Оксана Ващенкова
Проект «Такие разные домики»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст обучающихся: 2-3 года
Срок реализации: 2 месяца
Автор-составитель:
Ващенкова Оксана Николаевна,
воспитатель группы №8
г. Новосибирск, 2016.
Обоснование выбора темы проекта.
Ребенок раннего возраста находится на пути становления целостной картины мира. Его знания об окружающем мозаичны и фрагментарны. Чтобы систематизировать знания ребенка о чем-либо, необходимо опираться на понятия близкие ему, постепенно наполняя его багаж знаний новыми «кирпичиками». Поэтому мы взяли близкое каждому ребенку понятие дома.
Публикация «Проект „Такие разные домики“» размещена в разделах
Эта тема позволяет раскрыть, в свою очередь, тему городской и сельской жизни, тему жилища людей, птиц, насекомых, зверей и рыб, тему интерьера и мебели, и даже тему смены времен года!
Паспорт проекта
Название : Выставка «Такие разные домики»
Автор : Ващенкова О. Н., воспитатель группы №8
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный.
Длительность проекта : средней продолжительности (2 месяца,
февраль-март 2016
Участники: воспитатели группы № 8, дети, родители.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.
ПРОБЛЕМА: низкая осведомленность воспитанников о многообразии домов, о различиях между жилищами.
ЦЕЛЬ: развивать у детей познавательные и творческие способности в процессе продуктивной и игровой деятельности. Обогатить детско-родительские отношения через совместную деятельность. Воспитывать бережное отношение к продуктам своего и чужого труда.
ЗАДАЧИ:
1. Обобщать и расширять знания детей о домах, о жилищах.
2. Закреплять полученные навыки художественного конструирования (в совместной деятельности с родителями и воспитателями).
3. Закрепить навыки аппликации, лепки, рисования в продуктивной деятельности.
1 ЭТАП Формирование проблемы, цели, задач.
Выбор актуальной проблемы
1-ая неделя февраля
Воспитатели, родители
2 ЭТАП Разработка проекта
Поиск информации, изучение тематики, привлечение родителей
2 неделя февраля
Воспитатели
1 БЛОК «Домики городские и деревенские»
1. Подготовительный этап
1. НООД Познавательное развитие (ознакомление с окружающим) «Дома и домики» (8 февраля 2016)
2. Беседы на прогулке «Какие дома стоят на нашей улице?»
3. Совместная работа родителей и детей: выполнение заданий по теме недели («Дома. Строительство»). Беседа родителей с детьми «Безопасность дома».
4. Беседы с детьми «Жизнь в деревне», «Мы живем в городе»
5. Опыты на определение плотности предметов на примере камня, глины, как строительных материалов.
6. Пальчиковая игра: «Мы построим новый дом.».
7. Игра-конструирование из строительного материала и из пластмассовых геометрических фигур «Башни и домики»
2-3 неделя февраля
Воспитатели, дети
2. Продуктивная деятельность (реализация проекта)
1. Создание макета городской улицы с транспортом и дорогой, тоннелем, мостом.
2. Создание (совместно с родителями и воспитателями) макета сельского домика с огородом и скотным двором. Знакомство с понятием «Дача». (Посадка лука для выгонки пера, посев рассады цветов и т. д.)
3. НООД : Аппликация «Домики». (10.02.2016)
4. НООД : Рисование штампами 12.02.2016 «Многоэтажный дом»
2-я неделя февраля и 2-3я недели марта
Родители, воспитатели, дети
II Блок «Что в домике у нас?» Интерьер, мебель.
1. Подготовитель-ный этап
1. Сюжетно-ролевая игра «Устроим кукле комнату»
2. Беседа «Какая бывает мебель», рассматривание тематической папки.
3. Задание родителям: «Экскурсия по нашей квартире».
4. Рассматривание иллюстраций к сказкам «Три медведя», «Маша и Медведь» - объяснение понятий: печка, изгородь, огород и др. Дидактическая игра «Какая мебель есть в нашей группе?»
3неделя февраля
Воспитатели, дети, родители
2. Продуктивная деятельность (реализация проекта)
1. Художественно-эстетическое развитие «Лепка» - «Табурет для куклы», 17.02.2016
2. Художественно-эстетическое развитие Рисование «Лестница» 19.02.2016
17, 19 февраля
III. Блок «Дома животных, птиц, насекомых, рыб»
1. Подготовительный этап
1. Беседа с детьми и рассматривание иллюстраций в книжках «Кто где живет?», чтение стихотворений «Домики» («Воробей живет под крышей.» Т. Волгина, «А на горке снег, снег.»И. Токмакова.
2. Детская игровая деятельность: подвижная игра «Мыши в кладовой», «Птицы в гнездышках», «Найди свой домик» пальчиковые игры «Рыбки плавали, плескались.», «Мышка в норку пробралась.».
3. Сюжетно-ролевая игра «Починим Шарику будку»
4. НООД развитие речи: чтение сказки «Теремок».
5. Рассматривание домика для рыб – бумажного аквариума, гнезда птицы, норки для мышки.
6. Дидактическая игра «У кого какой дом?» (кто живет в будке, в норе, в гнезде, в берлоге.)
4-я неделя февраля
Воспитатели, родители, дети
2. Продуктивная деятельность (реализация проекта)
Совместно с родителями: изготовление аквариума, норки для мыши, будки для собачки, гнезда для птички.
Изготовление домиков для выставки (многоэтажных и одноэтажных, изготовление пособия для развития мелкой моторики «Домик для зверят»
Февраль-март
Родители, дети
IV блок «Домики времен года»
1. Подготовительный этап
1. Беседы о сезонных изменениях в природе.
2. Работа с календарем природы.
3. Чтение стихотворений о зиме, о весне.
Февраль-март
Воспитатели, родители
2. Продуктивная деятельность (реализация проекта)
1. Изготовление совместно с воспитателями и рассматривание домиков Зимы, Весны, Лета, Осени.
2. Постройка снежного домика из остатков горки на участке (Домик Зимы).
3-4 недели марта
Воспитатели, дети
3 ЭТАП ОФОРМЛЕНИЕ ВЫСТАВКИ И МАТЕРИАЛОВ К НЕЙ,
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
1. Создание подборок детских работ, заданий родителям, картотеки игр по теме проекта, подборки конспектов НООД.
2. Сбор отзывов о выставке (родителей, воспитанников, педагогов)
3. Создание презентации по материалам проекта.
3. Представление итогов проекта на педагогическом совете.
3-4 неделя марта
Воспитатели, старший воспитатель
Результативность :
1. Мы обогатили и расширили представления детей о домах, об интерьерах, смене времен года. О видах жилищ, строительстве. Совершенствовали у детей навыки работы с кистью, клеем, пластилином и др. материалами.
2. Оформили выставку «Такие разные домики» (насытили предметно-развивающую среду группы, со многими экспонатами выставки можно играть).
3. Обогатили детско-родительские отношения.
4. Получили положительный опыт разработки проектной деятельности в детском саду
Приложение №1
Картотека пальчиковых и подвижных игр:
ПАЛЬЧИКОВЫЕ:
1. «Мышка в норку пробралась»
Мышка в норку пробралась (перебираем пальцами по бедрам)
На замочек заперлась (делаем замок из кистей рук)
Мышка в дырочку глядит (Смотрим в «трубочки» из ладоней)
На заборе кот сидит (приставляем ладони к голове, как уши у кота)
«Мяу!» - говорит!
2. «Рыбки плавали.»
Рыбки плавали, плескались
в чистой тепленькой воде («лодочка» из ладоней «плавает»)
То сожмутся (руки в кулак)
Разожмутся (разжимание ладоней)
То зароются в песке (вращение кистями рук перед грудью)
3. «Мы построим новый дом.»
Мы построим новый дом
Выше, выше, выше (ладони ставим друг на друга)
Чтобы люди жили в нем
И коты — на крыше! (Изобразить крышу руками)
ПОДВИЖНЫЕ:
1. Подвижная игра «Мыши в кладовой»
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Дети упражняются в подлезании, в беге.
Описание игры: Дети «мыши» сидят в норках – на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стен комнаты или по одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки протянута верёвка на высоте 50-. это «кладовая». Сбоку от играющих сидит «кошка», роль которой исполняет воспитатель.
Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть верёвку. Там они присаживаются и как будто грызут сухари или другие продукты. Кошка внезапно просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их). Возвратившись на место, кошка засыпает, и игра возобновляется.
Повторить игру можно 4-5 раз.
Правила игры:
1. Мыши могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснёт.
2. Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснётся и замяукает.
Указания к проведению игры:
1. В тот момент, когда мыши убегают из кладовой, воспитатель поднимает верёвку, чтобы она не мешала детям, а затем опускает её и бежит догонять мышей.
2. Воспитатель должен следить, чтобы дети, подлезая под верёвку, не задевали её.
2. Подвижная игра «Птички в гнездышках»
Цель: учит детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучает их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
Описание: По сигналу «Птички полетели» вылетают из своих гнездышек и летают. По сигналу «Птички, в гнездышки!» дети возвращаются на свои места.
Указания: для гнездышек можно использовать большие обручи или круги начерченные на земле, дети приседают на корточки.
3. Подвижная игра: «Найди свой домик»
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу.
Ход игры: Раздать детям по одному кубику красного или синего цветов. Объяснить детям, что есть 2 дома на площадке: синий и красный (обозначены картонными прямоугольниками синего и красного цветов) Дети с кубиками бегают, играют, шумят. По сигналу дети должны успеть спрятаться в домике своего цвета. Игра повторяется несколько раз.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
КАРТОТЕКА
КОНСПЕКТОВ НООД,
СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ПРОГУЛОК (первая младшая группа)
Проект «Такие разные домики»
***
КОНСПЕКТ НООД №1 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
(Ознакомление с окружающим) «Дома и домики»
Цель: познакомить детей с понятием «дом», рассказать, что дома могут быть построены из разных материалов, научить детей определять и называть части дома: стены, пол, потолок, окна. Развивать у детей речь, мышление, воспитывать умение слушать воспитателя, не перебивать его и товарищей.
Оборудование:
• Иллюстрации в книгах, домик из кубиков, домик для кукольного театра.
Ход занятия: 1. Вместе с детьми рассмотреть иллюстрации в книгах, где нарисованы дома: «Теремок», «Колобок», «Заячья избушка» и др. Задать детям вопросы: Какого цвета домики? Что у домиков есть? (Крыша, труба, двери, окна.)Кто живет в домиках? Из чего построены домики?
Похвалить детей за ответы, рассказать им, из чего сделаны дома. 2. Физкульминутка: Пальчиковая гимнастика «Мы построим новый дом.» 3. Вместе с детьми наклеить на макет многоэтажного дома двери и окна. Внести макеты домов (одноэтажного деревянного и многоэтажного бетонного) в предметно-развивающую среду.
***
КОНСПЕКТ ПРОГУЛКИ №1 «Такие разные дома»
Побеседовать с детьми о том, какие дома мы видим на улице: деревянные, многоэтажные, оранжевые. Найти у домов крыши, окна.
Цель: поддержать познавательный интерес у детей, показать разнообразие домов в городе.
П\ и: «большие ноги, маленькие ноги» Цель: учить менять длину шага, соблюдать ритм ходьбы. П\ и: «Зайцы и волк» Цель: учить ребят действовать по сигналу.
ОВД: ходьба «цепочкой» до участка.
Труд: смести снег с горки, построек. Цель: воспитывать трудолюбие, умение получать удовольствие от проделанной работы.
***
КОНСПЕКТ ПРОГУЛКИ №2 Продолжение беседы о домах.
Дид. игра: «У кого какой дом?» - задать вопросы деткам: «Кто живет в берлоге? А в будке? А в гнезде? А в норке? Цель: развивать мышление детей, расширять словарный запас.
Худож. слово: Домики
Воробей живет под крышей.
В теплой норке домик мыши.
У лягушки дом в пруду.
Домик пеночки в саду.
--Эй, цыпленок, где твой дом?
--Он у мамы под крылом. (Т. Волгина)
Труд: Уборка игрушек на участке. Цель: приучать к порядку, к труду.
Подвижные игры: 1.«Мыши в кладовой». Цели: учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга; двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения. 2.«Ловишки» Цель: учить детей догонять друг друга и правильно ловить: не тянуть за одежду, не толкать друг друга.
***
КОНСПЕКТ «ИГРА со строит. материалом» : «Дома для игрушек»
ЦЕЛЬ: Игра знакомит с деталями напольного строительного материала, учит сооружать элементарные постройки по образцу определенного размера, учит соотносить размер построек с величиной игрушек, учить называть и определять цвет кирпичиков, кубиков.
ХОД: Игрушечные звери предлагают детям построить для них домики. Для больших — большой, для маленьких — маленький. Маленький домик строится из двух положенных друг на друга кирпичиков, а сверху ставится трехгранная призма (крыша). Большой дом сложится из 4—5 кирпичиков. Дети строят домики по образцу, предложенному воспитателем.
Затем в домики расселяются игрушки.
***
КОНСПЕКТ «Опыты на определение плотности предмета (твердый — мягкий)» :
КАМЕНЬ И ГЛИНА. Можно ли изменить форму камня? А глины? Почему?
Оборудование. Камешки, глина для лепки.
Описание. Воспитатель:Рассмотрите камень. Какой он? (Гладкий, твёрдый.) Глина? (Мягкая, влажная, липкая.)
Предложите нажать пальчиком на камень. Что-нибудь изменилось? Какой камень? То же самое проделаем с глиной. (От пальца остаются вмятины-ямки.)
Покатаем в руках камни. Что-нибудь произошло? А теперь покатаем в руках глину. Она мягкая и может принимать разную форму, её можно разделить на части руками, а камень нельзя. Рассказать детям, что глина, когда высохнет, будет такая же твердая, как камень. И камни, и глина могут быть использованы для строительства.
***
Игра с кубиками: «Строим высокую башню». Цель: сенсорное развитие, учить ставить кубики ровно друг на друга, относиться бережно к постройкам других детей. Повторить с детьми правило: ломать можно только СВОИ постройки!
Ход: Воспитатель: Давайте построим из этих кубиков высокую башню! Ты, Лёша, будешь возить на на стройку кубики на этом грузовике. Ребята, помогите нагрузить Лёшин грузовик! Вези, Лёша, нам кубики. Сколько кубиков у нас? Дети: МНОГО! Матвей, ставь кубики друг на друга, ровнее ставь, чтоб не упала наша башня. Злата, помогай Матвею, подавай кубики.
Давай будем чередовать цвета кубиков. Сначала красный, затем синий.
Молодцы, ребята! Мы построили очень высокую башню!
***
КОНСПЕКТ НООД №1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. АППЛИКАЦИЯ «Домики»
Цель занятия: Продолжать учить детей наносить клей кисточкой или пальцем на изображение, прикладывать изображение проклеенной стороной к бумаге, прижимать его ладонью и разглаживать тряпочкой. Учить располагать изображения на листе бумаги, закреплять знания о цвете, формировать положительное отношение к аппликации. Развивать мелкую моторику детей. Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Материал: Листы а4 по количеству детей, различные геометрич. фигуры из цветной бумаги: квадраты, треугольники, прямоугольники, клей ПВА, тряпочки, клеенки.
Прием аппликации: намазывание клея пальцами, приклеивание.
Ход занятия: Покажите детям образец- домик. Какая форма крыши у домика? (Обводящий жест рукой.) Правильно, треугольная. А какого она цвета? Жёлтого. А какой формы сам домик? Его стены? Квадратные. А окошечко? Тоже квадратное. Сравним два квадрата — маленький и большой.
Давайте наклеим домик на лист. Позволить детям выбор: наклеивать фигуры разного цвета. В конце занятия организовать выставку работ, похвалить все, создавая ситуацию успеха у детей.
***
НООД №1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. РИСОВАНИЕ «Многоэтажный дом» Штампы.
Цель занятия: Продолжать учить детей рисовать красками с помощью штампов, используя губки для посуды. Учить соблюдать ритм при использовании двух цветов. Учить ориентироваться на листе бумаги, располагать отпечатки определённым образом относительно друг друга. Развивать интерес к рисованию. Закреплять умение узнавать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. Формировать познавательный интерес. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций многоэтажных домов, рассматривание макета.
Ход занятия: Дать детям рассмотреть иллюстрации в книгах, показать как нужно обмакивать губку в краску, как ставить отпечатки, ориентируясь на линию, начерченную внизу листа. Дорисовать крышу многоэтажному дому, используя кисточку.
В конце занятия похвалить все работы, создав ситуацию успеха у детей.
ПРОГУЛКА№1 1. Рассматривание малых форм-домиков на своем участке и на участках других групп.
Цель: учить детей сравнивать предметы, узнавать и называть цвета. Закреплять знания об основных частях дома: крыша, стены, окна, потолок, пол.
П\и «Хоровод» Цель: учить водить хоровод. ОВД: перешагивание через невысокие предметы Цель: развитие крупной моторики, координации движений. П\ и: «Магазин игрушек». Цель: развивать умение имитировать движения заводных игрушек. Труд: помочь воспитателю собрать игрушки в коробку. Цель: воспитывать желание помогать взрослым.
***
НООД №1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. РИСОВАНИЕ «Лестница» Гуашь, кисть.
Цель занятия: Продолжать учить детей рисовать красками с помощью кисти, используя кончик. Учить правильно держать в руке кисть. Учить ориентироваться на листе бумаги, изображать вертикальные и горизонтальные линии. Развивать интерес к рисованию. Закреплять умение узнавать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. Формировать познавательный интерес. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, рассматривание стремянки, настоящих лестниц на прогулке, лестницы у игрушечной пожарной машины.
Ход занятия: Дать детям рассмотреть иллюстрации в книгах, показать как нужно обмакивать кисть в краску, как убирать излишки краски. Потренироваться проводить линии в воздухе рукой — сверху вниз и справа налево.
В конце занятия похвалить все работы, создав ситуацию успеха у детей.
***
КОНСПЕКТ НООД №1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ЛЕПКА «Украсим домики»
Цель занятия: Продолжать учить детей отщипывать кусочки пластилина от большого кусочка, надавливать на них, чтобы прикрепить к основе (картонной заготовке) Учить располагать пластилиновые украшения на заготовке на равном расстоянии, закреплять знания о цвете, формировать положительное отношение к лепке. Развивать мелкую моторику детей. Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Материал: пластилин, картонные заготовки- домики, тряпочки, доски для лепки.
Прием лепки: отщипывание, надавливание.
Ход занятия: Покажите детям образец- домик. Какого он цвета? Белый.
Давайте украсим наши домики цветными пятнышками из пластилина! Будем отщипывать кусочки, по желанию превращать их в колбаски или в шарики и прикреплять к основе. В конце занятия похвалить работы, отметив, что домики получились разноцветные, очень красивые.
Конспект НООД
Познавательное развитие
(Ознакомление с окружающим)
«Посадка лука для выгонки пера,
посадка моркови, свёклы, картофеля на семена»
(Оформление огорода при сельском доме (на подоконнике)
(1 младшая группа)
Цель занятия: расширить кругозор детей (учить отличать сельский дом с огородом от многоэтажного городского дома, научить определять овощи по внешнему виду, научить элементарным действиям по уходу за посадками (полив). Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Ход занятия:
Воспитатель вносит в группу корзинку с овощами и пакет с землей. Предлагает детям рассмотреть овощи в корзинке, определить, что это за овощи. Дети рассматривают, отвечают. Воспитатель при затруднениях уточняет, что в корзинке находятся: луковица, свёкла, морковь и картофель. Предлагает помочь посадить дедушке и бабушке, живущим в сельском доме, овощи на огороде.
Для этого землю высыпает в ящик и предлагает детям рассмотреть землю, потрогать ее, воспитатель обращает внимание детей на то, что земля чёрная, рыхлая, рассыпчатая.
Воспитатель отрезает от моркови и свёклы верхушки с зелёными листочками, объясняет детям, что нужно садить вверх листочками. Дети по просьбе воспитателя поливают землю из маленькой лейки, воспитатель делает лунки и садит овощи в землю.
На картофеле есть ростки, воспитатель показывает ростки детям, затем тоже садит в землю. У луковицы воспитатель показывает донышко с корешками, затем луковицу тоже садят в землю. Еще раз поливают водой, у каждого овоща ставят табличку с его изображением.
Ящик с посадками ставят на подоконник, объясняя детям, что растениям нужен свет, чтобы расти. Все вместе убирают рабочее место, моют руки.
Конспект НООД
Познавательное развитие
(Ознакомление с окружающим)
«Посев семян цветов для рассады»
(Оформление огорода при сельском доме (на подоконнике)
(1 младшая группа)
Цель занятия: расширить кругозор детей: учить отличать сельский дом с огородом от многоэтажного городского дома; познакомить детей с понятием «семена», научить элементарным действиям по уходу за посадками (полив). Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Ход занятия:
Воспитатель вносит в группу семена растений в ярких пакетиках. Дает детям рассмотреть пакетики, потрясти ими, чтобы они пошуршали. Спрашивает детей: что же в пакетах находится? Дети выдвигают свои предположения. Воспитатель говорит детям, что в пакетиках цветы! Открывает пакетики, дает детям семена, дети рассматривают. Воспитатель объясняет детям, что это семена цветов, которые можно посеять и вырастут настоящие цветочки.
В ящике с землей воспитатель делает бороздки, поливает их водой и сеет семена в землю, аккуратно присыпает землей. Дети аккуратно поливают землю из леечки. В ящик с рассадой ставят метку с изображением цветов.
Ящик с посадками ставят на подоконник, объясняя детям, что растениям нужен свет, чтобы расти.
Все вместе убирают рабочее место, моют руки.