Татьяна Евсеева
Проект «Азбука юного финансиста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Азбука юного финансиста»
в разновозрастной группе (дети 5-7 лет)
по формированию финансовой грамотности
( образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»)
Разработала и реализовала : воспитатель Евсеева Татьяна Анатольевна.
Октябрь 2022 год.
Тип проекта : информационно -практический.
Место проведения: МДОУ «Детский сад № 13»;разновозрастная группа(5-7 лет).
Публикация «Проект „Азбука юного финансиста“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Участники проекта : воспитатели, дети, родители воспитанников.
Сроки реализации проекта : краткосрочный (2 месяца) : сентябрь –октябрь 2022 года.
Актуальность проекта :
Дети невольно знакомятся с первичными экономическими знаниями, когда начинают ходить с родителями за покупками в магазин, в банк, на почту. Они наблюдают,как родители оплачивают покупки с помощью банковской карты, денежными купюрами. Но далеко не все родители поясняют детям, откуда на их карте, в банкомате или их кошельке взялись деньги. Именно поэтому, у меня возникло желание помочь детям разобраться, и понять, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях своей семьи, научиться жить по средствам. Бережливость, организованность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет, т. к. человек, уверенный в своём финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее.
Цель:
-расширение экономического кругозора дошкольника, представлений о таких экономических качествах, как «трудолюбие», «бережливость», «хозяйственность», «экономность».
Задачи:
- развивать основы финансовой грамотности с помощью разнообразных видов детской деятельности;
- сформировать основные экономические понятия;
- совершенствовать коммуникативные качества;
- содействовать проявлению у детей интереса к профессиям взрослых;
- формировать правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
- воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности детей;
- развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
- воспитывать у детей уважительное отношение к людям труда;
- развивать речь, внимание, мыслительные операции.
Ожидаемый результат проектной деятельности :
Проект поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, вызовет чувство уважения к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги, вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях- контролировать свои потребности и, научит, как сделать так, чтобы преумножить достаток. Понять, что счастье за деньги не купишь, и что существуют такие понятия как «бережливость», «расчётливость», «экономность», «трудолюбие», но одновременно и «щедрость», «благородство», «честность», «умение сопереживать», «милосердие».
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Физическое развитие;
- Речевое развитие;
- Познавательное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие.
Организационный этап:
-изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала, необходимого для реализации проекта;
-информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Азбука юного финансиста»;
-анкетирование родителей на тему:«Нужна ли ребёнку финансовая грамотность?»
-оформление папки для родителей «Полезные советы родителям по экономическому воспитанию дошкольников»;
-подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике;
-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
-создание развивающей среды по теме.
Реализация проекта :
Изучив справочную литературу по вопросу "Финансовая грамотность дошкольников",я приступила к реализации проекта.
Хотелось понять,что думают родители по этому поводу, поэтому провела анкетирование :«Нужна ли ребёнку финансовая грамотность?», оформила папку-передвижку :
и так как родители разделили моё мнение,взялась за дело. Изготовила из бросового материала банкомат.
Родители приобрели имитацию денежных купюр разного достоинства, принесли ненужные карточки различных банков:
И мы начали познавать "финансовую грамотность" в игре. Что детям эта игра понравилась-это факт!
Изготовили своими руками кошельки:
Так,играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии»,я старалась,чтобы дети могли понять смысл труда. Они воспроизводили трудовые процессы взрослых и одновременно «обучались» экономике.
Считаю,что соединение учебно- игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх: «Банк», «Магазин», «Почта», «Парикмахерская» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
В дидактических играх старалась смоделировать реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи.
Ниже перечислю те мероприятия,которые были реализованы для достижения цели и задач проекта :
Беседы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Профессии моих родителей», «Потребности и возможности моей семьи», «Труд в жизни людей», «Бюджет», «Что такое деньги и какими они бывают?», «Откуда берутся деньги и на что тратятся?», «Какие бывают доходы?», «Как накопить на любимую игрушку?»
Обсуждения по сказкам К. И. Чуковского «Муха – цокотуха», «Сивка -бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Как старик корову продавал»; пословицам и поговоркам:«Без труда-не выловишь и рыбку из пруда», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» и т. д.
Беседа по произведению «Петушок и бобовое зернышко», по сказке с экономическим содержанием «Как барин овцу купил»,
Чтение художественной литературы: В. Пермяк «Для чего руки нужны», В. Маяковский «Кем быть?», С. Маршак «Почта», А. Толстой «Приключения Буратино» и др.
ООД по финансовой грамотности для дошкольников: «Что такое деньги и для чего они нужны?», «Знакомство с профессией дизайнера», «Что, где, почем?», «Как правильно делать покупки?». «Семейный бюджет и расходы семьи», «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта».
Труд: «Поиграли и убрали все на место», «Уборка листьев на участке».
Рисование: «Моя будущая профессия», «Придумай свои деньги».
Аппликация: «Игрушка своими руками»,
Конструирование из бумаги: «Кошелёк своими руками».
Конструирование из строительного материала на тему : «Я работаю строителем».
Лепка: «Товары для игры «Магазин»
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта», «Больница», «Банк» и др.
Просмотр мультфильмов: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности»,«Смешарики. Финансовая грамотность. Благородное дело»
Проблемная ситуация: «Копейка рубль сбережет», «Учимся экономить», «Как сберечь ресурсы планеты?»
Дидактические игры: «Кому что нужно?», «Обмен», «Что быстрее купят?», «Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи», «Заветное желание», «Копилка» ,«Что важнее?» ,«Купи другу подарок», «Что кому нужно?», «Хочу» и «надо» и др.
Проект,считаю удался,так как дети и по сей день с удовольствием его продолжают осуществлять. Спасибо за внимание!