Ольга Мурадова
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов «В гармонии с собой»
▼ Скачать + Заказать документы
по профилактике профессионального выгорания
по теме: «В гармонии с собой»
Педагоги ДОУ
Цель:
• Формирование благоприятного психологического климата;
• Сплочение коллектива, создание доверительных отношений;
• Развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;
• Снятие эмоционального напряжения.
• Предупреждение синдрома профессионального и эмоционального выгорания педагогов.
Задачи:
Публикация «Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов „В гармонии с собой“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
1. Снижение эмоционального напряжения.
2. Способствовать сплочению коллектива, желанию поддержать друг друга.
3. Показать жизненные стратегии - позитивного восприятия жизни, получения и принятия жизненного опыта.
4. Сформировать установку на сохранение и укрепление психического и физического здоровья.
5. Формирование у педагогов навыков саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием;
6. Овладение приемами и навыками управления эмоциональным состоянием других людей, способами взаимоподдержки;
7. Осознание психологических барьеров, препятствующих актуализации ресурсных состояний;
8. Развитие навыка профессиональной и личностной рефлексии.
9. Предупреждение и снятие психологической перегрузки педагогического коллектива.
10. Развитие позитивного отношения к себе, осознание собственной самоценности.
11. Оказание помощи в осознании личностных ресурсов и внесении возможных корректив в исполнение своих жизненных и деятельностных функций.
12. Снятие мышечного напряжения и развитие умения расслабляться.
Материалы и оборудование:
аудитория с расставленными по кругу стульями (по количеству участников, чудесный мешочек, музыка для релаксации,
Вступительное слово психолога.
Несколько слов о том что такое эмоциональное и профессиональное выгорание, основные симптомы, методы профилактика и знакомство с естественными способами профилактики профессионального выгорания.
Принятие правил группы.
Правила групповой работы.
Обращаться друг к другу по имени.
Принимать себя и других такими, какие они есть.
Быть искренним.
Избегать оценок друг друга.
Все, что делается в группе, делается на добровольных началах.
Активное участие в происходящем.
Уважение говорящего.
Каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.
Конфиденциальность всего происходящего в группе.
Общение по принципу «здесь и сейчас».
Основная часть
Педагогам зачитывается притча про стакан:
«В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"
- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.
- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?
- Ничего, - ответили студенты.
- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.
- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.
- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?
- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.
- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?
- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?
Студенты были удивлены и обескуражены.
- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.
- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.
- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.
Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т. е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!
1. Упражнение «На что похоже мое настроение сегодня». Каждый по очереди называет свое имя и положительную черту, начинающуюся на букву, с которой начинается имя. Например: меня зовут Татьяна – тактичная.
2. Упражнение «Зато…»
Цель упражнения: введение в темпоритм, атмосферу тренинга, самосознание, тренинг спонтанности высказываний.
По кругу продолжить фразы:
- Я устала, зато.
- Я небольшого роста, зато.
- Я иногда несдержанна, зато.
- Я ленива, зато.
- Я застенчива, зато.
Я криклива, зато.
- Я молчалива, зато.
- Я слишком уступчива, зато.
- Я не умею печь пироги, зато.
- Я проспала, зато.
- У меня нет домашнего телефона, зато.
- Я не люблю слушать классическую музыку, зато.
- Я слишком часто фантазирую, зато.
- Я не очень хорошо пою, зато.
- Я иногда, слишком много ворчу, зато.
- Я несколько легкомысленна, зато.
- Меня легко рассмешить, зато.
- Я бываю капризна, зато.
3. Упражнение «Чувствуем друг друга сердцем»
Цель: сплочение коллектива. Время: 10 минут.
Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:
квадрат;
треугольник;
ромб;
букву;
птичий косяк.
Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе. Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?
Заключительная часть
Организация перехода к другому виду деятельности Педагогам зачитывается «Притча о жизнестойкости»
Однажды расстроенный ученик сказал Мастеру: - Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил, что мне делать? Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую - положил яйцо, а в третью - насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3-й емкости. - Что изменилось? - спросил он ученика. - Яйцо и морковь сварились, а кофе растворилось в воде, - ответил ученик. - Нет, - сказал Учитель - Это лишь поверхностный взгляд на вещи. - Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди - сильные внешне могут расклеиться там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и крепнут. - А кофе? - спросил ученик. О! Это самое интересное! Кофе полностью растворилось в новой враждебной среде и изменило ее - превратило кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.
Релаксация "Храм тишины". Звучит спокойная, расслабляющая музыка. Инструкция. Вообразите себя гуляющим на одной из улиц многолюдного и шумного города: Ощутите, как ваши ноги ступают по мостовой: Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры: Возможно, некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны: или радостны: Обратите внимание на звуки, которые вы слышите: Обратите внимание на витрины магазинов: Что вы в них видите? Вокруг очень много спешащих куда-то прохожих: Может быть, вы увидите в толпе знакомое лицо. Вы можете подойти и поприветствовать. А может быть, пройдете мимо: Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице? Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по другой улице. : Это более спокойная улица. Чем дальше вы идете, тем меньше вам встречается людей: Пройдя еще немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от других: Вы видите на нем большую вывеску "Храм тишины" : Вы понимаете, что этот храм - место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окруженными полной и глубокой тишиной: Побудьте в этом храме: в тишине. Потратьте на это столько времени, сколько вам нужно: Когда вы захотите покинуть храм, толкните двери и выйдите на улицу. Как вы сейчас себя чувствуете?
Волшебная шкатулка.
Цель: поднятие настроения.
Предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка, которая подскажет им, что их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.
Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности эмоционального и профессионального.
Психолог: - И в заключении я бы хотела вам сказать, берегите себя для себя! Спасибо за внимание!
В представленном тренинге моей педагогической находкой стало то что я использовала комбинацию упражнений по профилактике профессионального выгорания с притчами, которые заставляют задуматься о том что мы делаем, как и для чего, что надо сделать, что изменить, исправить в своем поведении, отношении, в своей жизни. Релаксирующее упражнение «Храм тишины» погрузил педагогов в свое собственное Я. Такое метафорическое путешествие в сознание повышает уверенность в себе, открывает внутренние ресурсы, а визуализация и обсуждение помогает лучше понимать самих себя и становиться более гармоничной личностью. На мой взгляд чередование активных упражнений с релаксирующими дает более эффективный результат в достижении поставленных целей и задач.