Ирина Петренко
Тренинг для сплочения коллектива «Я — помощник!»
▼ Скачать + Заказать документы
ренинг на сплочение коллектива «Я – помощник!»
для помощников воспитателя.
Провела и подготовила: педагог-психолог Петренко И. А.
Цель: развивать умение работать в коллективе используя правила эффективного общения, аргументировано отстаивать свою точку зрения, способствовать раскрытию творческого потенциала, самопознания, побуждение к активности, толерантности участников тренинга.
Ход тренинга:
Вступительное слово психолога:
Публикация «Тренинг для сплочения коллектива „Я — помощник!“» размещена в разделах
- Тренинг на сплочение коллектива
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
День сегодня хороший, солнечный. Я хочу, чтоб и в нашем коллективе царило хорошее настроение, взаимопонимание, чтоб все получили удовольствие от нашей встречи.
Я собрала вас сегодня на тренинг «Я – помощник!».
Упражнение «Паровозик» Мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие на необычном паровозике (музыка «Паровозик из Ромашкова»)
Вы вагончики, которые формируют паровозик на станции «Ростовая» - расположение вагонов от самого высокого к самому низкому (под музыку «Песенка о лете»).
Станция «Именная» расположение вагонов по первому звуку вашего имени от А до Я (под музыку).
Принятие правил тренинга
Нас ждет плодотворная и интересная работа, а чтоб она была эффективной, предлагаю принять правила и придерживаться их.
• Тут и теперь;
• Активность;
• Открытость;
• Толерантность;
• Оптимизм;
• Внимательность;
• Эмоциональность;
Разбор понятия «Помощник»
Вы – помощники педагога. Сейчас можно было бы рассказать, как с латинского переводится это понятие, как его трактуют ученые. Но я не буду этого делать. Предлагаю разобрать понятие «помощник», как вы его понимаете, какой смысл в него вкладываете, «помощник».
П- пунктуальный, профессионал;
О – ответственный;
М – моральный;
О – организатор, оратор;
Щ – щедрый;
Н – независимый;
И – инициативный;
К – критичный.
Вывод: помощник – это всесторонне развитая личность с высокими моральными ценностями, это специалист своего дела.
Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения в коллективе».
- Общаясь в коллективе как с воспитателями, родителями и детьми, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить:
«Правило четырех плюсов»
Самые универсальные – это:
• Улыбка,
• имя собеседника
• комплимент
• интонация
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», или «Привет Таня!» а «Здравствуйте, Татьяна Петровна!», в педагогическом коллективе должны соблюдаться правила субординации.
Игра «Тренировка интонации».
Цель: осознание значения интонации в общении с детьми, педагогами, родителями. (5 мин)
Произнести фразы:
Кто запачкал зеркало…
Я помогу вам провести занятие…
Да, ваш ребенок сегодня испачкался…
Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности, возмущения, злобы (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями, детьми, педагогами.
Упражнение «Без маски»
Говорят, «Жизнь – театр, а люди в нем актеры». Актеры всегда носят маски. Все зависит от обстоятельств, – какую маску и в какое время одеть, но иногда так хочется сбросить её и открыть свою душу. Я предлагаю это сделать, на миг снять привычные маски и искренне исполнить роли в мини постановках: «Утро в группе» ( действующие лица: воспитатель, помощник воспитателя, опоздавший родитель с ребенком, методист, капризный ребенок, драчун) «Сбор на прогулку» ( действующие лица: воспитатель, помощник воспитателя, активный ребенок, пассивный ребенок, родитель, медсестра)
Участники тренинга оделяться на две подгруппы для выполнения задания. Обмен впечатлениями: легко ли было выполнять свою роль; приятно ли было играть роль. Ведущий подводит итог.
Психотехническое упражнение «Давление».
Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение. (10 мин)
Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.
Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?
-Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).
Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).
Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок, мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.
Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».
Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций. (5 мин)
Игра проводится под релаксационную музыку.
– Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.
Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале… Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.
Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям.
Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд).
Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе…
А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три…
Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников.
Раздача памяток. (5 мин)
Упражнение «Моё дерево жизни» -
Основная наша задача в жизни – создать свое истинное «Я», то есть сформировать из себя человека, который способен владеть своей жизнью и влиять на обстоятельства. Предложенное упражнение поможет вам лучше понять себя, свои установки и идеи, а так же поможет лучше узнать своих коллег.
• Нарисуйте дерево с помощью цветных карандашей, не забудьте нарисовать почву, корни, ствол, ветви, листья и плоды.
1) Почва – это ваше социокультурное окружение. Сосредоточьте свое внимание на тех сферах, которые вас больше всего касаются. Продолжите предложение:
Друг – это…; семья – это…; деньги это…; работа – это…;
2)Корни дерева – это ваше видение фундаментальных вопросов жизни. Продолжите предложение:
Я верю в то, что моя жизнь…
Я живу для того, чтобы…
Выберете одно из следующих утверждений – Я верю в то, что:
• Зло существует;
• Зла нет;
• Я могу познать истину;
• Истину познать невозможно;
• Я зависимый человек;
• Я свободный человек;
• Я хороший человек;
• Я плохой человек;
• Люди в основном любящие и заботливые;
• Люди в основном эгоистичны и неприветливы.
3. Ствол дерева отображает вашу концепцию человека.
Продолжите предложение
Я в основном хороший человек потому, что…
4. Ветки дерева – ваши ценности. Выберете из следующих 5 самых для вас важных:
• Свобода
• Настойчивость
• Откровенность
• Скромность
• Способность понимать других
• Самоуважение
• Доверие
• Терпеливость
• Сила
• Верность
• Любовь
• Нежность
• Искренность
• Жизнерадостность
• Сосредоточенность
• Надежда
• Аккуратность
• Воображение
• Изобретательность
• Честь
• Достоинство
• Принципиальность
• Самодисциплина
• Независимость
• Решительность
• Стремление к знаниям
• Логичность
• Практичность
• Умение общаться
• Совесть
• Гибкость
• Придирчивость
• Старательность
• Педантичность
• Внимательность
• Дипломатичность
• Любознательность
• Сдержанность
• Неординарность
• Дружба
• Честность
• Здоровье
• Гармония в семье
• Скрупулезность
• Воля
• Риск
• Бдительность
• Красота
• Вера
• Доброта
• Богатство
• Гуманизм
• Признание
• Благосостояние
• Ответственность
• Достижение цели
• Образование
• Комфорт
• Терпеливость
5. Листья символизируют эмоции, которые должно переживать ваше философское дерево. Напишите желаемые и негативные эмоции, которые вы испытываете по отношению к себе и к коллегам.
6. Плоды дерева – это ваши поступки. Напишите на них те поступки, которыми вы гордитесь.
Обсуждение: С какими трудностями вы столкнулись, выполняя это упражнение? Презентация деревьев.
Упражнение «Круг друзей»(5 минут)
Цель: создание позитивной атмосферы в группе.
Я предлагаю вам встать в круг, взявшись за руки. Каждый по кругу должен сказать: «Сегодня я (научился, почувствовал, понял и т. д.)». Вся группа делает шаг вперед. После того, как выскажутся все, круг должен стать узким.
Притча «Рай и ад»
Один раз мудрец попросил Господа показать ему рай и ад. Господь привел мудреца в помещение, где плакали и страдали голодные люди. Посреди комнаты стоял большой казан с вкусной едой. У людей были ложки, но с ручками, длиннее человеческой руки, поэтому было невозможно попасть ей в рот. «Так – это же настоящий ад» - сказал мудрец. Дальше они зашли в следующее помещение. Все люди там были сытые и веселые. Мудрец пригляделся к ним и увидел такой же самый казан и точно такие же ложки. Что же делало их жизнь райской? Они умели накормить друг друга, умели взаимодействовать между собой.
Когда меня обманывают, я…
Я сейчас испытываю…
Мне всегда хотелось бы…
В мужской компании, я…
Когда я в плохом настроении…
Если мне скажут что я плохая жена…
Когда я смотрю на себя а зеркало…
Каждый день приходя на работу…
Если ко мне обратился незнакомец, я испытываю…
Когда я готовлю обед, думаю о…
Когда я вижу подругу в новой одежде…
Когда мне говорят комплименты я…
Я хотела бы, чтобы мне…
П-
О-
М-
О-
Щ-
Н-
И-
К-
П-
О-
М-
О-
Щ-
Н-
И-
К-
П-
О-
М-
О-
Щ-
Н-
И-
К-
П-
О-
М-
О-
Щ-
Н-
И-
К-
П-
О-
М-
О-
Щ-
Н-
И-
К-
П-
О-
М-
О-
Щ-
Н-
И-
К-
П-
О-
М-
О-
Щ-
Н-
И-
К-
П-
О-
М-
О-
Щ-
Н-
И-
К-
Кто запачкал зеркало…
Я помогу вам провести занятие…
Да, ваш ребенок описался…
Дети, уберите стулья на ковер…
Произнесите эти фразы с оттенками
1 иронии 2 упрека
3 доброжелательности 4 требовательности
5 возмущения 6 злобы
Произнесите эти фразы с оттенками
1 иронии 2 упрека
3 доброжелательности 4 требовательности
5 возмущения 6 злобы
«Утро в группе»
Воспитатель
Упрямый ребенок
Опоздавший родитель с ребенком
Помощник воспитателя
Медсестра (с проверкой)
«Сбор на прогулку»
Воспитатель
Помощник воспитателя
Упрямый ребенок
Методист (с проверкой)