Приложение МААМ

Тренинг для воспитателей детского сада «Трудности режимных моментов»

Корьяк Татьяна Борисовна
Тренинг для воспитателей детского сада «Трудности режимных моментов»
▼ Скачать + Заказать документы

Эта тема является актуальной для наших детских садов, потому что все еще прослеживается тенденция к жесткой регламентации поведения ребенка в такие режимные моменты, как кормление, переодевание, укладывание спать, туалет. Особенно это касается совсем маленьких детей, которые еще не владеют навыками самообслуживания. Необходимость соблюдения режима часто побуждает педагогов к авторитарному стилю взаимодействия с детьми, навязыванию своей воли.

Публикация «Тренинг для воспитателей детского сада „Трудности режимных моментов“» размещена в разделах

Как помочь педагогу ДОУ организовать личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком во время проведения различных режимных моментов? Этой проблеме посвящен данный тренинг.

Организаторы тренинга : заведующий, методист, психолог.

Участники – педагоги групп раннего возраста, родители.

Ведущим может быть методист или психолог.

Ход проведения тренинга для воспитателей групп раннего возраста детского сада

1-й этап. Выявление трудностей в режимных моментах и их причины

Псиолог предлагает участникам группы определить проблемы, с которыми они сталкиваются при проведении режимных процедур с маленькими детьми. Все высказывания он записывает на доске или на бумаге, группируя их по видам режимных моментов. Это могут быть:

- в ситуации кормления: ребенок отказывается от приема пищи или какого-либо ее вида; ребенок не хочет пользоваться прибором; ребенок играется во время еды и тому подобное;

- в ситуации переодевания: ребенок не любит переодеваться, плачет; ребенок сопротивляется, снимает шапку, отталкивает взрослого; ребенок капризничает, требует другую одежду и прочее;

- в ситуации укладывания спать: ребенок отказывается ложиться в кровать, капризничает; ребенок долго не засыпает, зовет маму, требует играть, читать; ребенок тяжело засыпает и тяжело просыпается; ребенок рано просыпается и мешает другим детям и тому подобное;

- при осуществлении туалета: ребенок отказывается садиться на горшок; ребенок не просится на горшок; ребенок не любит умываться, причесываться, чистить зубы и тому подобное.

На заметку психологу. Если группе сложно выявлять и формулировать проблемные ситуации, ведущий должен дополнить перечень выделенных трудностей так, чтобы были охвачены все режимные моменты.

Затем ведущий предлагает группе выбрать несколько типичных проблемных ситуаций от каждого режимного момента (кормления, переодевания и тому подобное) и обсудить причины, по которым они могут возникнуть. Как пример рассмотрим ситуацию «ребенок не любит умываться». Ведущий делит доску (или лист бумаги) на две части и слева выписывает интерпретацию причины трудностей, которые возникли.

В левой колонке могут оказаться такие высказывания, как:

- ребенок избалованный в семье, его не приучили к дисциплине;

- у ребенка непокорный характер;

- ребенок «капризничает»;

- ребенок боится воды;

- никто из детей не любит умываться, их нужно к этому приучать;

- ребенок капризничает и сопротивляется, потому что хочет привлечь к себе внимание взрослого и тому подобное.

Затем ведущий предлагает группе описать чувства и переживания ребенка во время проведения данного режимного момента и записывает высказывания в правой колонке.

На заметку психологу. Заполнение правой колонки может вызвать затруднения у участников тренинга. Задача ведущего – помочь участникам группы встать в позицию ребенка и увидеть психологический смысл возникшей проблемы.

В результате в правой колонке могут оказаться следующие высказывания:

- ребенку неприятно ощущение холодной воды, попадание воды за шиворот;

- ребенку больно от попадания мыла в глаза или в нос;

- ребенку трудно дышать в процессе умывания;

- ребенка раздражает неделикатные прикосновения к лицу, резкие движения руки взрослого.

Ведущий подводит участников группы к пониманию того, что нежелание ребенка умываться мотивировано его негативными переживаниями, с которыми ему трудно справиться и которые он не может выразить словами. Эти естественные переживания не являются следствием «распущенности», «вредности», недисциплинированности ребенка, а служат сигналами взрослому о дискомфорте, эмоциональном неблагополучии, которое ребенок чувствует. Аналогичным образом анализируются проблемные ситуации, возникающие при проведении других режимных процедур.

На заметку психологу. Стоит иметь в виду, что отказ ребенка от выполнения любых режимных процедур чаще всего связан с сопутствующими негативными ощущениями (холодный горшок, неудобная поза, необычно твердая пища, неудобная одежда и т. п) и переживаниями, вызванными неделикатным обращением взрослого (подавлением стремления к самостоятельности, прерыванием интересных занятий, и тому подобное).

Затем перед группой ставится задача поиска способов разрешения проблем, стоящих.

2-й этап. Анализ способов решения проблем, которые возникли

Ведущий предлагает участникам тренинга перечислить возможные способы решения сложных ситуаций и при осуществлении режимных моментов, привлекая не только собственный опыт, но и опыт своих родственников, знакомых, примеры из литературы по воспитанию детей раннего возраста, записывает высказывания на доске.

Затем ведущий предлагает оценить эффективность каждого из предложенных способов с точки зрения удобства взрослого и с точки зрения переживаний ребенка.

На заметку психологу. Среди способов, которые не приводились, могут оказаться как авторитарные, так и личностно-ориентировочные. Если группе сложно выделить личностно-ориентированные способы решения проблем, связанных с режимными моментами, ведущий дополняет перечень так, чтобы в него были включены такие способы, как:

- включение режимной процедуры в игру;

- переключение внимания ребенка;

- предоставление права выбора (еды, одежды и тому подобное);

- поощрение самостоятельности ребенка;

- слежение за темпом его действий;

- ласковые уговоры и тому подобное.

Следует подвести участников группы к пониманию того, что такие способы, как принуждение, угроза, запрет, наказание, могут оказаться эффективными с точки зрения взрослого, однако с точки зрения переживаний ребенка, все они вызывают эмоциональный дискомфорт, обиду, испуг, недоверие взрослому.

Такие способы, как включение режимной процедуры в игру, переключение внимания ребенка, предоставление ему права выбора (еды, одежды и т. п, поощрение самостоятельности ребенка, слежение за темпом его действий, ласковые уговоры и тому подобное требуют от взрослого особых усилий, терпения и творческого подхода.

Они позволяют ребенку испытывать положительные эмоции, чувство уверенности, доверия взрослому, способствуют развитию самостоятельности.

Затем ведущий ставит перед группой вопрос: как организовать проведение режимной процедуры, учитывая переживания ребенка, не вызывая его сопротивления и не нанося ему эмоционального ущерба?

3-й этап. Обучение приемов личностно-ориентированного взаимодействия

На этом этапе ведущий, ориентируясь на возрастной состав воспитанников детского сада, а также на уровень подготовки педагогов и родителей, организует занятия, направленные на обучение приемам личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком в процессе проведения режимных моментов.

Они могут включать лекционную часть, совместное обсуждение, разыгрывание заранее разработанных сценариев по организации кормления, переодевания, укладывания спать, приучение к навыкам опрятности и самообслуживания детей разного возраста.

На заметку психологу. Важно обратить внимание группы на то, что характер взаимодействия с ребенком в процессе режимных моментов уже с первых дней жизни влияют на личностное развитие и его психическое здоровье.

По мере необходимости ведущий рассказывает о возможных негативных последствиях принудительных способов кормления, купания, крепкого пеленания (нарушение сна).

Публикации по теме:

«Организация режимных моментов в ДОУ». Консультация для педагогов ДОУ«Организация режимных моментов в ДОУ». Консультация для педагогов ДОУ Приводя малышей в детский сад, родители первым делом слышат слова «режим», «распорядок». Некоторых, особенно неопытных, пап и мам эти.

Планирование режимных моментов «Алгоритм дня» в старшей группеПланирование режимных моментов «Алгоритм дня» в старшей группе Цель: Создание благоприятного психологического климата в группе. Утро, прием детей, встреча с родителями. Индивидуальные беседы с каждым.

Конспект занятия на закрепление режимных моментов в первой младшей группе «В гостях у куклы Кати»Конспект занятия на закрепление режимных моментов в первой младшей группе «В гостях у куклы Кати» Достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: 1.

Консультация для воспитателей «Прогулка — один из важнейших режимных моментов в детском саду»Консультация для воспитателей «Прогулка — один из важнейших режимных моментов в детском саду» Прогулка – это один из важнейших режимных моментов в детском саду. В группе дети немного ограничены в движение. Только во время прогулки.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 1 Эта консультация будет полезна молодым педагогам. Неумолимая статистика констатирует нам тот факт, что за последние годы педагогический.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 2 1 слайд: Продолжаю тему особенностей организации режимных моментов в младших группах. Теперь хочу предложить рассмотреть модель организации.

Использование авторских рифмовок при организации режимных моментов с детьми дошкольного возрастаИспользование авторских рифмовок при организации режимных моментов с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Каждый воспитатель использует в своей работе с детьми стихотворный материал. Это очень помогает настроить детей на нужный.

Организация режимных моментов в детском саду во второй младшей группе Режимный момент, Время Приход детей в детский сад, самостоятельная деятельность, игры. (7.00-8.20) ЦЕЛЬ: Создать ребенку хорошее настроение.

План проведения режимных моментов на зимние каникулы (средняя группа) План проведения новогодних каникул в средней группе 25.12.2017 «Зимняя сказка» Задачи: создание эмоционально положительного настроения,.

Тематическое планирование режимных моментов (младшая возрастная группа) Тематическое планирование режимных моментов (младшая возрастная группа) 1. Тема: «Наша группа и наши игрушки» Цель: Формирование у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для воспитателей детского сада «Трудности режимных моментов»
Опубликовано: 9 июня 2021 в 21:39
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг для воспитателей детского сада «Трудности режимных моментов»» (включая файлы) размещена пользователем Корьяк Татьяна Борисовна (УИ 1884879) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД