Лариса Тресина
Проект «Азбука. Учимся читать»
▼ Скачать
«Азбука. Учимся читать»
Тресина Лариса Юрьевна, Шишова Светлана Викторовна, Дубровская Светлана Григорьевна
Мастер - класс "Учимся читать : проект "Азбука"
Уважаемые коллеги!
Обучение грамоте остаётся одной из главных задач дошкольного образования. Необходимо научить ребенка понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл прочитанного текста, а также излагать свои мысли в письменной форме. Для того, чтобы ребенок не испытывал значительного нервного напряжения, его нужно аккуратно «вводить» в этот сложный процесс. Формирование навыка чтения необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе.
Публикация «Проект „Азбука, Учимся читать“» размещена в разделах
Мы, педагоги, стараемся планировать нашу работу так, чтобы готовить детей к формированию навыка чтения, не только обучая, но и одновременно развивая познавательные способности и интеллектуальные умения.
Предлагаем познакомиться с опытом нашей работы по реализации долгосрочного семейного творческого проекта «Азбука» в старшей логопедической группе.
Каждую неделю в течение учебного года, знакомим детей с новым звуком и буквой, проводим игры на развитие фонематического слуха и закрепление зрительного образа буквы.
Опыт логопедической работы показывает, что в группе всегда найдутся дети, которым трудно запомнить зрительный образ буквы. Они могут путать похожие по написанию буквы или писать их зеркально.
Использование различных дополнительных пособий в этой работе облегчает усвоение материала, способствует запоминанию образа букв, формированию предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает процесс запоминания более конкретным, доступным, осознанным и интересным. Одним из таких пособий является «Азбука», которую дети изготавливают своими руками с помощью родителей, из самых разнообразных материалов для творчества. Для того чтобы сделать интересную «Азбуку», необязательно владеть какими-то особенными навыками или знаниями. Главное – желание!
Первым этапом этой работы является создание страницы с образом буквы. Каждая буква располагаются на листе формата А4 и выглядит не совсем обычно. Вместо значков букв, ребенок, вместе с родителями, придумывает яркий интересный «образ». Например, буква А может стать арбузной или апельсиновой, а буква М – меховой, монетной или малиновой. Для этого используется разнообразный материал: вата, пластилин, семена растений, крупа, цветная бумага, наклейки, цветные карандаши, бисер, ракушки, ткань, тесьма, нитки и т. п. Такой образ буквы помогает ребенку легче запомнить правильное её начертание, а также звуки, которые эта буква означает. Помимо буквы, в «Азбуке» оставшееся место на листе занимают картинки, рисунки, предметы и поделки, названия которых начинаются с этой буквы. В оформлении страницы, по желанию, используются ребусы, загадки, короткие стихи, познавательный энциклопедический материал, который ребенок может выучить наизусть. Готовый лист на каждую букву вставляется в папку с файлами под названием «Азбука». Таким образом, дети знакомятся с буквами русского алфавита, учатся их узнавать и называть, находить в словах. Кроме того, они учатся сливать буквы в слоги и читать составленные из них слова.
Вторым этапом этой работы является презентация ребенком своей буквы перед детским коллективом. Ребенок рассказывает, какая у него получилась буква и почему выбран именно этот способ, а также о дополнительном наглядном или информационном материале, который подобран к ней. Такая работа позволяет решать сразу несколько коррекционных задач: расширение словаря, развитие языкового анализа и синтеза, связной речи, внимания, памяти, а также умение выступать перед аудиторией.
В конце учебного года в группе проходит независимое голосование среди родителей и педагогов группы «Лучшая «Азбука»». На итоговом празднике оформляется выставка лучших «Азбук», оглашаются результаты голосования и проводится награждение победителей и участников конкурса.
В подготовительной группе дети продолжают эту работу и пополняют свои «Азбуки» новыми изученными буквами.
Такая форма работы вызывает интерес у детей и повышает мотивацию к обучению грамоте. При этом сама деятельность не воспринимается как обучение, а носит игровой и творческий характер. А «Азбука», сделанная своими руками, является предметом личной гордости и средством самовыражения!
Будем очень рады, если наш опыт работы окажется вам полезен!