Ольга Саржан
Тренинг «Взаимодействие с коллективом» с элементами сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сплочение коллектива.
Задачи: 1. Развитие творческих созидательных способностей.
2. Знакомство с новыми способами и методами работы детьми.
3. Снятие психоэмоционального напряжения,гармонизация внутреннего состояния.
Необходимые материалы: Свеча,костюмы и аксессуары,фломастеры,краски,листы бумаги,кисти,непроливайки.
Публикация «Тренинг „Взаимодействие с коллективом“ с элементами сказкотерапии» размещена в разделах
Ход тренинга
Психолог: Уважаемые коллеги,сегодня у нас необычный тренинг. Мне потребуется ваша помощь,фантазия,воображение. Я не сомневаюсь,что все это у вас есть. Если у человека богатая фантазия и воображение,он может сформировать свой образ будущего,т. е. вашу жизненную программу. Очень важно,чтобы этот образ был позитивным,как в сказке,потому,что признак настоящей сказки-хороший конец. Сегодня мы познакомимся со сказкотерапией-это один из методов в практической психологии для поддержания в трудную минуту.
Любите ли вы сказки? Верите ли в чудеса? Кто-то из вас верит в чудеса,кто-то нет. Но сегодня мы отправимся в путешествие по волшебному миру. Я приглашаю вас в круг,к волшебной свече. (педагоги садятся на стулья по кругу,в центре стол со свечой. Зажечь свечу.)
Ратуал входа в сказочное пространство :
(Звучит спокойная музыка) Сядьте удобнее,расслабьтесь,возьмитесь за руки,поздоровайтесь друг с другом мысленно,без слов. Смотрите на свечу,сделайте глубокий вдох-выдох. Мы погружаемся в сказочный мир,сделайте глубокий вдох-выдох. Мы оказались в волшебном мире.
Упражнение 1. Представление сазки.
Психолог: Итак,мы на волшебной поляне. Обычно,для того,чтобы рассказать и послушать истории,мы собираемся вместе. Мы педагоги живем очень близко со сказкой. Давайте на время вспомним свое беззаботное детство и сказку,которая нам больше запомнилась. Что именно вам нравилось в ней? Пожалуйста,кто начнет… (Участники по кругу представляют свои любимые сказки.)
Упражнние 2. Имидж-терапия.»Превращение на волшебной поляне» (знакомство с методами творческого самопознания)
Психолог: Многие люди,желающие изменить свое внутреннее содержание,начинают с изменения внешности. Сейчас вы попробуйте измениться,перевоплотиться в сказочный образ. Выберите из предложенных аксессуаров и костюмов понравившиеся,»собирите» свой образ сказочного героя. Пожалуйста,подходите,примеряйте. Почувствуйте своего героя,продумайте стиль поведения. Кто готов,собирайтесь в круг. Очень хочется узнать,кто посетил нашу волшебную полянку. Представьтесь,расскажите о себе (Идет представление сказочных героев) По необходимости задать наводящие вопросы, например:
Как тебя зовут? Что тебя может огорчить? Что порадовать? Сколько тебе лет? Откуда ты прибыл? Что ты делаешь на волшебной поляне? Счастлив ли ты? Какие у тебя планы на будущее? И т. д.
Психолог: Было очень приятно познакомиться со всеми вами! Сейчас поляна оживет,и вы будете общаться друг с другом,желательно,чтобы вы познакомились с каждым на волшебной поляне. Подходите к кому хотите,говорите о чем хотите,можете петь,танцевать,но не забывайте про свой образ,про ваш характер. (Свободное общение под легкую музыку)
Психолог: Итак,общение завершается,приглашаю всех в круг. Расскажите: С кем было легко общаться? Есть ли те скоторыми не удалось поговорить? Если хотите,можете спросить сейчас? С кем бы хотели продолжить общение на волшебной поляне? Что вы могли дать волшебной стране?
Спасибо всем сказочным героям. Сейчас мы выйдем из сказочных образов. Произнесите фразу: «Я не (имя персонажа, я- (собственное имя) Вышедший из образа может снять наряд.
Сейчас вы почувствовали,как меняя образ,вы меняете характер,стиль поведения и общения. В нашей работе изменение образа,переодевание может помочь вам в работе с детьи. Если нужно успокоить капризного ребенка можно предстать перед ним в образе короля,королевы,которым все должны подчиняться,выполнять их указы. Бывают такие моменты,когда вы раздражительны,нервозны и чтобы не передавать свое раздражение-негатив на непослушного ребенка,можно,как бы спрятаться за образ отрицательного героя из сказки,например,Бабы-яги,кикиморы. Ведь если ребенка поругает Баба-яга,он обидится на нее,а образ воспитателя останется в его памяти добрым,заботливым и любящим его. Отсюда следует,что волшебное преображение может быть полезным не только ребенку,но и взрослому,они помогают друг другу,предотвращая серьезные конфликты. Постарайтесь,найдите такого же ребенка в себе,и вы попадете в волшебную страну веселых игр и развлечений,доставляющих вам и вашим детям новые впечатления,здоровье и радость.
Упражнение 3 Создание своей сказочной страны.
Психолог: А теперь,я предлагаю вам создать свою сказочную страну. Для этого можно использовать краски,фломастеры,цветные карандаши,маркеры. В этой стране вы сможете выразить себя,свои чувства. Это страна,где вам будет хорошо и у вас все будет получаться. (Работа под музыку за столами) Кто готов,сдайте работы мне. (После того как все сдали,воспитатели становятся в круг) Теперь я буду показывать сказочную страну а вы,по кругу, говорите свои ассоциации: на что похоже,что напоминает,кто живет в этой сказочной стране,какие чувства вызывает у вас эта картина? При этом не давайте оценок и советов,говорите только то,что чувствуете.
Упражнение 4 Релаксация-«Теплый как солнце» (Развитие восприимчивости всех органов чувств)
Закройте глаза и представьте себе,что сегодня чудесный день,а над нами плывет серое облачко,положите на облако все свои горести,заботы,болезни. Дайте вашим заботам просто улететь с ним. (пауза)
Представьте,что небо над нами ярко-голубое,легкие лучи солнца согревают нас. (Пауза)
Мы чувствуем себя защищенными- так мирно и спокойно вокруг. (Пауза)
Сегодня вы такие же замечательные и теплые как солнце.
При вдохе наше тело наполняется солнечным светом- от головы до кончиков пальцев ног.
При выдохе чувства,которые не нужны нам сейчас,покидают нас. Мы вдыхаем золотой свет,выдыхаем неприятные чувства.
Не спеша возвращаемся назад,сюда в этот зал.
Вдохните глубоко и легко-выдохните. Можно открыть глаза.
Ритуал выхода:
Упражнение на концентрацию внимания:
Сядьте удобнее,возьмитесь за руки,смотрите на свечу,сделайте глубокий вдох-выдох. Мы в реальном мире. Все хорошее,что было сегодня мы возьмем с собой и пусть оно помогает нам,задуем свечу.
Сегодня мы увидели как с помощью сказкотерапии можно сближать людей,находить контакты между собой,расслабляться. Я желаю нам всем беречь свое здоровье,нервы,и обязательно найти свои методы расслабления и снятия напряжения.