Булгакова Татьяна Анатольевна
Тренинг «Такие разные дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: показать особенности поведения разных категорий детей, научить ставить себя на место ребенка, отслеживая при этом его чувства, формировать личностно – ориентированную модель взаимодействия с ребенком.
Оборудование: карточки с упражнениями, чистые карточки по 8 штук на каждого присутствующего, портреты детей с различными эмоциями, таблицы.
Ход занятия
Ведущий: добрый день, уважаемые родители! Рады видеть вас на нашем занятии.
1. Упражнение «Пять утрат»
Публикация «Тренинг „Такие разные дети“» размещена в разделах
Описание: перед вами 8 карточек, на первых двух напишите самую любимую еду или лакомство — по одному на каждой карточке. На следующих двух напишите по одному любимому занятию, увлечению, хобби – тоже по одному на каждой карточке.
Также заполните следующие две карточки – напишите на каждой по одной важной жизненной цели или мечте.
На следующих двух карточках напишите имена самых любимых, самых значимых для вас людей.
Теперь вы держите в руках нечто очень ценное для вас. Представьте, что в вашей жизни что-то произошло, и в результате вам приходится чем — то пожертвовать. Скомкайте бумажку и бросьте рядом со своим стулом…
Вскоре вам приходится снова чем-то жертвовать. Снова комкайте бумажку и бросьте рядом со своим стулом, и так пока все бумажки будут скомканы. (Это может вызвать бурные эмоции участников).
Обсуждение упражнения.
Что вы чувствуете, потеряв все свои ценности? Посмотрите, чем наполнена такая жизнь, имеет ли она смысл?
Ведущий: сейчас соберите все свои карточки, нежно расправьте их. Вы никого и ничего не потеряли. Положите их перед собой. Подумайте, как хорошо, что они есть.
2. Упражнение «Семейные роли»
В каждом доме распределены семейные роли. Кто – то «голова» семьи, кто – то – «душа», кто – то - «руки», «ноги». Расскажите, как роли распределены в вашей семье, как члены семьи относятся к распределению ролей, своих чувствах в связи с занимаемой ролью.
У каждого из нас есть свои достоинства, преимущества, но в то же время есть и особые странности и недостатки, свои трещинки и даже трещины. Вы с этим согласны?
3. Притча «Трещина в кувшине»
Жила-была женщина, у которой было два больших кувшина. Они свешивались по концам коромысла, лежащего у нее на плече. У одного из них была трещина, в то время, как другой был безупречным и вмещал в себя полную порцию воды. В конце длинного пути от реки к дому женщины, кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь на половину.
В течение двух лет это происходило каждый день: женщина всегда приносила домой только полтора кувшина воды. Безупречно целый кувшин был очень горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что может делать только половину того, для чего он был сделан.
Спустя два года, которые казалось, убедили его в бесконечной непригодности, кувшин обратился к женщине: «Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу к твоему дому всегда бежит вода». Женщина усмехнулась –«Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на другой стороне – нет? На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоем недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идем домой. Два года подряд я могла срезать эти чудесные цветы и украшать ими стол. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы, и она не оказывала бы чести нашему дому».
Обсуждение притчи.
Вывод: у каждого из нас есть свои совсем особые странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь интересной, разнообразной и достойной. Просто нам нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, со всеми его странностями, трещинками и стараться видеть в каждом хорошее, а нам самим использовать свои «трещинки» так, чтобы они приносили пользу и себе и окружающим.
Ведь даже когда мы проводили упражнение «Семейные роли», то по каким – то определенным личностным признакам, качествам вы отводили ту или иную роль членам своей семьи: кто «голова», кто «душа» и т. п. Значит имеются некоторые особенности, способности.
Ведущий: мы, взрослые, все разные. Разные и неповторимые наши дети, даже если эти дети от одних родителей, из одной семьи (братья, сестры). У каждого ребенка обязательно найдутся свои «трещинки», свои «изюминки». Каждый ребенок индивидуален. И порой бесполезно искать ответы на вопросы: «В кого мой сын (дочь)», «Чьи гены унаследовал?», «В кого уродился?» и т. п.
4. Упражнение «Выбери себе ребенка»
Всем участникам предлагается среди портретов детей выбрать своего ребенка, рассказать по него.
Какой портрет выберет себе каждый родитель. Почему? (Сделать вывод, что каждая мама выбрала портрет ребенка, похожего на его собственного, родного).
Ведущий: я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту.
Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим супермаркетом. В нем три этажа:
• на 1-м этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества
• на 2-м этаже — обычные товары среднего качества;
• на 3-м этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи
На каком этаже вы бы хотели приобрести товар? (Родители отвечают по очереди.)
Когда у нас появляется ребенок, мы хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» — был умным, добрым, с определенными способностями, воплотил наши мечты, оправдал наши ожидания. Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от 1, 2 и 3-го этажа. И наши дети не исключение.
5. Мини – лекция «Все дети разные»
Все дети разные. Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, способны и очень милы, кажется, что все у них легко и быстро получается. А есть дети, на первый взгляд очень спокойные: посадишь его, и он сидит, поставишь – стоит, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии?
А есть дети очень противоречивые: 5 минут он спокойный и милый, а потом вдруг начинает непонятно себя вести, бегать в разные стороны, потом вроде опять успокаивается, а потом все повторяется.
А есть дети очень – очень подвижные: им трудно удержаться на одном месте. Бывают дети, у которых много – много колючек: то они начинают спорить со взрослыми. То дерутся с другими детьми.
Все дети не похожи друг на друга, каждый из них индивидуальность. Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой?» Он такой, надо постараться это понять и принять. А задавать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь приспособиться к своим особенностям и жить с удовольствием? Что я могу сделать, чтобы он был счастливым?»
Итак, дети с самого рождения отличаются друг от друга.
Как вы думаете, почему они такие разные?
Чем отличаются наши дети?
Что было бы, если бы все дети были одинаковыми?
Ведущий: часто встречается еще такая родительская ошибка, особенно, если в одной семье несколько детей. Что это за ошибка вы сейчас поймете после упражнения.
6. Упражнение "Доктор Сидоров»
Инструкция: сейчас я буду врачом. Четыре добровольца сыграют роли больных, которые пришли к врачу с жалобами на физическое состояние, например: «У меня болит спина».
Ведущий всем советует лечь на операцию по удалению желчного пузыря, т. к. вчера он прооперировал такого больного, и пациент чувствует себя гораздо лучше.
Теперь я уже не доктор Сидоров, а ведущий. Скажите: кто из них завтра хочет лечь на операцию? почему никто не хочет?
Таким образом, доктор Сидоров одинаково подошел к каждому пациенту.
Часто родители относятся также к своим детям. Они одними и теми же методами пытаются противостоять любым проявлениям плохого поведения детей. В результате воспитание оказывается не эффективным.
Каково ваше мнение на этот счет?
Ведущий: вновь напрашивается вывод: каждый ребенок индивидуален и требует к себе также индивидуального подхода.
Ведущий: отчего же зависят индивидуальные особенности детей? Давайте в этом разберемся! Многое, безусловно, решает воспитание. Ребенок не рождается добрым или жадным, послушным или капризным, самостоятельным или неумелым. Эти особенности складываются постепенно, под влиянием условий жизни и воспитания. Имеет значение и состояние здоровья ребенка. Если ребенок ослаблен, много болеет, он может стать вялым, раздражительным, капризным. Какие-то особенности зависят от возраста детей — например, в 3 года многие дети становятся особенно упрямыми и капризными, в 4—5 лет активно развивается воображение, и дети становятся фантазерами.
Но ведь есть случаи, когда дети растут и воспитываются в одинаковых условиях, в одной семье, одинаково здоровы, а ведут себя по-разному. Почему? С самого рождения дети отличаются друг от друга особенностями нервной системы, накладывающими отпечаток на поведение ребенка. Эти особенности сказываются на общей подвижности ребенка, быстроте движений, темпе речи, на том, как скоро и легко возникают чувства и насколько они сильны. Вследствие этого дети очень рано начинают проявлять себя как шустрые или медлительные, энергичные или вялые, более или менее эмоциональные. Один ребенок бурно выражает свои чувства: будучи недоволен, громко плачет и столь же ярко выражает радость, заливаясь смехом, приходя в восторг. Другой, при подобных же обстоятельствах лишь тихонько хнычет или добродушно улыбается.
Тип нервной системы в психологии имеет определение «темперамент».
Задиры и драчуны – это маленькие холерики. Это энергичный ребенок с резкими движениями и ярко выраженными эмоциями. Активность, подвижность, смелость, напористость, эмоциональность помогают ему занять в детском обществе благоприятное положение. Но холерик может и вспылить, тогда он не способен к самоконтролю, становится раздражительным и агрессивным. Проявляет себя в соревнованиях.
Положительные черты: активность, напористость, решительность, подвижность, эмоциональность.
Отрицательные черты: повышенная возбудимость, импульсивность, несдержанность, резкость.
Как вести себя родителям?
• с пониманием относиться к проявлению активности ребенка;
• говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;
• целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему ребенка: кино, телевидение, чтение - все должно быть в меру; за два часа до сна - только спокойные игры и занятия;
• необходимо развивать у ребенка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где соревнуются, конструирование, рисование, лепка - все, что требует усидчивости;
• воспитывать у ребенка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками - "Замри", где он будет подчиняться);
• приучать к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать;
• необходимо строго соблюдать режим дня.
Непоседы и шустрики – это маленькие сангвиники. Для них характерна повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность и впечатлительность. Такой ребенок легко сходится с людьми, хотя и не отличается постоянством в своих привязанностях. Больше всего проявляет себя в общении.
Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента:
• важно проявлять строгость, требовательность к ребенку, контролировать его действия и поступки;
• обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребенка (не убрал игрушки);
• необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать приниматься за другой рисунок, пока не окончен первый);
• целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново; главное - показать ребенку конечный результат добросовестных действий;
• важно формировать у ребенка устойчивые интересы; не допускать частой смены деятельности;
• учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.
Копуши – это маленькие флегматики. Этот темперамент характеризуется низкой активностью, медлительностью, спокойствием, постоянством привязанностей. Дети-флегматики трудно сходятся с людьми, с трудом проявляют свои чувства. В дидактических играх наиболее всего проявляется уравновешенность, терпимость, невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность, способность к длительному сосредоточению флегматика.
Если у детей преобладают черты флегматического темперамента:
• нельзя применять окрики, угрозы, поторапливать - это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребенка;
• не следует отстранять ребенка от той деятельности, которая требует приложения усилий;
• следует чаще хвалить его за быстрые действия;
• необходимо ставить ребенка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера;
• следует побуждать ребенка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);
• побуждать ребенка к игре, труду, конструированию - активизировать его;
• нельзя резко обрывать ребенка; необходимо предупреждать его за несколько минут о смене деятельности;
• привлекать ребенка к деятельности в коллективе.
Тихони – маленькие меланхолики. Для них характерны низкая активность и сдержанность, неяркое проявление чувств и тихая речь. Ребенку свойственны: эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, тревожность и неуверенность в себе. Пугает новая обстановка и незнакомые люди. Они чувствительны к эмоциональным воздействиям, способны к сопереживанию. Проявляют себя в художественной деятельности, в спокойных занятиях с доброжелательной атмосферой.
Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента:
• ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребенка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;
• нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчеркивать его недостатки;
• целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью; говорить надо мягко, убеждающе, но уверенно, определенно;
• ребенку полезно заниматься спортом;
• необходимо разнообразить жизнь ребенка;
• надо привлекать ребенка к совместному труду со взрослыми;
• развивать у него общительность;
• необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.
7. Работа с таблицами (рассмотреть черты характера каждого типа темперамента).
8. Работа по карточкам.
Теперь попробуем, исходя из описания 4 психологических особенностей, определить тип темперамента по проявлению в различных ситуациях (предлагается работа в группах).
1. Стыдно признавать, но наш младший сын вносит в нашу жизнь сплошное беспокойство. Вот сегодня: вся семья сидит и пьет чай, а он соскакивает со стула, бежит к телевизору и зовет всех: но уже через 5 минут телевизор надоел, ребенок несет книгу, чтобы ему почитали. Через 10 минут просится на улицу гулять. Только пришли с улицы, а он уже коробку с игрушками тащит, просит, чтобы с ним брат строил крепость. Как будто специально нам всем покоя не дает. Ребенок веселый, жизнерадостный, а мы вокруг все раздраженные и измученные.
2. Наш ребенок ни секунды не сидит на месте, он не просто все время прыгает и бегает, он еще и говорит непрерывно: что-то просит, о чем-то рассказывает, хохочет или плачет навзрыд, кричит. Поход в поликлинику превращается в приключение: все игрушки перетрогает, заберется на подоконник, со всеми поговорит. Покоя в доме нет, хоть привязывай, чтобы остановился на минуту. От него все мелькает в глазах. Покой наступает только тогда, когда Игорек спит. Учитель жалуется: «Ваш ребенок – как стихия, ни секунды без движения, всех детей тормошит…»
3. Как можно спокойно реагировать на этого полусонного мямлю? Он ничего не успевает, и мы везде опаздываем. Ни единого разу не довел дело, которое начал до конца! Он так тяжело соображает, словно ворочает камни…
Я перепробовала все: и просила, и приказывала, даже к врачу водила, но сказали – такой темперамент. Как же он будет жить?
4. Наш Сережа не просто тихоня. Он такой слабый, замедленный, что иногда кажется, спит наяву. А еще он робкий, медлительный и все время молчит, каждое слово у него на вес золота. Дети обижают его. Хорошего настроения у него почти не бывает, все грустит, а то и плачет. Признался бабушке, что хочет заболеть, чтобы остаться дома. Учитель жалуется: «Вечно он самый последний!» Почему он без конца стесняется, пугается детей и взрослых?
Вывод: зная особенности вашего ребенка, можно с успехом его воспитать, учитывая, что нервная система ребенка пластична.
Темперамент сравним с гранитом, который шлифуют методы воспитания, учитывая все плюсы и минусы его проявлений. Важно не придавать ребенку черты чужого ему темперамента, которые не поддадутся скрещиванию с чертами его подлинного Я.
9. Рефлексия
Каждый участник по кругу отвечает на вопросы: «Что сегодня узнали нового? Что буду использовать в воспитании детей?»