Астчик Джулакян
Тренинг для воспитателей «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для воспитателей ДОУ :
«Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель: принятие педагогами своих эмоций и освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения.
Ход проведения тренинга психолога в детском саду
Упражнение «Детский сюрприз»
Назовите ценнейшую детскую поделку.
Публикация «Тренинг для воспитателей „Профилактика эмоционального выгорания педагогов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Психолог. Сегодня мы с вами поговорим на тему: «Профилактика эмоционального выгорания педагога».
Что же такое «синдром эмоционального выгорания»?
Это состояние чрезмерного эмоционального, физического и психического истощения человека, которое обуславливается длительным пребыванием в эмоционально перегруженной ситуации. Основным фактором возникновения данной «болезни» является стресс. А в работе и жизни педагога их более чем достаточно. Поэтому не будем останавливаться на вопросах «почему?» и «зачем?», вернемся к «что делать?». Для начала предложу вам упражнение, которое покажет, каким сферам своей жизни вы отдаете предпочтение, а в каких не реализуете себя.
Разминка. Упражнение «Аплодисменты»
Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
Я попрошу выполнять различные задания тем, кто обладает определенным умением или качеством. Остальные участники в это время аплодируют другим.
Поднимите правую руку, кто любит посещать театр, кино.
Поднимите левую руку, кто знает, что обозначает его имя.
Руки в стороны у кого дома есть домашнее животное.
Руки за голову кто по утрам любит поспать.
Поднимите обе руки, кто занимается физкультурой или спортом.
Закройте руками глаза, кому не хочется ходить на работу.
Наклонитесь вправо, кто любит читать книги.
Наклонитесь влево, у кого глаза карего и голубого цвета.
Опустите голову вниз, кто любит шоколадные конфеты.
Встаньте все те, у кого сегодня хорошее настроение.
Проведение методики «Живой дом»
Цель: диагностика субъективного восприятия клиентом психологического пространства семейных отношений.
Алгоритм работы:
Вступление. Просим письменно или устно перечислить тех людей, с которыми человек проживает вместе под одной крышей.
Основная часть
- На листе изобразите простым карандашом домик, в котором обязательно есть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, труба, двери, порог.
- Присвойте каждой части дома имя конкретного человека, начиная с себя. То есть напишите прямо на рисунке, кто из указанных вами людей может быть крышей, кто - окнами, стенами и т. д.
- Обсудите с клиентом возможные интерпретации работы.
Возможные интерпретации:
- фундамент - главный материальный и духовный «обеспечитель» семьи, тот, на ком все держится;
- стены - человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно;
Окна - будущее, люди, от которых семья чего-то ждёт, на кого возлагает надежды (в норме, когда окна ассоциируют с детьми);
- крыша - человек в семье, который жалеет и оберегает клиента, создаёт чувство безопасности, или клиент хотел бы это от него получать;
чердак - символизирует секретные отношения, а также желание клиента иметь с этим человеком более доверительные отношения. Чердак также может обозначать человека, с которым клиента отношения развивались в прошлом, а на данный момент менее активны;
- труба - человек, от которого клиент получает или хотел бы получать особую опеку, поддержку. Также может трактоваться как символическое обозначение человека, который помогает «выпустить пар», отрегулировать эмоции;
- двери - информационный портал; тот, кто учил выстраивать отношения с миром; тот, у кого клиент учится взаимодействовать с другими людьми;
- порог - человек, с которым клиент связывает возможность коммуникации в будущем.
Выводы. Методика позволяет за достаточно короткое время определить роль для клиента каждого члена семьи, а также понять, какую роль в своей семейной системе он отводит себе.
Упражнение «ЛЕСТНИЦА» (раздаточный материал)
У вас в раздаточном материале нарисована ЛЕСТНИЦА. Это лестница вашей жизни, вашей деятельности, вашей карьеры, вот как вы решите так себе ее и обозначьте. Теперь обозначьте где вы находитесь, здесь в центре, внизу, вверху. Просто ответьте себе на вопрос: Где я нахожусь в данный момент?
Упражнение «Без границ»
Приобретение «синдрома эмоционального выгорания» это частая проблема почти каждого педагога. У педагогов есть такая черта в характере как категоричность, «знание как правильно», и это является риском эмоционального выгорания.
По этому поводу предлагаю вам такой эксперимент.
У каждого участника имеется лист бумаги, на котором нарисованы девять точек. Их необходимо объединить четырьмя линиями, не отрывая руки. В результате этого можно определить, насколько мы можем оторваться от стереотипов и мыслить нетрадиционно.
Метафорическая история «Четвертый тоннель»
Человек конструирует свою реальность через собственные убеждения и выводы, часто десятилетней давности.
Есть очень показательный пример с крысой и тоннелями.
Если мы посадим крысу в лабиринт с четырьмя тоннелями и всегда будем класть сыр в четвертый тоннель, животное скоро научится искать сыр в четвертом тоннеле. Хочешь сыр? Бегом в четвертый тоннель – вот и сыр! Снова хочешь сыра? В четвертый тоннель – получаешь сыр. Через некоторое время великий Бог в белом халате кладет сыр в другой тоннель. Крыса захотела сыр, побежала в четвертый тоннель, а сыра нет. Крыса выбегает. Опять в четвертый тоннель - сыра нет. Выбегает. Через некоторое время крыса перестает бегать в четвертый тоннель и поищет в другом тоннеле.
Разница между крысой и человеком проста – человек будет бегать в четвертый тоннель вечно! Человек поверил в четвертый тоннель. Крысы ни во что не верят, им нужен сыр. А человек, поверив в четвертый тоннель считает правильно бегать туда, есть там сыр или нет. Человеку важнее чувствовать себя правым, чем иметь сыр. И мы будем продолжать ходить по одному и тому же пути, даже если давно не получали сыра и наша жизнь плохо работает. Человек склонен верить в свои «четвертые туннели».
Человек предпочитает быть правым и придерживаться своих убеждений, чем быть счастливым. Мы можем всю жизнь бегать по четвертым тоннелям» чтобы не изменять своим убеждениям и доказывать свою правоту. И это для нас важнее, чем быть счастливым. А великий Бог жизни не забывает переложить сыр.
И вы никогда не будете счастливы, пытаясь получить счастье, если руководствуетесь верой в то, что вы знаете, где находится сыр.
Упражнение «Образы»
Эмоции занимают видное место в развитии профессионального выгорания педагога, что в свою очередь влечет за собой множество соматических заболеваний. Правила: «Представьте, что Вас очень сильно что-то или кто-то раздражает. Попробуйте почувствовать эту злость всем телом. Почувствуйте, где в вашем теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете? (огонь, зуд). Обозначьте эти места алым карандашом на рисунке. Теперь представьте, что вы неожиданно испугались чего-то. Что вас может напугать? Где находится ваш страх? На что он похож? Обозначьте это место синим карандашом на рисунке». Аналогично предложить участникам обозначить фиолетовым карандашом страх.
Обсуждение. Обратите внимание, какие участки тела заштрихованы. Уже доказано, что сильные и постоянные негативные эмоции вызывают те или иные заболевания. В частности гнев, страх, печаль. И посмотрев на ваш фантом, вы можете понять, какие болезни могут грозить вам при частом переживании данных эмоций.