Галина Васильева
Тренинг для педагогов «Мы все разные»
Тема. "Мы все разные"
Цель. Сплочение коллектива, обучение активному стилю общения, гармонизация внутреннего состояния.
Задачи:
• Показать наличие различных точек зрения на одну и ту же проблему;
• Развивать умение слушать своего собеседника и уважать его мнение
Материалы: тексты сказок «Машина времени», «Два озера», текст притчи «О слепцах и слоне», альбомные листы, фломастеры, картины озёр голубого и синего цвета.
Музыкальное сопровождение. Релаксационная музыка.
Ход тренинга.
1. Приветствие друг другу "Упражнение "Хип-хоп".
Публикация «Тренинг для педагогов „Мы все разные“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
При слове "Хип" назвать имя соседа слева, при слове "Хоп" - соседа справа. Я начинаю.
2. Сказка "Машина времени"
У каждого жителя одной волшебной страны была машина времени. Но все ею пользовались по-разному. Одни путешествовали в прошлое: им нравилось только вспоминать, и они совсем не думая о том, что их ждет. Другие путешествовали только в будущее: им не хотелось вспоминать то, что было, а настоящее им не нравилось. Но были в той стране и люди, которые жили настоящим. Жил в той стране мальчик по имени Тим. Однажды Тим пробрался в гараж, смазал все рычаги машины времени и оказался в будущем. Через несколько дней мальчик вернулся и рассказал о том прекрасном и загадочном, что там увидел. Его рассказы заинтересовали многих жителей страны, и они решили отправиться туда, где еще не были.
Но рычаги машины двигались только в одну сторону: так, как они привыкли. Почти все жители смирились с этим и продолжали путешествовать, как прежде, и лишь упорство некоторых достигло цели: люди смогли сами выбирать время и место, где им хотелось бы побывать.
Представьте, что мы оказались в сказке и отправляемся в путешествие на машине времени. Подумайте о том прекрасном, что у вас было в прошлом, есть в настоящем и ожидает в будущем. Поделимся своими ощущениями друг с другом.
3. Игра "Карусель"
Педагоги встают в два круга - внешний и внутренний - лицом друг к другу. По сигналу рассказываем о лучших моментах своего прошлого, настоящего или будущего. При повторном сигнале, внешний круг делает шаг вправо, и игра продолжается (всего три хода). Каждый сможет высказаться о своём прошлом, настоящем и будущем.
4. Сказка "Два озера"
Педагогам предлагаю рассмотреть картины озер. Одно - голубого цвета, другое - синего:
- Есть на свете два озера - оба глубокие и загадочные. В одном из них вода всегда светлая
и теплая, в другом - темная и холодная. Человек может попасть в любое из них по собственной воле или по воле обстоятельств. Но в каком бы озере человек ни оказался, через некоторое время он устает плыть. Человек начинает захлебываться, искать опору и, не найдя ее, может утонуть. Тогда будет не важно, в каком из озер - светлом или темном - это произошло.
Но часто бывает так: когда практически не остается никакой надежды, появляется лодка. Теперь человек может решить, что делать дальше: сесть в нее и добраться до берега, или плыть на ней туда, где мелко, или еще немного поплавать в озере.
Как вы думаете, что же означают эти два озера и спасательная лодка?.
Как вы думаете, что могут означать эти два озера, спасательная лодка? (Светлое - радость, счастье и т. д. Тёмное - грусть, печаль, тревога. Лодка - сам человек, который выбирает, какие чувства ему испытывать)
5. Упражнение "Причины наших чувств"
Возьмите бумагу и карандаши, нарисуйте два озера - голубое и синее. Подумайте, в каком озере вам хотелось бы искупаться? Если хорошенько приглядеться, то на дне этих озё р можно разглядеть причины наших чувств и настроений: на дне Тёмного озера можно разглядеть то, что нас расстраивает, а на дне светлого - то, что нас радует. Мысленно "войдите" в Тёмное озеро и посмотрите на причины вашего плохого настроения. Теперь "войдите" в Светлое озеро и "достаньте" со дна причины позитивных чувств (запишите на листиках).
Кто желает высказаться?
6. Рисование "Домик из кубиков"
Предлагаю выйти двум педагогам и построить дом из кубиков. Сейчас каждый из присутствующих нарисует ту часть дома, которая видна лучше всего.
Покажите свои рисунки. "Как же так получилось, что все мы рисовали один и тот же домик, а рисунки у всех разные?"
7. Притча "О слепцах и слоне"
Отдохните и послушайте притчу.
За горами был расположен большой город. Все его жители были слепыми. Однажды какой-то чужеземный король со своим войском расположился лагерем в пустыне неподалеку от города. В королевском войске был огромный боевой слон, прославивший себя во многих битвах. Одним своим видом он повергал врагов в трепет. Жителям города не терпелось узнать, что же такое слон, и несколько слепых горожан побежали, как безумные, чтобы разузнать о нем.
Не имея никакого понятия о том, какими бывают слоны, они принялись ощупывать его со всех сторон. Каждый из них, ощупав какую-нибудь его часть, решил, что теперь он кое-что знает о слоне. Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых сограждан. Пребывая в глубоком неведении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто сам заблуждался. Люди спрашивали о форме и размерах слона, выслушивали объяснения.
Человек, трогавший ухо слона, сказал:
- Слон - это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер.
Но тот, кто ощупывал хобот, сказал:
- У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую и пустотелую трубу, страшную и разрушительную.
- Слон могуч и крепок, как колонна, - возразил другой, ощупавший ногу и ступню слона.
Каждый из них ощущал только одну из многих частей слона. Каждый воспринял его ошибочно. Они не могли умом охватить всего: знание не бывает спутником слепцов. Все они что-то вообразили о нем, но были одинаково далеки от истины.
Вывод. Подходя к жизни, к различным явлениям, событиям с одной стороны, мы уподобляемся знаменитым слепым, ощупывающим слона.
8. Упражнение "Мы все чем-то похожи"
Необходимо разбиться на группы из пяти человек. Каждая группа составляет список того, что объединяет её членов. Например, "У каждого из нас есть сестра. ". Победит та группа, которая найдёт и запишет наибольшее количество общих черт.
9. Сердце коллектива
Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть своё сердце, и у нашего коллектива оно тоже есть. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите своё имя на листе бумаги и опустите в волшебный мешочек. Теперь, вытащив имя участника, придумайте для него дружескую приятную фразу. Возьмите сердечко, напишите имя, которое вы вытащили и то, что придумали для этого человека. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.