упражнение «Ласковый милок». Дети разбиваются на пары. По очереди рисуют на спине друг друга различные предметы. Тот кому рисуют, должен угадать, что нарисовано. Затем меняются местами. Анализируются чувства и ощущения
4. Рисование на тему «Мои страхи…». Дети рисуют свои страхи не показывая никому. Затем каждый ребенок уничтожает свой страх (остается у психолога в сундуке под замком, закапывается, разрывается на мелкие кусочки и выбрасывается)
5. Упражнение «Насос и мяч» необходимо для снятия остаточного напряжения. В парах один из участников «насос», другой – «мяч». Мяч «сдут» (полностью расслаблен, голова опущена, ноги полусогнуты). По мере «надувания», которое партнер сопровождает звуком «с –с –с –с», мяч распрямляется, а потом опять «сдувается» со звуком «с –с –с». Затем дети меняются ролями.
6. Упражнение «Азбука страхов». Детям предлагается нарисовать различных страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее дети рассказывают о том, что нарисовали. Каждому ребенку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.
7. Психогимнастический этюд «Превращения». Психолог предлагает детям:
• Нахмуриться как…осенняя туча, рассерженный человек.
• Позлиться как…злая волшебница, два барана на мосту, голодный волк, ребенок, у которого отняли мяч.
• Испугаться как…заяц, увидевший волка, птенец, упавший из гнезда.