Крюкова Ирина Владимировна
Тренинг для педагогов «Мы вместе!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: снятие эмоционального и мышечного напряжения; сплочение педагогического коллектива, профилактика профессионального сгорания, межличностных и профессиональных конфликтов.
Время проведения: 1 – 1,5 часа
Оборудование: музыкальное сопровождение, фотоаппарат, мяч, зеркало, клубок ниток.
Ход тренинга:
I. Мотивационный блок
- Хочу начать с одной притчи, сочиненной одним сказкотерапевтом.
Публикация «Тренинг для педагогов „Мы вместе!“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинг на сплочение коллектива
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Одна молодая женщина, очень много времени отдавала своей работе. Она выполняла ее быстро и качественно, но при этом сетовала на то, что не успевает сделать за день все, что намечает. Услышал ее жалобы старец, проходивший мимо, и сказал:
- А ты, милая, пойдем-ка со мной в дальний путь – может я смогу тебе помочь решить твою проблему. Но прежде сделай те свои дела, без завершения которых нельзя двинуться в путь. Как сделаешь – позови меня.
Женщина подумала совсем немного и ответила:
- Я уже готова.
- Всем добрый день! Да, действительно, всех дел не переделать. Впереди еще половина рабочего дня и много домашних хлопот. Но, несмотря на это, Вы смогли найти время для нашего общения и мы рады приветствовать Вас в нашем уютном кабинете психологической разгрузки. Сегодня мы будем говорить о Вас и Ваших коллегах, а тема сегодняшнего тренинга звучит так : «Мы вместе!». Итак, мы начинаем.
II. Приветствие, знакомство
Упражнение «Знакомьтесь: Ха-хи-ха!» (мяч)
- Любой тренинг начинается со знакомства и приветствия членов группы. Как правило, участники подобных мероприятий могут представляться кем и как угодно. И сегодня у каждого из Вас есть такая возможность.
Представьтесь, пожалуйста, заменив все согласные буквы в Вашем имени на букву Х. Произнесите его громко, по слогам, стараясь выдыхать воздух на каждом слоге.
Ш. Основанная часть
Упражнение - разминка «Это я, это я — посмотрите на меня!»
• У кого зеленые глаза;
• Кто любит рано вставать;
• Кто разводит цветы;
• Кто вяжет или шьет;
• Кто печет пироги;
• Кто уже что-то посадил на своем огороде;
• Кто уже составил план своего летнего отдыха;
• Кто уже начал ремонт в доме;
• Кто рад сегодняшней нашей встрече.
- Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение. А для этого достаточно вспомнить то, за что можно себя похвалить или сказать, глядя на себя в зеркало, простую фразу: «Я самая обаятельная и привлекательная!» (по кругу).
Упражнение «Я самая обаятельная и привлекательная!»
- Глядя в зеркало, произнесите данную фразу с предложенной вам (на листочках) интонацией (с восторгом, с легкой иронией, спокойно, удивленно, со строгостью, с трепетом, по-детски, с восхищением, с уважением, с нежностью, с убеждением, критично, ласково, весело, игриво). Зеркало передаем по кругу.
Вариант: каждый участник должен рассказать о себе, начиная со слов «Какая я молодец!»
Упражнение-кричалка «Я очень хороший!»
- Давайте закрепим позитивное представление о себе с помощью общей кричалки. Участники тренинга все вместе повторяют за ведущим слова (по одному слову) кричалки с разной силой голоса: шепотом, нормальным голосом и громко (криком).
Выглядит это, примерно, так:
я – Я – Яочень – ОЧЕНЬ – ОЧЕНЬ хороший – ХОРОШИЙ – ХОРОШИЙ!
Упражнение «Я знаю лучшее в тебе» (по принципу «Угадайки»)
- Конечно же, каждый из нас не мыслит себя на рабочем месте без тех, кто также, как и Вы, готовится к занятиям, сочувствует и помогает Вам. Без них не обойтись ни на МО, ни на педсовете, ни при аттестации. Вместе с ними на переменке мы пьем чай и обсуждаем последние новости.
Это наши коллеги. Давайте расскажем о них, тем более это прекрасный случай озвучить самое ценное и прекрасное в каждом из нас, поскольку в нашей жизни не так уж много моментов, когда говорят об этом просто так, без повода.
Упражнение для релаксации «Воздушный шарик»
- В знак признательности подарим друг другу шарик.
- Сидя на стульях (пуфиках) под медленный счет ведущего (1,2,3,4,5) мы надуваемся, как воздушный шар (пантомима). На счет 5 мы чувствуем, что воздуха в нас уже достаточно, еще немного – и мы лопнем (пантомима). Завязываем нить, но она рвется… Под счет 5,4,3,2,1 мы выпускаем воздух, используя пространство вокруг себя (как шарик, и на счет 1 приземляемся на пол или стул (каждая часть тела должна найти опору). Повторяем то же самое еще раз.
Упражнение «Мы с тобой похожи»
- А вы не задумывались над тем, почему Мы вместе, почему каждый из Вас выбрал профессию учителя, почему у нас с вами общие на всех заботы? Наверно потому, что МЫ похожи. А в чем именно, узнаем с помощью следующей игры.
Один участник выходит в центр круга и выбирает себе пару по сходному признаку (в одежде, интересах, мнениях и т. д.) : «Елена, Николаевна, мы с тобой похожи тем, что…». После чего 1-й участник садится на место 2-го, а 2-й продолжает игру.
Упражнение «И ты пойдешь с нами в поход!»
- Да, мы похожи, но, несмотря на эти сходства, в нас много своего - индивидуального, что делает нас неповторимыми и уникальными. И именно это заставляет нас проявлять интерес к друг другу, поддерживает желание быть вместе – в одной команде, в составе которой хоть на край света. И вы сейчас сами в этом убедитесь.
Итак, мы отправляемся в поход. Каждому из Вас надо очень хорошо подумать, что можно взять с собой. Только в случае правильного выбора Вы пойдете с нами. Итак, начинаем собираться.
Я возьму лежак – и пойду с вами в поход! (Просьба к тем, кто знает смысл игры, повременить с подсказкой).
Участники по кругу называют предмет, который они хотели бы взять с собой. Как правило, называют самое необходимое для похода. Но ведущий, как организатор, берет только тех (внимание, суть игры заключается именно в этом, чей предмет начинается с той же буквы, что и имя его хозяина. После каждого высказывания ведущий объявляет о своем решении: «Татьяна, поздравляю Вас, Вы идете с нами в поход!» или «Светлана, увы, Вы не идете с нами в поход». Интрига должна сохраняться в течение некоторого времени (3-4 круга, может, больше). За это время большинство участников должны догадаться, почему, например, Светлане можно брать спички, сумку, сахар и т. д., а Ольге – нельзя. Кто догадается первым (он станет помощником ведущего, должен молчать, т. е. не раскрывать тайны происходящего, а продолжать игру.
Упражнение на релаксацию «Мне хорошо»
- Пришла пора отдохнуть.
Звучит релаксационная музыка. Психолог говорит:
«Закройте глаза, расслабьтесь. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох (повторить несколько раз). Прислушайтесь к музыке и постарайтесь представить, что находитесь в дорогих вашей памяти местах…
Вот Вы на берегу тихой лесной речки. Светит солнце, легкий ветерок ласкает вас своим прикосновением. Кругом тишина и покой… Волна набегает на берег, солнечные блики заигрывают с вами. В прозрачной воде у берега резвятся мелкие рыбешки…Не отрываясь, вы смотрите на воду и вспоминаете свое детство.
А вот сейчас перед вами солнечная поляна, усеянная белыми цветами… Со всех сторон поляна окружена могучими дубами, березами и кленами. В их густых зеленых кронах весело щебечут птицы. Шмели и пчелы с гудением перелетают с цветка на цветок. Где-то недалеко журчит ручеек.
Под эти чарующие звуки вы все больше погружаетесь в приятное состояние полного покоя. Вы расслабляетесь и успокаиваетесь. Вы отвлекаетесь от всего, что вас волнует и тревожит. Все ваши мышцы приятно расслаблены и отдыхают…
А сейчас откройте глаза и потянитесь. Хорошо потянитесь. Сделайте глубокий вдох и выдох».
IV. Рефлексия
Упражнение «Ниточки благодарности»
- Рабочий день позади, еще немного – и Вы будете дома, там, где Вас ждут родные, где Вы будете вспоминать и рассказывать о впечатлениях прожитого дня. Чтобы от этой и многих ежедневных встреч у нас оставались самые теплые воспоминания, не забудем поблагодарить друг друга.
- Я думаю, наша благодарность, будет такой же бесконечной, как эта нить в этом замечательном ярком клубке под названием КОЛЛЕКТИВ.
Участники тренинга передают друг другу (закрепляя ниточку на пальцах) клубок с отзывами об увиденном, с пожеланиями и благодарностью за интересно проведенное время. В итоге должна получиться паутинка. Как только все присутствующие выскажутся (клубок должен вернуться к тому, кто начал первым вить паутинку, ведущий разрезает нить и обращается к участникам с просьбой взять с собой на память часть этой паутинки, как напоминание об этой приятной встрече.
Упражнение-кричалка «Мы очень хорошие»
Фото на память!
Литература
1. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.
2. Воробьева, Е. Двигательные игры – разминки // Школьный психолог. – 2005. – № 18. – С. 28 – 32.
3. Изард, К. Эмоции человека. – СПб., 1999.
4. Кочубей, Б. И. Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М., 1998.
5. Практикум по арт-терапии / Под ред. Копытина А. И. – СПб. : Питер, 2000.
6. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Пер. с нем. / Практическое пособие для педагогов и психологов. – М., 2002.