Оксана Аникина
Тренинг для педработников детского сада «Познай себя. Развитие эмоционального интеллекта»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг : «Познай себя. Развитие эмоционального интеллекта»
Цель:развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных навыков педагогов (эмпатии, рефлексии, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу, развития эмоциональной готовности педагога к инновациям в системе образования.
План:
1. Приветствие.
2. Правила работы
3. Теоретическая часть
4. Тест на эмпатию.
Публикация «Тренинг для педработников детского сада „Познай себя, Развитие эмоционального интеллекта“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
5. Практические упражнения.
6. Рефлексия. Заполнение анкеты-обратной связи.
1. Приветствие.
Добрый день уважаемые коллеги. Я рада вас приветствовать. Сейчас мы поприветствуем друг друга любым доступным способом!
2. Правила работы.
Принцип «здесь и теперь» –говорим о том, что чувствуем и думаем в настоящий момент, и обсуждаем то, что происходит с членами группы.
Высказывания от своего лица.
Искренность в общении – говорим то, что чувствуем, если нет желания говорить о чем-то, то не говорим.
Конфиденциальность – все, что происходит во время занятий, не выносим за пределы.
Недопустимость оценок другого человека.
Обсуждение какого-либо вопроса участников группы должно занимать не более 3-х мин., ведущий и группа имеют право прервать выступающего.
3. Теоретическая часть.
Как вы уже поняли сегодня мы будем говорить об эмоциональном интеллекте.
Эмоциональный интеллект (EQ) – это в первую очередь, наша способность разбираться в себе, правильно распознавать свои эмоции (что со мной сейчас происходит?что я чувствую? –ага, я злюсь).Понимать, что их вызывает («из-за чего я злюсь? О чем моя злость?»). И умение управлять собой, действуя себе на пользу («как мне прожить мою злость безопасно для себя и окружающих – при этом не игнорируя и не загоняя ее глубоко внутрь).Это называется «саморегуляция».
Эмоциональный интеллект «отвечает» за:
• Наше умение находить общий язык с себе подобным, поддерживать взаимовыгодные отношения и чувствовать себя свободно в общении.
• Понимать не только себя, но и других людей, понимать,что они чувствуют, к чему стремятся, чего хотят, учитывать это и позитивно на них влиять. Договариваться, проявлять сочувствие и гибко адаптироваться к окружающей ситуации.
4. Тест на эмпатию. (см. слайды) Тест на эмпатию – важную составляющую эмоционального интеллекта. Смотрим на экран.
1. Представьте, что каждая из фигур испытывает чувства. Какая это?
2. Представьте что линии испытывают чувства. каая из них спокойная и расслабленная?
3. Квадрат Дмитрий может перемещаться по комнате и изменяться в размерах. В какой из трех ситуаций Дмитрий напуган?
4. Когда Людмила разговаривает по телефону. Онарисует каракули на бумажке. Как вы думаете, какие каракули нарисовала Людмила во время спокойного разговора?
5. Буква «Б» принимвет форму своих эмоций. В каком варианте она чувствует уверенность?
5. Практические упражнения.
А сегодня хочу рассказать вам об упражнениях, которые я нашла для развития Эмоционального интеллекта. Способность правильно распознавать свои эмоции и управлять ими – залог и профессионального успеха и счастливой жизни. Поэтому важно развивать эмоциональный интеллект, а начинать нужно с раннего возраста.
Психолог В. Шиманская предлагает 6 упражнений, которые будут полезны не только для вас, но и для ваших детей.
Эмоциональный интеллект – основа позитивного мышления, фундамент успешной жизни и личного счастья. Понимание эмоций, способность распознавать чувства, намерения и мотивацию окружающих открывает больше возможностей, не позволяет опустить руки в сложной ситуации.
Первое с чего я хочу начать -это с «Эмоцинальный словарь». (см. слайды)
Вот мы повторили, но настроений на самом деле намного больше. Такие как воодушевление,восторг, ужас, раздражение, уныние, недовольствл, тревога, воодушевление, страсть и т. д.
К основным относятся:
• Страх
• Гнев
• Отвращение
• Печаль
• Радость
• интерес
«Коробочка эмоций».
Полезно в воображении создать свою коробочку счастья.»Сложите» в нее все, что ассоциирутся у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции.
Пример: Зрение: счастливая улыбка ребенка
Слух: шум морской волны.
Вкус: сладкая клубника
Обоняние: ароматы леса после дожля
Осязание: обьятия любимого человека.
«Язык эмоций»
Он поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с детьми станет основой взаимопонимания. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую, потому что…и я хотел бы….»
На примере общения с ребенком эта формула может звучать так: «Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберемся».
«Что я чувствую сегодня»
Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирает эмоцию сегодняшнего дня. Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство).Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.
«Эмоциональный фотоальбом – путешествие»
Интересно фотографировать не только в стиле «я и достопримечательности».Попробуйте делать эмоциональные фотографии : «О башня, не падает!».
Распечатайте, перемешайте и составьте новую историю вашей поездки.
«Эмоции в красках»
Можно сделать свою галерею эмоций, где каждая картина – эта эмоция, выраженная теми красками и композицией, которую выбирает ребенок. Очень здорово рисовать одновременно и сравнивать, какими у вас получилось радость, грусть, злость.
«Компас эмоций»
Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно продолжать.
Загадывающий игрок придумывает слово-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию, вызывает у игрока заданная ситуация.
Техника «Выбрасываем злость, негатив».
Подготовленные карточки с черными тучками предлагается каждому участнику сложить в специальный мешочек, побуждая обсуждать свои чувства. Предварительно договорившись, что вы складываете ваши злость, обиду и другие негативные эмоции в этот мешочек и выбрасываете.
Не забываем про чтение книг и хорошую музыку.
Это неустаревщие ресурсы для познания себя, окружающих и всего мира.
Помните если в коробку положить алмаз – она станет шкатулкой. Если в коробку положить огрызок – она станет урной. Мы то, что вкладываем в свою голову,сердце, душу.
6. Рефлексия.