Зарецкова Оксана Викторовна
Тренинг для воспитателей ДОУ в рамках Недели инвалидов «Эмпайтийность к детям с ограниченными возможностями»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для воспитателей ДОУ на неделю инвалидов.
«Эмпайтийность к детям с ограниченными возможностями»
Цель: воспитание гуманного отношения к детям с ограниченными возможностями.
Задачи:
содействовать формированию нравственных установок по отношению к детям с ограниченными возможностями,
повышать эмпатийность к «нетипичным» детям через «проживание» подобного опыта,
Темочки:
познакомить с понятием «толерантность» и его «плодами», ввести его в словарный запас,
стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности.
Реквизиты: ватман, цветные листики, клей, песня «Мы разные», анкета.
1. Приветствие
Анкета для педагогов
Добрый день, уважаемые коллеги!
В связи с предстоящей неделей инвалидов (3 декабря объявлен международным днем инвалида) мы будем говорить о таких понятиях как толерантность, терпимость, уважение, особые дети, дети с ОВЗ и т. д.
Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
И прежде чем перейти к тренингу мне хотелось бы прежде рассказать вам одну притчу.
Притча «Я – инвалид. Как мне быть?»
Однажды, в дверь одинокой женщины кто-то настойчиво постучал. Женщина подошла к двери и открыла ее. На пороге стоял мужчина.
- Добрый день! Не дадите ли вы мне немного денег?
- Почему я должна давать вам деньги? – спросила женщина.
- Хотя бы потому, что у меня нет одной руки.
- Хорошо, я вам дам денег, только вы перенесите кирпичи со двора в дом.
- И как я это сделаю? У меня ведь нет одной руки!
Женщина демонстративно завела одну руку за спину, подошла к кирпичам, лежащим на улице, взяла один и занесла его домой.
Показав на собственном примере как это сделать. Мужик носил кирпичи в дом весь день, а когда выполнил работу и все кирпичи были перенесены, женщина расплатилась с ним.
Прошли годы и в дверь женщины вновь постучали. Когда она открыла дверь, увидела стоящего на пороге незнакомца, в дорогой одежде и сопровождении слуг, позади которых стояли дорогие автомобили. Незнакомец протянул женщине толстую пачку денег и сказал:
- Вот, возьмите, это ваши деньги!
- И за что такое вознаграждение? – спросила женщина.
- Несколько лет назад, именно вы подарили мне веру в себя и свои силы.
Женщина присмотрелась и увидела, что у богатого незнакомца нет одной руки. Она посмотрела ему в глаза, задумчиво улыбнулась и сказала:
- Возьмите эти деньги и отдайте тому, у кого вообще нет рук.
Обсуждение: О чем эта притча?
Итог: в этой притче говорится о том, что к особым людям, детям нужно относиться так же, как и к нормально-развивающимся, чтобы они не чувствовали себя особыми, не такими как все. Именно такой подход позволит им проще адаптироваться к окружающему миру, научит самостоятельности, заложит веру в себя и в свои силы, что особенно важно для дальнейшего развития.
2. Мозговой штурм «Что такое толерантность?»
Реквизиты: ватман, цветные листики, клей
Содержание:
Что же такое толерантность?
Толерантность (от латинского tolerantia – терпение) означает снисходительность к кому- или чему-либо. Это установка на уважительное отношение и принятие (понимание) поведения, убеждений, ценностей других людей, отличающихся от собственных. Толерантность способствует установлению взаимопонимания между людьми.
Синонимами являются терпимость, принятие, терпеливость, снисходительность, либеральность, доброта.
16 ноября международный день толерантности.
Педагогическая толерантность - способность понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. Воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Перед вами дерево, пока «голое».
На листочках, которые я вам сейчас раздам, необходимо будет написать критерии, качества толерантности и приклеить листочки на веточки дерева.
Вот мы и вырастили с вами роскошное «Чудо-дерево» толерантности.
Детям – инвалидам, детям ОВЗ тяжело живется в нашем мире, детей с ОВЗ не принимает общество, детей-инвалидов, даже если они сохранны ожидает много трудностей в нашем мире. Мы могли бы сейчас это почувствовать проиграв ситуации, завязав глаза, руки, но я думаю, что все знают, что жить с недугом очень не просто.
4. Упражнение «Пересадка сердца»
Цель: умение работать в команде, высказывать свою точку зрения
Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на 10 человек и 10 минут, чтобы принять решения, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится, и пациенты могут погибнуть.
Список кандидатов на операцию:
1) Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер спорта международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост.
2) Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей.
3) Священник, 27 лет.
4) Мужчина, 40 лет, отец двоих детей. Бывший сотрудник КГБ, бывший депутат, сейчас бизнесмен.
5) Девочка с ОВЗ, 5 лет, задержка психического развития.
6) Студент, 20 лет, депрессия, две попытки суицида.
7) Мужчина, 48 лет, врач-онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Близок к решению проблемы. Гомосексуалист.
8) Женщина, 25 лет, мать одного ребенка, ВИЧ - инфицирована.
9) Женщина, 30 лет, танцовщица.
10) Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болеет диабетом.
Обсуждение:
- Легко ли было принимать решение?
- Что повлияло на принятие решения?
- В чем вы видите смысл упражнения?
Итог:
При выборе кандидата на операцию вы руководствовались разными аргументами. Было видно, что вы старались быть справедливыми. И все-таки, может быть, невольно вы поставили «оценку» каждому человеку. А ведь врачи не имеют права ставить моральные оценки. Они руководствуются другим. Их выбор в данном случае будет основан на совместимости донорского органа и реципиента.
Принятие решения должно быть основано на объективных фактах, а не социальных оценках.
Также бывает и в жизни. Мы хотим быть справедливыми и при этом забываем, что не вправе судить других людей. Когда мы принимаем решение, мы не должны принимать на себя роль судьи. Решения всегда лучше принимать, исходя из объективных обстоятельств, оставаясь терпимыми и толерантными к разным людям – агрессивным и спокойным, с ОВЗ и нормально-развивающимся, общительным и замкнутым.
5. Рефлексия.
Нам нужно в нашем окружении быть терпимыми к детям с ограниченными возможностями здоровья. Каждый из нас должен постараться сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи, поменять свое отношение к детям с ограниченными возможностями.
Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии способствует формированию у «нормы» гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные дети» учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества.
песня «Мы разные»