Людмила Макаревич
Тренинг для педагогов «Учимся радоваться жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2»
Изобильненского городского округа Ставропольского края
ТРЕНИНГ
для педагогов
на тему: «Учимся радоваться жизни»
педагог-психолог :
Макаревич Л. К.
г. Изобильный
2018 г.
Цель: профилактика психического здоровья, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Задачи:
• Сформировать у педагогов умение радоваться жизни, находить хорошее в каждом дне;
Публикация «Тренинг для педагогов „Учимся радоваться жизни“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
• Способствовать определению своего отношения к профессии, вычленение проблемности в распределении психической энергии.
• Стимулировать анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью;
• Создать условия для анализа собственных источников негативных переживаний на работе, выявления ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста;
• Активизировать приемы снятия напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, оказать психологическую поддержку.
Ход тренинга:
- Добрый день, Уважаемые коллеги!
Я приветствую вас в нашем детском саду!
- Вы все наверное слышали такое высказывание «Здоровый педагог - здоровый ребенок». Здоровье детей во многом зависит от нашего с вами здоровья.
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В связи с модернизацией системы дошкольного образования повышаются требования к личности педагога : приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии, инновации. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения. Все это приводит к тому, что проблема сохранения психологического благополучия педагога в образовательных учреждениях становится особенно острой.
- Человеку дана только одна жизнь. Она должна быть долгой, счастливой, радостной и интересной. Многие люди не осознают, что в значительной степени от них зависит счастье построенной жизни. Надо ценить каждый наступающий и прожитый день. Побеждать тревогу, плохое настроение, страх, тоску, неверие в себя, сомнения. Стремиться к тому, чтобы быть выносливым, целенаправленным, оптимистичным, жизнерадостным и смелым, уверенным в себе.
Сегодня мы выполним с вами несколько тренинговых упражнений, которые направлены на профилактику психического здоровья.
1. Упражнение «Поза Наполеона»
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Резюме ведущего: Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.
2. Упражнение «Лестница»
Цель: осознание себя как личности, находящейся в определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности. Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается ее внимательно рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:
• Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?
• Устраивает ли Вас Ваше местонахождение на лестнице?
• Что мешает Вам находиться наверху?
• Вы в силах устранить причины, которые мешают Вам двигаться вверх?
Резюме:
Самооценка влияет на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества, как инициативность, предприимчивость. Низкая самооценка характеризует человека робкого, неуверенного в принятии решений.
Основным признаком низкой самооценки является то, что человек думает плохо только о себе, но не о других, считает себя плохим, а других – хорошими. Психологически зрелый человек обладает чувством собственного достоинства – он уважает и любит себя, доверяет себе, независимо от того, какие поступки, хорошие или плохие, он совершает. Он принимает себя таким, каков он есть.
3. Упражнение «Распредели по порядку»
Цель: Донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я». Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:
- дети
- работа
- муж
- Я
- друзья, родственники
Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:
1. – Я
2. – Муж
3. – Дети
4. – Работа
5. – Друзья, родственники.
Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.
4. Упражнение «Порой я балую себя»
Цель: познакомить с приемами снятия нервного напряжения, описанными Меделин Беркли Ален
Инструкция: вспомните и составьте список 10 дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя. Напишите, как вы балуете себя.
Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе.
Обсуждение: участники высказываются в свободной форме о том, какие способы побаловать себя им больше всего понравились. Объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.
Ученые не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессовый плен». Что, к примеру, рекомендуют австралийские специалисты, мы дарим вам как памятку.
5. Упражнение «Плохо – хорошо»
Цель: убедить педагогов, что даже из неприятной ситуации можно извлечь полезную выгоду для себя.
Психолог: Жизнь состоит из черных и белых полос. Бывают трудные жизненные ситуации, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности (ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах, а также пример тому герой романа Даниеля Дефо «Робинзон Крузо», который остался один на необитаемом острове).
Зло
Зло Добро
Я заброшен судьбой на мрачный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам
Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе Но зато я выделен из всего нашего экипажа, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти. Может спасти меня и от моего безотрадного положения
Я отдален от всего человечества; я отшельник, изгнанный из общества людей Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться.
Я беззащитен против нападения людей и зверей. Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если бы меня выбросило на Африканский берег?
Мне не с кем перемолвиться, словом и некому утешить меня. Но бог чудесно пригнал наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих текущих потребностей, но и получил возможность добывать себе пропитание до конца моих дней.
У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать свое тело. Но я живу в жарком климате, где можно обойтись и без одежды.
Ход упражнения:
Педагогам предлагается любая малоприятная ситуация: например, вы идете на работу, и пошел дождь; предательство лучшей подруги; травма ребенка на прогулке.
Самый лучший пример – героиня произведения «Унесенные ветром» - Скарлетт. В самые тяжелые жизненные моменты она всегда говорила себе: «Я не буду думать об этом сегодня – я подумаю об этом завтра». Действительно утром приходит всегда хорошее, разумное решение. Недаром русская пословица гласит «Утро вечера мудренее».
Но если вы не нашли хорошего мудрого решения сами, то это не значит, что его не знает никто.
6. Психолог:
Я желаю вам всем удачи. Живите с улыбкой и никогда с ней не расставайтесь. Улыбайтесь друг другу! Пусть вам всегда и во всем будет хорошо! Да сбудутся ваши желания и мечты!