Получи документы

Консультация для воспитателей «Тревожность ребёнка как состояние нервно-психического напряжения»

Елена Аникина
Консультация для воспитателей «Тревожность ребёнка как состояние нервно-психического напряжения»
▼ Скачать + Заказать документы

Тревожность ребёнка как состояние нервно – психического напряжения

(Консультация для воспитателей)

Тревожные дети

Тревожность – состояние нервно-психического напряжения,

когда нейтральная ситуация воспринимается как угрожающая. В

психологическом словаре дано следующее определение тревожности :

это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в

повышенной склонности испытывать беспокойство в самых

Публикация «Консультация для воспитателей „Тревожность ребёнка как состояние нервно-психического напряжения“» размещена в разделах

различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

Почему возникает тревожность?

На вопрос: «Почему возникает тревожность нет однозначного ответа. Психоаналитики говорят, что причина в том, что желания человека не совпадают с возможностями или противоречат морали. Психиатры считают, что виной всему неправильное воспитание и стрессы. Нейробиологи утверждают, что основную роль играют особенности протекания нейрохимических процессов в мозге.

Причины развития тревожности

1. Врожденные особенности нервной системы.

В основе тревожности лежит врожденная слабость нервных процессов, которая характерна для людей с меланхолическим и флегматическим темпераментом. Повышенные переживания вызваны особенностями нейрохимических процессов, которые протекают в мозге. Эту теорию доказывает факт, что повышенная тревожность передается по наследству от родителей, следовательно, она закреплена на генетическом уровне.

2. Особенности воспитания и социальная среда.

Развитие тревожности могут спровоцировать чрезмерная опека родителей или недружелюбное отношение со стороны окружающих. Под их влиянием тревожные черты личности становятся заметны уже в детстве или проявляются в зрелом возрасте.

3. Ситуации, связанные с риском для жизни и здоровья.

Это могут быть тяжелые заболевания, нападения, автомобильные аварии, катастрофы и другие ситуации, которые вызвали у человека сильный страх за свою жизнь и благополучие. В дальнейшем эта тревога распространяется на все обстоятельства, которые ассоциируются с данной ситуацией. Так человек, переживший автомобильную аварию, испытывает тревогу за себя и близких, которые едут в транспорте или переходят дорогу.

4. Повторяющиеся и хронические стрессы.

Конфликты, проблемы в личной жизни, умственные перегрузки в школе или на работе истощают ресурсы нервной системы. Замечено, что чем больший негативный опыт у человека, тем выше его тревожность.

5. Тяжелые соматические заболевания.

Болезни, сопровождающиеся сильной болью, стрессом, высокой температурой, интоксикацией организма нарушают биохимические процессы в нервных клетках, что может проявляться тревожностью. Стресс, вызванный опасным заболеванием, вызывает склонность к негативному мышлению, что также повышает тревожность.

6. Гормональные нарушения.

Сбои в работе эндокринных желез приводят к изменению гормонального баланса, от которого зависит стабильность нервной системы. Часто тревожность связана с излишком гормонов щитовидной железы.

7. Неправильное питание и дефицит витаминов.

Нехватка питательных веществ приводит к нарушениям обменных процессов в организме. А мозг особенно чувствителен к голоданию. На выработку нейромедиаторов негативно влияет недостаток глюкозы, витаминов группы В и магния.

8. Отсутствие физических нагрузок.

Сидячий образ жизни и отсутствие регулярных физических упражнений нарушают обмен веществ. Тревожность – результат этого дисбаланса, проявляющийся на психическом уровне. И наоборот, регулярные тренировки активизируют нервные процессы, способствуют выбросу гормонов счастья и устранению тревожных мыслей.

9. Органические поражения головного мозга, при которых нарушается кровообращение и питание мозговой ткани:

• Перенесенные в детстве тяжелые инфекции;

• Травмы, полученные во время родов;

• Сотрясения мозга;

Психологи и нейробиологи сошлись на мысли, что тревожность развивается, если у человека есть врожденные особенности работы нервной системы, на которые наслоились социальные и психологические факторы.

Психологические симптомы тревожности.

(могут проявляться периодически или большую часть времени)

• чрезмерные переживания без повода или по незначительной причине;

предчувствие беды;

• необъяснимый страх, перед каким-либо событием;

чувство незащищенности;

• неопределенный страх за жизнь и здоровье (личное или членов семьи);

восприятие обычных событий и ситуаций, как опасных и недружелюбных;

• подавленное настроение;

• ослабление внимания, отвлечение на тревожные мысли;

• сложности в учебе и работе из-за постоянной напряженности; повышенная критичность к себе;

«прокручивание» в голове собственных действий и высказываний, повышенные переживания по этому поводу;

• пессимизм.

Физические симптомы тревожности

(объясняются возбуждением вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов; Выражены незначительно или умеренно).

• учащенное дыхание;

• ускоренное сердцебиение;

• слабость;

• ощущение кома в горле;

• повышенная потливость;

• покраснение кожи

• ;метеоризм.

Поведенческие симптомы тревожности :

• сжимает кулаки;

• щелкает пальцами;

• теребит одежду;

• облизывает или кусает губы;

• грызет ногти;

• потирает лицо.

Следует отличать тревожность от тревоги. Если тревога – это

эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка

(выступление на празднике, конкурсе и др., то тревожность является

устойчивым состоянием. Она не связана с какой-либо определенной

ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует

человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего то

конкретного, мы говорим о проявлении страха.

Значение тревожности

Тревогу принято считать защитным механизмом, который должен предупреждать человека о надвигающейся опасности из вне или о внутреннем конфликте. Борьба желаний с совестью, представлениями о морали, социальными и культурными нормами. Это, так называемая, полезная тревожность. В разумных пределах она помогает избежать ошибок и поражений.

Повышенная тревожность считается патологическим состоянием (не болезнью, но отклонением от нормы). Часто она является реакцией на перенесенные физические или эмоциональные стрессы.

Норма и патология.

Нормой считается умеренная тревожность, связанная с тревожными чертами характера. В этом случае у человека часто появляется тревога и нервное напряжение по самым незначительным поводам. При этом вегетативные симптомы (перепады давления, учащенное сердцебиение) проявляются очень незначительно.

Признаками психических расстройств являются приступы сильной тревоги, длящиеся от нескольких минут до нескольких часов, во время которых ухудшается самочувствие: слабость, боль в грудной клетке, чувство жара, дрожь в теле. В этом случае тревога может быть симптомом:

Тревожного расстройства;

• Панического расстройства с паническими атаками;

Тревожной эндогенной депрессии;

• Невроза

• Неврастении;

• Алкоголизма;

• Шизофрении;

• Посттравматического стрессового расстройства.

Тревожный ребенок не обладает хорошим аппетитом, засыпает с

трудом, спит беспокойно, жалуется, что ему снятся страшные сны. Он

легко расстраивается, часто не может сдержать слезы, плохо

переносит ожидание. К чему может привести повышенная тревожность. Под влиянием тревоги происходят нарушения поведения:

1. Уход в мир иллюзий.

Часто тревога не имеет четкого предмета. Для человека это оказывается более мучительным, чем страх чего-то конкретного. Он придумывает причину страха, тогда на основе тревожности развиваются фобии.

2. Агрессивность.

Возникает, если у человека повышена тревожность и занижена самооценка. Для того, чтобы избавиться от гнетущего чувства он унижает других людей. Такое поведение приносит лишь временное облегчение.

3. Безынициативность и апатия,

которые являются последствием длительной тревог и связаны с истощением душевных сил. Снижение эмоциональных реакций мешает разглядеть причину вызывающую тревожность и устранить ее, а также ухудшает качество жизни.

4. Развитие психосоматического заболевания.

Физические симптомы тревожности (сердцебиение, спазмы кишечника) усугубляются и становятся причиной заболевания. Возможные последствия: язвенный колит, язва желудка, бронхиальная астма, нейродермит.

Как помочь тревожному ребенку?

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными

детьми в трех направлениях :

1. Повышение самооценки.

Обращайтесь к ребенку по имени, старайтесь делать ему как

можно меньше замечаний, хвалите его даже за незначительные

успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша

похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на

фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его

похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы

похвалить ребенка. Наказания же используйте лишь в крайних

случаях. И наказывая, не унижайте ребенка!

В работе с тревожными детьми полезны игры и упражнения, в

которых говорятся комплименты, приятные слова, высказываются

положительные мнения. Достижения детей могут отражаться на

специальных стендах: «Звезда дня (недели)», «Цветок достижений»,

«Мы сегодня» и т. п.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных,

наиболее волнующих его ситуациях.

Необходимо привлекать всех детей к совместному обсуждению

проблемы, говорить о чувствах, переживаниях, волнующих

ситуациях, страхах, проводить психогимнастические упражнения.

Можно использовать примеры литературных произведений и сказок.

Например, смелый человек – это не тот, кто ничего не боится (таких

людей нет на свете, а тот, кто умеет преодолеть свой страх.

Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух, чего он боится.

Можно предложить нарисовать страх, рассказать о нем. Подобные

беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников

существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им

казалось, только для них.

Нельзя сравнивать детей друг с другом. Иногда травмирующим

фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия

как спортивная эстафета. Лучше сравнивать достижения ребенка с его

же результатами, показанными ранее. Даже если ребенок совсем не

справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям:

«Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию», или «Ваш сын

закончил работу последним». Нельзя говорить про ребенка, что он

хуже всех!

Необходимо исключать ситуации, в которых детские тревоги и

страхи усиливаются. К тревожным детям не следует предъявлять

завышенных требований, давать задания на скорость; спрашивать их

следует в середине занятия; нельзя подгонять и торопить их.

Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом,

желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к

нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз.

Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит

ребенка выражать свои тревогу и страх словами. И даже если он

приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять

эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере

успокоит ребенка. Сказки и истории должны быть со счастливым

концом: герой, пройдя через все преграды, обязательно должен

добиться успеха.

Очень полезно в работе с тревожными детьми применять ролевые

игры: разыгрывать ситуации, которые вызывают особую тревогу

ребенка. Например, ситуация «Боюсь врача» даст ребенку

возможность поиграть с куклой, символизирующей медицинского

работника. В подвижной эмоциональной игре («Война», «Казаки разбойники») ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни. Перед выступлениями на концертах и праздниках, в конкурсах и соревнованиях полезно настраивать детей на успех, много репетировать (целенаправленные тренировки по отработке конкретного навыка, чтобы дети были готовы, уверенны,решительны.

3. Снятие мышечного напряжения.

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры

на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию,

техника глубоко дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирание

тела. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу, для

чего приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую

одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям

расслабиться.

Родители тревожного ребенка не должны :

- предъявлять ему завышенных требований;

- угрожать невыполнимыми наказаниями («Уйду от тебя!», «Убью тебя!», «Рот заклею!» и т. п.);

Родители тревожного ребенка должны :

- ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии

другим членам семьи;

- снизить количество замечаний;

- быть ласковыми и нежными;

- помогать и поддерживать ребенка;

- быть единодушными и последовательными в своих действиях;

- выполнять вместе с ребенком упражнения на релаксацию.

Помните:

тревожность родителей зачастую передается ребенку, тревожность педагога – ученикам и воспитанникам. Вот потому, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый должен позаботиться о себе: станьте менее тревожными сами!

Публикации по теме:

Аналитическая справка по итогам диагностики нервно-психического развития детей младшей группы Аналитическая справка по итогам диагностики нервно-психического развития детей младшей группы. Воспитатель:Роо Галина Сергеевна. Особенностью.

Игры с дошкольниками для снятия психического напряженияИгры с дошкольниками для снятия психического напряжения Как известно, игры положительно влияют на психологическое развитие детей. Хорошо в работе с детьми использовать игры, направленные на снятие.

Консультация для родителей и воспитателей «Как развивать речь ребёнка»Консультация для родителей и воспитателей «Как развивать речь ребёнка» ]Как развивать речь ребёнка. Консультация для родителей и воспитателей! Главными носителями языка для ребенка являются его родители. Очевидно,.

Консультация для родителей «Будим ребёнка правильно: как разбудить ребёнка, чтобы он не устраивал капризы» Знакомое всем родителям действо разыгрывается каждое утро практически в каждом доме, где есть маленькие дети – утреннее пробуждение. Порой.

Консультация для воспитателей «Как влияют спортивные игры на организм ребёнка» КАК ВЛИЯЮТ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ НА ОРГАНИЗМ РЕБЁНКА. Исследования сенсорных систем различной модальности: зрения, слуха, тактильности показали,.

Консультация для воспитателей «Особенности психического развития детей шести лет» РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ НОРМАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ. Движения детей становятся более энергичными и точными, приобретают легкость и изящество. Дети увлеченно.

Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая среда как средство речевого развития ребёнка» Филиал №2 МБОУ «Первомайская СОШ» в с. Старосеславино КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей на тему: «Предметно-развивающая среда – как.

Мастер-класс «Снятие нервно-психического напряжения у педагогов и школьников» Снятие нервно-психического напряжения у педагогов и школьников Мастер-класс для педагогов Педагог-психолог: Экстер Елена Дмитриевна ГОАУ.

Консультация «Тревожность, и как она проявляется» Тревожность, и как она проявляется Школьная тревожность — это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое.

Консультация для воспитателей «Утренник без нервного напряжения» Утренник – это сложная работа, которая требует значительной подготовки, как для музыкальных руководителей, так и для воспитателей. Но некоторые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Тревожность ребёнка как состояние нервно-психического напряжения»
Опубликовано: 19 января 2019 в 18:00
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Тревожность ребёнка как состояние нервно-психического напряжения»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Аникина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД