Елена Козлова
Тренинг личностного развития педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг личностного развития педагогов (на основе разработок М. Битяновой)
Тренинг направлен на решение следующих задач: 1) знакомство с собой и своими личностными особенностями, которые могут быть рассмотрены как ресурс воспитания; 2) осмысление своих личных интересов, ценностей; 3) нахождение путей реализации своих интересов и ценностей в воспитательной работе с детьми.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Тренинг рассчитан на работу группы из 15–20 человек. Это могут быть классные руководители, освобожденные педагоги-воспитатели, методисты по воспитательной работе. Группа может быть «сборной» (то есть включать представителей разных школ) или формироваться на базе педагогического коллектива одной школы.
Очень важно: данный тренинг предполагает, что у педагогов уже есть опыт групповой психологической работы.
1. Разогрев. Передаем мячи по кругу, последний круг – указательным пальцем монету, потом – мизинцем.
2. Упражнение «Грецкий орех» - важно создать атмосферу ценностного отношения к теме, поговорить об особенностях личности и индивидуальности каждого участника.
Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (орехи – по числу участников). Ведущий высыпает орехи в центре круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать свой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого участника – найти свой орех.
Как правило, свой узнается с первого взгляда. После того как все орехи нашли своих владельцев, ведущий приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто, как свой орех запоминал и какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно только ее почувствовать и понять.
Орешки можно подарить участникам тренинга на память.
3. Упражнение «Три цвета личности»
Каждый участник получает три небольших листочка разного цвета. Ведущий объясняет значение каждого цвета. Например: зеленый – «как все»; синий – «как некоторые», розовый – «как никто больше». Каждому участнику предлагается на листочках соответствующего цвета сделать запись про себя, про собственные свойства и черты. При этом на листочке «как все» должно быть записано качество, реально присущее данному человеку и объединяющее его (как ему кажется) со всеми другими участниками группы. На листочке «как некоторые» – качество, свойство характера или особенность поведения (стиля жизни и т. д., роднящее его с некоторыми, но не со всеми членами группы. Последний листочек должен содержать указания на уникальные черты данного участника, которые либо вообще не свойственны остальным, либо значительно сильнее у него выражены.
После заполнения листочков всеми участниками ведущий просит всех взять в руки тот, на котором записаны черты «как все». Задача участников – в свободном режиме пообщаться со всеми членами группы, выяснив, действительно ли они обладают такой же особенностью. На общение дается 2–3 минуты, затем организуется общее обсуждение. Таким же способом ведущий просит обсудить содержание листочков «как некоторые». Каждый должен убедиться в том, что в группе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем – с другой. Если условия не выполнены, нужно написать другое качество и также подвергнуть его проверке.
С листочками «как никто больше» работа организуется непосредственно в кругу: каждый участник озвучивает качество, которое он считает своим, неповторимым в данной группе. Группа либо соглашается с ним, либо помогает найти другое, действительно уникальное качество.
Упражнение проходит довольно лирично и искренне. Оно позволяет участникам увидеть себя как некоторое «единство непохожих», помогает каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность
4. «Тест геометрических фигур» - «Мое «Я» как профессиональный инструмент»
Задача данного этапа – проанализировать свои личностные особенности с точки зрения того, какие возможности они открывают в воспитательной деятельности и какие ограничения накладывают.
Практическая часть предваряется небольшим монологом ведущего о том, что в школе невозможно полностью развести личное и профессиональное, а если и возможно, то это вряд ли пойдет на пользу жизни и работе. В том, что и как мы говорим детям, как реагируем на различные ситуации, какие поступки совершаем, – много профессионализма и не меньше – личностных особенностей, личных ценностей и пристрастий. Изучение своих личностных особенностей – мощный ресурс профессионального развития, так как мы научаемся строить свою деятельность и свое общение с воспитанниками, максимально используя свои личные достоинства и возможности и нивелируя недостатки.
Социодрама
Дальнейшая работа предполагает анализ участниками своих личностных особенностей и осмысление их в качестве ресурса своей воспитательной деятельности. Для проведения социодрамы могут быть использованы результаты «Теста геометрических фигур»
Участникам предлагается выбрать одну из четырех геометрических фигур, нарисованных на их бланке: круг, треугольник, квадрат или зигзаг – и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой. Затем каждая группа знакомится с интерпретацией результатов теста (в том объеме, который касается их фигуры) и кратко рассказывает остальным участникам о тех особенностях характера и поведения, которые присущи людям «их фигуры». На этом этапе работы у каждого участника есть возможность сообщить группе о том, что он ошибся с выбором, обосновать, почему он так считает, и перейти в более подходящую для него «фигуру».
Затем каждой группе дается время на подготовку презентации своей «фигурной» воспитательной программы и ответов на следующие вопросы:
1. Наш педагогический девиз.
2. Что нам доставляет удовольствие в работе и общении с детьми?
3. Что нас раздражает?
4. Что, как правило, хорошо получается, чему мы можем научить?
5. Что получается с трудом, плохо, без «искорки»?
6. Почему без нас детям плохо?
7. Возможные профессиональные деформации воспитателей нашего типа.
Список вопросов может быть изменен, дополнен.
Презентация выполняется в виде сценки, скульптуры, пантомимы, отражающей существенные черты воспитательного стиля людей данного «фигурного» типа.
5. Упражнение «Чем я могу быть интересен (интересна?»
Ведущий кладет в центр круга стопку карточек с описанием ряда ситуаций. Участники тренинга по очереди берут карточки и читают текст. Нужно определить, есть ли в «запасниках опыта и личности» неожиданные ходы и решения, которые могли бы сработать в этой ситуации. Первое право ответа принадлежит тому, кто зачитывал карточку, затем говорят все желающие.
Примеры ситуаций, которые могут быть записаны на карточках:
• «Неожиданно посреди рабочего дня выяснилось, что у коллеги день рождения. Нужно срочно придумать подарок. Есть ли у вас что-то оригинальное на этот случай?»
• «Вы с детьми отправились в поездку. Неожиданно ближе к вечеру в гостинице и на окружающих улицах на несколько часов погас свет. Есть ли у вас «заготовки» на этот случай? Чем бы вы могли быть интересны детям?»
• «Назначен праздничный концерт, предполагается несколько номеров от педагогов. Неожиданно все ангажированные педагоги-артисты заболевают! Чем вы можете быть интересны в такой ситуации?»
• Вы ведете урок, вдруг посреди урока заходит опоздавший ученик с котенком на руках. Есть ли у вас «заготовки» на этот случай?
• Старшеклассница поделилась с вами, что влюблена в учителя физкультуры и просит вашей помощи, чтобы он обратил на нее внимание. Как вы поступите в этой ситуации?
•
6. Упражнение «Мне интереснее…»
Ведущий предлагает участникам описания ситуаций, построенных по типу «или – или». Каждый раз у участников есть возможность индивидуально выбрать первый или второй вариант или ответ «не знаю». Свой выбор участники осуществляют, занимая определенное место в комнате. Ведущий заранее сообщает, где собираются выбравшие первый вариант, где – выбравшие второй и где – остановившиеся на ответе «не знаю».
После того как все участники сделали свой выбор в отношении конкретной ситуации, ведущий задает уточняющие вопросы представителям всех трех групп.
Для выбора участникам могут быть предложены следующие ситуации:
Мне интереснее:
• Сходить с ребятами в театр, обсудить спектакль
• Поставить спектакль вместе с ребятами
Мне интереснее:
• Провести классный час, поговорить «до душам»
• Организовать ролевую игру
Мне интереснее:
• Сходить в поход, пожить в палатках
• Съездить в туристическую поездку
Мне интереснее:
• Придумать что-то самой
• Адаптировать готовый сценарий
Мне интереснее:
• Работать с мальчиками
• Работать с девочками
После того как ведущий предложил несколько ситуаций, можно дать возможность самим участникам побыть в роли задающего ситуацию «Мне интереснее…».
7. Упражнение «Мне важнее…»(афоризмы, цитаты)
Упражнение предваряет небольшой монолог ведущего о ценностях. В каждой ситуации, которая разворачивается в общении педагога с детьми, содержится некоторая ценность. Предлагаемое упражнение направлено на тренировку умения вычленять ценность из ситуации, объяснять ее окружающим людям своими словами.
Для проведения этого упражнения могут быть использованы цитаты, афоризмы, сказки или притчи. Работа может быть организована одним из двух способов. Первый вариант: каждый участник получает набор цитат (афоризмов или притч) и выбирает из них одну-две, содержащие наиболее значимые для него ценности. Затем он пытается донести содержание этих ценностей до других.
Затем ведущий предлагает перенести данный прием работы с текстом на реальные ситуации. Он просит одного из участников привести в качестве примера некоторую значимую ситуацию из опыта воспитательной деятельности.
8. Подводим итоги
- Обратная связь: что нового узнали о себе? Что удивило? Что чувствуете?
Ассоциации. «Метафорические карты» - что эта карта для вас?