Получи документы

Родительское собрание «Детская тревожность»

Токарева Ольга Васильевна
Родительское собрание «Детская тревожность»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

Обсудить с родителями проблему тревожности у детей;

Обобщить знания родителей о влиянии тревожности на психическое развитие ребенка;

Познакомить родителей со способами коррекции и профилактики тревожного состояния.

Задачи родительского собрания

Образовательные: познакомить родителей с понятием «повышенная тревожность», научить практическим приёмам коррекции тревожности у детей.

Публикация «Родительское собрание „Детская тревожность“» размещена в разделах

Воспитательные: помочь выработке правильного стиля семейного воспитания во избежание формирования тревожного поведения у детей.

Информационные: знакомство родителей с перечнем литературы, отражающей проблемы повышенной тревожности у детей.

Специальные: диагностика уровня тревожности у детей.

Подготовка к родительскому собранию.

Изучение нормативной базы и других документов по теме собрания.

Подбор и анализ психолого-педагогической литературы.

Определение возможных «болевых точек» собрания и подготовка ответов на предполагаемые вопросы родителей.

Подготовка бланков экспресс-анкеты для родителей.

Подготовка памятки для родителей.

Подготовка упражнений для проведения тренинга.

Подготовка приглашений, в которых участие в тренинге предлагается принять обоим родителям.

Подготовка листов бумаги, карандашей, ручек.

Подготовка проекта решения родительского собрания.

Участники родительского собрания : воспитатель, родители воспитанников, можно пригласить психолога.

План родительского собрания.

.

1. Экспресс-анкетирование родителей.

2. Вступительное слово воспитателя.

3. Родительский тренинг.

4. Ответы на вопросы родителей.

5. Подведение итогов. Принятие решения родительского собрания.

Экспресс-анкета (Лаврентьева Г. П. Титаренко Т. М., 1992 г.)

Отметьте утверждения, с которыми вы согласны.

Не может работать долго, не уставая.

Ему трудно сосредоточиться на чём-либо.

Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

Смущается чаще других.

Часто говорит о напряженных ситуациях.

Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

Жалуется, что ему снятся страшные сны.

Руки у него обычно холодные и влажные.

У него нередко бывает расстройство стула.

Сильно потеет, когда волнуется.

Не обладает хорошим аппетитом.

Спит беспокойно, засыпает с трудом.

Пуглив, многое вызывает у него страх.

Обычно беспокоен, легко расстраивается.

Часто не может сдержать слёзы.

Плохо переносит ожидание.

Не любит браться за новое дело.

Не уверен в себе, в своих силах.

Боится сталкиваться с трудностями.

Интерпретация результатов: за каждый отмеченный пункт начислите 1 балл. Если сумма баллов составляет от 15 до 20 – у ребенка высокий уровень тревожности, от 7 до 14 баллов – средний, и если сумма не превышает 6 баллов – низкий.

Ход мероприятия

(звучит песня «Ахи-страхи»)

- Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем родительском собрании. Итак, тема нашего собрания : «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».

- Как часто Вы слышали от своего ребенка «Мама я боюсь! Мне страшно» В наше время все чаще и чаще возникают детские страхи и тревожность. И сегодня мы попытаемся ответить на следующие вопросы:

Что такое детская тревожность?

По каким причинам она возникает, и какой вред несет психическому развитию ребенка?

Как устранить тревожность у ребенка и предотвратить ее и социальном поведении подрастающего поколения. По данным ежегодных государственных докладов "О положении детей в Российской Федерации" количество детей, страдающих нервно-психическими заболеваниями, все увеличивается. Устойчивая тревожность относится к числу наиболее частых поводов обращения родителей к психологу, при этом в последние годы количество таких обращений существенно возросло.

В стране выросло число семей, неблагополучных в экономическом, психологическом, педагогическом аспектах.

Сегодня существует тенденция роста неполных семей и семей с одним ребенком. При этом замечено, что наиболее подвержены развитию тревожности единственные дети в семье, которые становятся центром родительских забот и тревог. В семьях, где присутствует эмоциональное напряжение, также создаются условия для развития тревожности у ребенка. Дети старшего дошкольного возраста очень чувствительны к конфликтным отношениям родителей.

Обусловлена тревожность склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребенку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

У детей младшего дошкольного возраста тревожность – явление редкое и, как правило, носит невыраженный характер. Чем старше ребенок, тем конкретнее, реалистичнее его тревоги. Если маленьких детей беспокоят сверхъестественные чудовища, прорывающиеся к ним через порог подсознания, то старших дошкольников уже будет беспокоить ситуация, связанная с насилием, ожиданием, насмешками.

Тревожность следует отличать от тревоги : тревога - это эпизодические проявления беспокойства и волнения, а тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребенок волнуется перед выступлением на празднике или пересказыванием сказки на занятии. Но так случается не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответах на занятиях, общении с незнакомыми взрослыми и т. д., то следует говорить о тревожности.

«тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности». (А. М. Прихожан)

«тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях». (Р. С. Немов)

Что же является причинами возникновения и закрепления тревожности у детей?

отсутствие у детей ощущения физической безопасности;

отвержение и враждебность, демонстрируемые взрослыми;

ребенок, как зеркало, отражает родительские тревоги;

к ребенку предъявляются завышенные требования;

неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия;

потеря любви (любви матери, расположения сверстников);

чувство вины, которое обычно проявляется не ранее 4-х лет. У старших дошкольников чувство вины характеризуется чувствами самоунижения, досады на себя, переживание себя как недостойного;

неспособность овладеть средой. Происходит это, когда ребенок чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает среда.

возникновение тревоги в состоянии переживания, возникающее при наличии препятствия к достижению желаемой цели или сильной потребности.

Влияние телевидения на детскую психику огромно и порой негативно.

Специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожны мальчики, а после 7 лет - девочки. При этом девочки волнуются в основном из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку со стороны родителей, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе «достойной» школы, «перспективного» учителя.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Таким образом, тревожность отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающим миром. При этом причины формирования высокого уровня тревожности как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и – причем в большей степени – в социальных. Если первые факторы формирования тревожности трудно поддаются коррекции, то для коррекции социальных факторов вполне возможно создать соответствующие условия, чтобы преодолеть развитие высокого уровня тревожности в детском возрасте.

Уважаемые родители, хотели бы вы узнать, какие вы родители и существует ли риск для вашего ребенка «приобрести» тревожность? Я предлагаю вам два небольших игровых теста. Результаты этих тестов озвучены и обсуждены не будут, но вы сможете сделать для себя выводы, стоит ли «работать над собой» и менять свои взаимоотношения с ребенком или в вашей семье все прекрасно.

Чтобы помочь тревожному ребенку, специалисты рекомендуют проводить работу в трё х направлениях:

Повышение самооценки.

Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;

Снятие мышечного напряжения.

Воспитатель предлагает родителям проиграть несколько психотехнических упражнений по каждому из направлений.

Упражнение 1 – «Похвала».

Конечно, повысить самооценку за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно хвалить ребенка даже за незначительные успехи, причем делать это искренне! Ведь в любой ситуации можно найти повод, чтобы отметить достижения своего ребенка.

Родителям предлагаются ситуации, когда необходимо найти за что и как похвалить ребенка.

Упражнение 2– «Комплименты».

Очень поможет игра «Комплименты», если в неё играть всей семьёй. А ещё хорошо дома оформить «Цветик-семицветик» - в центре которого разместить фотографию ребенка, а на цветных лепестках – результаты, которыми он гордится.

Предлагается нарисовать цветик-семицветик и написать успехи ребенка.

Упражнение 3 – «Камушек в ботинке».

Для обучения управлению своим поведением придумано хорошее упражнение – «Камушек в ботинке».

Как правило, тревожные дети не сообщают открыто о своих проблемах, а иногда и тщательно скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Привлечь ребенка к обсуждению того, что его волнует, можно с помощью простого приема. «Помнишь, как однажды тебе попал камушек в ботинок? Как сильно он мешал? А когда мы его вытряхнули, оказалось, что он такой маленький! Когда мы чем-то взволнованы, озабоченны, у нас в душе происходит то же самое. Если мы сразу вытащим этот маленький вредный камушек, то неудобство сразу исчезнет! А если его оставить – то возникнут проблемы, и немалые (помнишь, как ты сильно натер ногу) Поэтому всем людям- и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Давай договоримся, если кто-то из нас скажет: «У меня камушек в ботинке», мы сразу поймём друг друга и сможем об этом поговорить». Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, половину проблемы тревожности можно будет считать решенной.

И, наконец, чтобы научить детей произвольному мышечному расслаблению, предлагается разучить несколько релаксационных игр.

Упражнение 4 – «Воздушный шарик».

Цель – снять напряжение, успокоить ребенка.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щёки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваша шарик становится всё больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нём. Представили? Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь давайте покажем друг другу наши красивые шары!»

Упражнение 5 – «Шалтай-Болтай».

Цель – расслабить мышцы рук, спины, груди.

«Давайте поставим маленький спектакль. Он называется - «Шалтай-Болтай»

Шалтай-Болтай сидел на стене,

Шалтай-Болтай свалился во сне.

Сначала туловище поворачивается вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» все резко наклоняются вниз.

Уважаемые родители, хочу предложить вам пройти несколько тестов:

Тест «Кто Я?»

Задание. 10 раз задайте себе вопрос: «Кто я?» и запишите ответы на листочке бумаги.

Обработка результатов. Когда работа закончена, ведущий предлагает родителям оценить ее результаты: «Посмотрите, на каком месте стоит ответ «Я мать» или «Я отец». Если вы написали об этом вначале, значит, родительская позиция является для вас наиболее важной в жизни. Если же такой ответ встречается в числе последних или не встречается вообще, это может свидетельствовать о том, что вы несколько отдалились от своего ребенка, отвлеклись на повседневные заботы или же очень загружены работой».

Тест «Какой вы родитель

Ведущий: Кому не хочется получить ответ на этот вопрос, мы предлагаем вам тест-игру. Отметьте те фразы, который вы часто употребляете в общении с детьми.

Вопросы

Баллы

Сколько раз тебе повторять?

2

Посоветуй мне, пожалуйста.

1

Не знаю, что бы я без тебя делала.

1

И в кого ты такой уродился!

2

Какие у тебя замечательные друзья!

1

Ну на кого ты похож (а?

2

Я в твои годы…

2

Ты моя опора и помощник (ца).

1

Ну что за друзья у тебя?

2

О чем ты только думаешь!

2

Какая (какой) ты у меня умница!

1

А как ты считаешь, сынок (доченька?

1

У всех дети, как дети, а ты…

2

Какой (ая) ты у меня сообразительный (ая!

1

Оценка результатов

Подсчитайте общее количество баллов.

Если вы набрали 5-7 баллов, значит, вы уважаете своего ребенка, ваши отношения способствуют становлению его личности.

Сумма от 8 до 10 баллов свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше – вы непоследовательны в общении с ребенком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим.

Ведущий. А сейчас попытаемся определить портрет тревожного ребенка.

Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Для того чтобы определить тревожного ребенка, психологи советуют присмотреться и понять: характерны ли для поведения ребенка следующие признаки?

Критерии определения тревожности у ребенка

Постоянное беспокойство.

Трудность, иногда даже невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

Раздражительность.

Нарушение сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Ведущий. Исследователи выделяют несколько уровней тревожности у детей старшего дошкольного возраста: низкий, средний и высокий. При высоком уровне тревожности у ребенка родителям советуют обратиться за помощью к психологу, а средний и низкий уровни тревожности родители могут устранить самостоятельно, но с оказанием консультативной помощи психолога. Низкий уровень тревожности легче поддается коррекции в условиях семьи и детского сада, нежели средний и высокий. Также родители имеют возможность предотвратить возникновение тревожности у ребенка.

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо". Проективная диагностика детей.

Инструкция.

В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребенку рисунок, тестирующий к каждому из них дает инструкцию-разъяснение следующего содержания (см. в обработке к тесту)

Вопросы:

Рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

Рис. 2. Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

Рис. 3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис. 4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) одевается».

Рис. 5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) идет спать».

Рис. 7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

Рис. 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис. 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис. 10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис. 11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

Рис. 12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис. 13. Ребенок с родителями : «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

Рис. 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) ест».

Выбор ребенком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе.

Рисунок

Высказывание ребенка

Выбор

Веселое лицо

Грустное лицо

1. Игра с младшими детьми

2. Ребенок и мать с младенцем

3. Объект агрессии.

4. Одевание

5. Игра со старшими детьми.

6. Укладывание спать в одиночестве

7. Умывание

8. Выговор.

9. Игнорирование

10. Агрессивность

11. Собирание игрушек

12. Изоляция

13. Ребенок с родителями

14. Еда в одиночестве

Протоколы, полученные от каждого ребенка, далее подвергаются анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.

Ключ, интерпретация.

Количественный анализ.

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ, который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14) :

ИТ = Число эмоциональных негативных выборов х 100%

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ

Ребенок анализируется индивидуально. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание», 6 («Укладывание спать в одиночестве», 14 («Еда в одиночестве»).

Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ.

Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем», 7 («Умывание», 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек», с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок – взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями», и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

Памятка для родителей.

Даже если вы не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это ещё не повод, чтобы отказывать ему в любви и поддержке. Пусть он живёт в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

Не сравнивайте ребенка с окружающими.

Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

Способствуйте повышению самооценки ребенка, чем чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

Демонстрируйте образцы умеренного поведения, будьте во всём примером ребёнку.

Не предъявляйте ребёнку завышенных требований.

Будьте последовательны в воспитании ребёнка.

Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

Используйте наказание лишь в крайних случаях.

Не унижайте ребёнка, наказывая его.

Благодарю вас за внимание, на этом наше родительское собрание окончено.

Список использованных источников

1. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996

2. Костина Л. Коррекция тревожности методом интегративной игровой терапии. // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 10. – С. 54 – 61.

3. Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия / сост. С. В. Лесина, Г. П. Попова, Т. Л. Снисаренко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 164с.

4. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / сост. А. М. Поваляева. – Ростов н\ Д: Феникс, 2006. – 349 с. : ил.

5. Савина Е. Тревожные дети / Дошкольное воспитание – 1996. – №4

6. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. – Москва, 2014

1. https://www.psychologos.ru/articles/view/detskaya_trevozhnost

2. https://www.tiensmed.ru/news/trevojnosti-xh7.html

3. https://www.ivanovomama.ru/articles-one?id=1113

4. https://www.numi.ru/fullview.php?id=59645

5. https://yandex.ru/images/search?t

6. https://infourok.ru/konspekt-roditelskogo-sobraniya-v-detskom-sadu-detskaya-trevozhnost-v-sisteme-detskoroditelskih-otnosheniy-2951839.html

7. https://vsetesti.ru/327/

Публикации по теме:

Презентация «Итоговое родительское собрание» Презентация- фотоотчет к итоговому родительскому собранию в средней группе. слайд 1-8 На занятиях каждый день Полезным занимаемся. Рисуем,.

Первое родительское собрание Уважаемые родители! Я рада видеть вас на нашем родительском собрании. Сегодня я хочу вам рассказать Вам о своей деятельности по исправлению.

Родительское собрание Итоговое родительское собрание в группе «Птенчики», для детей раннего возраста. «Мы стали на год старше» Цель: Подведение итогов образовательной.

Родительское собрание в форме эстафеты «Навстречу нашим детям» Конспект родительского собрания «Навстречу нашим детям» Место проведения: помещение группы «Мечтатели» Форма проведения: родительская.

Вводное родительское собрание в подготовительной группе ПРОТОКОЛ № 1 Родительского собрания в подготовительной группе «Пчелка» 11 сентября 2018 г. присутствовало 16 человек Отсутствовало 12 человек.

Родительское собрание «Детская агрессия. Что это такое» (Слайд 1) Сегодня я предлагаю поговорить о том, что такое детская агрессивность и можно ли с ней «бороться». На данный момент мы сталкиваемся.

Родительское собрание «Адаптация первоклассников» Родительское собрание «Итоги адаптационного периода первоклассников к школе» Цель: ознакомление родителей с результатами адаптации их ребенка.

Родительское собрание «Адвент-календарь» Конспект родительского собрания на тему: «Адвент-календарь» Цель: познакомить родителей с адвент-календарем. Задачи: • Познакомить родителей.

Родительское собрание «Организационное собрание в первой младшей группе» Родительское собрание в I-ой младшей группе Цель: Познакомить родителей друг с другом. Знакомство родителей с режимом, правилами и работой.

Родительское собрание на тему «Детская ложь: способы профилактики» Родительское собрание. Тема: «Детская ложь: способы профилактики» Цель: • Познакомить родителей с детской ложью и способах ее профилактики.

Автор публикации:
Родительское собрание «Детская тревожность»
Опубликовано: 26 марта 2019 в 09:30
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Детская тревожность»» (включая файлы) размещена пользователем Токарева Ольга Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД