Светлана Харченко
План по самообразованию «Игра — основа социально-личностного развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
2. АКТУАЛЬНОСТЬ
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
4. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
5. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2018-2019 учебный год
• Организационно – ознакомительный этап
• Основной этап
• Заключительный этап
6. ПЕРСПЕКТИВЫ НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ВВЕДЕНИЕ
Публикация «План по самообразованию „Игра — основа социально-личностного развития ребенка“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию.
Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. п.
Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.
Социализация- это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живет, учится взаимодействию, умению строить отношения вначале в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.
В нашей группе освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит через решение следующих задач:
1. Развитие игровой деятельности детей;
2. Приобщение к элементарным общепринятыми нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе и моральными)- через игру.
3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности
Игра- это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности.
Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко, но это путь обучения, иного нет.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что конечно, ему не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра- самостоятельная деятельность моделирующая жизнь взрослых.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики- это лишение его главного источника развития : импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.
Дошкольный возраст- это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.
Что-бы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Если присмотреться как играют дети, а чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых- играют в магазин, в доктора, в детский сад, в школу, в дочки- матери…
При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. Вигре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга- то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра, но и занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков- все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное- значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе сним выставку, музей, галерею.
Социальное развитие способствует не только развитию личности, но и развитию интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И безусловно душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность вашего ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя будет ощущать, и наша задача- правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.
Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально компетентная личность.
Для этого в игровой комнате оформлены игровые зоны, имеются театрализованные, дидактические, настольные игры. Оборудованы различные зоны для проведения самостоятельных сюжетно- ролевых игр. Это строительная, моторно- двигательная, сенсорная, для девочек- зона игры с куклами, для мальчиков- зона игры с машинами.
Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ
Повышение внимания педагогического коллектива нашего детского сада к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. п. Захлестнувшая весь мир волна нетерпимости оказывает негативное влияние и на детей, которые нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые.
3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель: повышать уровень профессиональной компетенции по организации работы с детьми м дошкольного возраста по сюжетно- ролевой игре. Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе посредством совместных игр, развивать эмоционально- положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно- ролевых игр.
Задачи: Изучить научно методическую литературу по данной теме. Разработать перспективный план работы с детьми. Обобщить личный опыт об эффективных методах работы по этой теме с детьми дошкольного возраста.
4. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Повышение педагогической компетентности. Раскрытие социально – личностных возможностей каждого ребёнка и определение условий для их проявления и развития. Распространение педагогического опыта.
Начало работы по теме: сентябрь 2018г.
Предполагаемый срок окончания: май 2019г.
5. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ на 2018-2019 учебный год
• Организационно-ознакомительный этап подготовительный (сентябрь – октябрь)
• Основной (ноябрь – март)
• Заключительный (апрель – май)
Организационно-ознакомительный этап
5.1 Планирование работы по самообразованию. (Сентябрь-октябрь 2018г.)
5.2 Подбор и изучение психолога – педагогической, методической литературы
по теме (в течение года)
1. Изучение нормативно – правовых документов.
2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 304 с.
3. Слепцова И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.
4. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М. : Просвещение, 2006. – 112 с.
5. Играют взрослые и дети : из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с. 6. Максаков А. И. Учите, играя : Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2011. – 144 с.
7. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2010. – 160 с
8. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
9. Систематический просмотр определенных телепередач посвященных изучаемой теме.
Основной этап
5.3 Работа с детьми
Формы и методы работы с детьми:
Игры детей могут происходить в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям : физическом, социально-личностном, познавательно-речевом и художественно-эстетическом.
Все центры активности должны быть созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.
В физическом направлении развития детей создается зона двигательной активности. В зоне двигательной активности дети занимаются подвижной игровой деятельностью.
Для социально-личностного направления развития детей создаются центры сюжетно-ролевых игр, мини-музей кукол; центр ряженья, который позволяет изменить свой облик, и позволит наблюдать эти изменения, познавая себя.
В центрах сюжетно-ролевых игр таких, как «Магазин», «Парикмахерская» и т. д. дети играют в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения.
Для художественно-эстетического направления развития детей есть центр творчества, центр музыкально театрализованной деятельности. В этих центрах содержатся образовательные области: художественное творчество, музыка. Интегративная направленность на поддержание и развитие у ребят интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной деятельности, воспитанию эстетических чувств.
В центре искусства дети лепят, рисуют.
В центре музыкально-театрализованной деятельности дети играют на музыкальных инструментах, обыгрывают различные виды театров (настольный, пальчиковый, театр картинок.)
В познавательном, речевом развитии ребенка создается центр речевого развития «Мы познаем мир», «Здравствуй, книжка», центр развивающих игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Интеграция данных центров направлена на развитие познавательной активности детей; приобщению к чтению познавательной и художественной литературы; формирование сенсорных эталонов объектов природного и социального окружения. В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это матрешки с вкладышами, шнуровки, разные виды мозаик.
Работа организуется по двум направлениям:
- проводятся игры-занятия с небольшой группой детей и индивидуально;
- побуждать детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом.
В дидактических играх содержание и правила во многом зависят от воспитательных задач, которые мы ставим перед детьми. Для дидактических игр большое значение имеет:
- наглядность
- сюжет
- слово
Все игры детей развиваются под руководством воспитателя, он знакомит их с окружающей жизнью, обогащает их впечатлениями, оказывает помощь в организации и проведении игр.
5. 4 Работа с родителями:
o Родительское собрание на тему: «Игры и игрушки наших детей» (Октябрь)
o Папка-передвижка: «Воспитание дружеских отношений в игре» (в течении года)
o Анкетирование «Любит ли играть ваш ребёнок?» (Ноябрь)
o Памятка для родителей: «Чему научит игра?» (Декабрь)
o Консультация: «Сколько игрушек и каких важно иметь в игровом уголке?» (Февраль)
o Выставка детских рисунков: «Играя - учимся, играя—познаём!» (Февраль)
o Вечер игр: «Весёлые игры» (Март)
o Спортивное соревнование: «Будем спортом заниматься» (Март)
o Буклет для родителей: «Игры на внимание» (Апрель)
o Неделя игры в детском саду (Май)
5.4 Взаимодействие с педагогами.
o Консультации для педагогов: «Оптимизация игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях» «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
o Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей (в течение года).
o Изучение опытов других воспитателей с использованием статей из журналов и интернет источников. (В течение года)
o Игровой досуг «Увлекательное путешествие в волшебный мир игр»
Заключительный (обобщающий) этап
o Публикации в социальной сети работников образования maam.ru. персональном сайте ns.portal.
o Создать картотеки игр.
o Пополнение атрибутами центров для игр: центры сюжетно-ролевых игр, центр ряженья, центр творчества, центр музыкально театрализованной деятельности и так далее.
o Составление конспектов занятий, развлечений по теме.
o Проект на тему: «Игра как средство развитие речи»
o Отчёт по проделанной работе по плану самообразования на педагогическом совете (май)
6. ПЕРСПЕКТИВЫ НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД
1. Продолжить работу по теме: «Игра – основа социально – личностного развития ребенка» (согласно возрастной группе);
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Изучение нормативно – правовых документов.
2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 304 с.
3. Слепцова И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.
4. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М. : Просвещение, 2006. – 112 с.
5. Играют взрослые и дети : из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с. 6. Максаков А. И. Учите, играя : Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2011. – 144 с.
7. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2010. – 160 с
8. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
9. Систематический просмотр определенных телепередач посвященных изучаемой теме.