Ольга Славина
Страхи у детей дошкольного возраста и способы их коррекции
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Актуальность темы «Страхи у детей дошкольного возраста и способы их коррекции» определяется широкой распространенностью проблемы тревожности и страхов среди дошкольников. Именно эти состояния являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств. Поэтому очевидна актуальность данной проблемы. К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине взрослых, и задача психолога - предупредить возможность их проявления путем своевременного психологического просвещения. Большинство взрослых травмируют детей неосознанно. За неправильным поведением скрываются их собственные комплексы, страхи и желание оградить ребенка от неприятностей. Это может быть продолжение психотравмы, полученной отцом или матерью еще в детстве от их собственных родителей.
Публикация «Страхи у детей дошкольного возраста и способы их коррекции» размещена в разделах
Слайд 2. Исходя из актуальности проблемы, определена цель работы: изучение особенностей страхов у детей дошкольного возраста и определение способов их коррекции.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: детские страхи и способы их коррекции.
Методы исследования:
• наблюдение,
• анкетирование родителей,
• беседа,
• рисуночные тесты,
• сказкотерапия.
Слайд 3. В соответствии с объектом и предметом выбранной темы поставлены следующие задачи, представленные на слайде:
1. проанализировать работы отечественных и зарубежных ученых по проблеме детских страхов;
2. изучить психологические причины формирования детских страхов;
3. рассмотреть влияние страха и тревожности на формирующуюся личность ребенка;
4. провести диагностику страхов у детей дошкольного возраста;
5. разработать рекомендации по профилактике и коррекции страхов у дошкольников.
Слайд 4. Проанализировав разные трактовки понятия страха можно сказать, что все исследователи трактуют страх как аффективное состояние, которое возникает в ситуациях реальной или воображаемой угрозы. В работе мы отталкиваемся на определении данном В. В. Юрчуком, так как оно отличается полнотой, точностью и современностью.
Слайд 5. Исследованиями эмоциональных нарушений занималось большое количество ученых. В современной психологии эмоций не существует универсальной классификации страхов. За основу исследования мы взяли классификацию, предложенную отечественным психологом А. И. Захаровым. В его работах достаточно подробно изучены личностные особенности детей, предрасполагающие к возникновению невротических страхов : не-уверенность в себе, тревожность, несамостоятельность.
Слайд 6. Исследование страхов у детей дошкольного возраста проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 142 г. Пензы «Мечта». В исследовании принимали участие 20 детей 5-6 лет.
Слайд 7. Исследовательская работа проходила по этапам:
I этап - проведение анкетирования родителей «Оценка уровня тревожности и склонности ребенка к неврозу» (А. Захаров). Данные опроса, представленные на диаграмме, показывают: у двоих детей выявлен очень высокий уровень тревожности, у четверых - отклонения несущественны или являются выражением возрастных, преходящих особенностей ребенка. Остальные дети находятся в зоне риска.
Слайд 8. II этап – диагностический. На данном этапе использовались следующие методики:
Опросник А. И. Захарова «Страхи у детей» и методика М. А. Панфиловой «Страхи в домиках». Полученные данные в ходе исследовании показывают - количество страхов сверх нормы выявлено у 18 детей, а это 90%, хотя родители считают, что большинство детей не склонны к тревожности и неврозам. У 2 детей количество страхов соответствует норме. Самыми тревожными являются дети, у которых присутствует от 12 до 19 страхов.
Методика А. И. Захарова «Нарисуй свой страх» - большинство детей нарисовали чужих людей, что составило 30 % от общего числа детей, 20 % детей нарисовали животных (собак, у 15% детей - рисунки стихийных бедствий, у 10 % детей был нарисован страх «Сказочных героев» (чудище и домовой) и «Темноты». Маша Т. нарисовала «Пожар» (5%), Ярослав А. нарисовал «Огонь» (5%, Никита Т. нарисовал «Маленькое пространство» (5%).
Тест «Сказка» Луизы Дюсс
Данный тест является методом выявления и снятие агрессии у детей.
В ходе анализа по методике «Сказка» Луизы Дюсс, мы получили следующие результаты: так «Типичные нормальные ответы» выявлены у 5 (25%) испытуемых, а именно Маша Т., Оля П., Люба К., Захар И., Ярослав А. их ответы звучали следующим образом «Боится, что мама поругает», «Боится темноты», «Собаку увидел и боится».
«Типичные тревожащие ответы» выявлены 15 детей а, это 75%.
Проведенная нами диагностическая работа показала необходимость профилактики возрастных страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 9. III этап – разработка системы по профилактике и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста. По данным проводимого исследования у детей, участвовавших в исследовании, диагностирован высокий уровень страхов. Поэтому важной является работа по профилактике и коррекции страхов у детей дошкольного возраста. Мы предлагаем проводить профилактику и коррекцию детских страхов в трех направлениях :
• просветительская работа с родителями;
• работа с педагогами ДОУ;
• работа с детьми.
В приложении подробно представлены методики с целью выявления видов и уровней страха; анкета, памятки для родителей, педагогов; конспект родительского собрания; информация для стендов в уголок для родителей; упражнения для снятия тревоги и страха у детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 10. Детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов и психосоматических заболеваний у детей. Подводя итог нашего исследования, можно сказать, что все дошкольники, которые приняли участие в обследовании, нуждаются в коррекционных занятиях по снижению уровня страха и нормализации эмоционального состояния, для чего требуется составление коррекционной программы по данной теме. Начатая работа обязательно будет продолжена в следующем учебном году.
Слайд 11. Спасибо за внимание.