Мария Михайловна
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Психолого-логопедическое ассорти»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
«Психолого-логопедическое ассорти»
Цель:повышение эффективности работы педагогов через профилактику эмоционального выгорания.
Задачи:
1) познакомить педагогов с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его проявления, причинами возникновения и способами профилактики;
2) снизить уровень эмоционального напряжения;
3) содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
Публикация «Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания „Психолого-логопедическое ассорти“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
4) сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.
Вступительное слово
Педагог – психолог : Мы рады приветствовать вас на нашем тренинге по профилактике эмоционального выгорания.
Педагог – психолог : 1 Упражнение «Фигуры»
Цель: развитие умения договариваться невербальными методами.
Участникам тренинга предложить построиться так, чтобы получился ровный круг, квадрат, сердечко, солнце, яичницу, птичий косяк. При этом, нельзя сговариваться. Упражнение выполняется в тишине. Обсуждение упражнения, было ли тяжело, что помогло справиться с заданием.
Учитель – логопед: 2 Упражнение "Пять добрых слов"
Оборудование: листы бумаги, ручки
Форма работы: Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.
Задание.
• обведите свою левую руку на листе бумаги;
• на ладошке напишите свое имя;
• потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева.
В одном из "пальчиков" полученного чужого рисунка, вы пишете какое - нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя. Другой человек делает запись на другом пальчике и т. д., пока лист не вернется к владельцу. Я прошу вас быть искренними и попробовать назвать комплимент реальный, не выдуманный.
Обсуждение
- Давайте сейчас каждый прочитает свои комплементы.
- Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?
Учитель – логопед: Сейчас я предлагаю разобрать почему и из-за чего происходит эмоциональное выгорание.
Человек усваивает:
• 10% того, что слышит
• 50 % того, что видит,
• 70 % того, что сам переживает,
• 90% того, что сам делает.
Общеизвестно, что профессия педагога - одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как "синдром эмоционального выгорания". "Эмоционально выгоревшие" педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.
Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание : высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это - дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.
Психологическая причина болезни В каком органе проявляется болезнь Повторяйте себе несколько раз в день
Долгая неразрешенная эмоциональная проблема Высокое давление Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен
Самокритика, страх Головная боль Я люблю и одобряю себя
Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь Желудок Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого.
Черствость, отказ от радости Сосуды Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца.
Хроническое нытье Печень Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу.
А теперь ответьте себе на вопросы:
- Часто ли вы просыпаетесь утром и чувствуете, что у вас нет ни желания, ни сил идти на работу?
- Часто ли вы думаете о том, как закончится рабочий день и как настанут выходные?
- Часто ли вы берете работу на дом, а потом не можете заставить себя ее делать?
Если вы ответили «Да» хотя бы на один вопрос – у вас есть признаки эмоционального выгорания.
Учитель – логопед: Я сейчас предлагаю послушать притчу о колодце
Притча о колодце (ВИДЕО)
Учитель – логопед: 3 Игра «Почему хорошо, почему плохо»
В любой жизненной ситуации можно найти как положительные стороны, так и отрицательные. Вам сейчас будут предложены различные ситуации, вам нужно будет найти положительные и отрицательные стороны.
1) Заведующая сообщила, что через 2 дня в детском саду ожидается проверка документации, но у многих не готовы рабочие программы.
2) Мамочка одного из воспитанника пришла к вам и говорит что вы часто наказываете и жалуетесь на ребенка, поэтому он не хочет ходить в садик, если это не прекратится я пойду жаловаться к директору.
3) Вас отправляют в двухнедельную командировку в другой город на курсы повышения квалификации по совершенно неинтересной и ненужной вам теме.
4) На работе задержали зарплату.
Очень часто ежедневно мы сталкиваемся с подобными ситуациями, которые могут омрачать наш день. Я хочу пожелать, чтобы в следующий раз, если с вами случилась какая-то неприятная ситуация, вспомните притчу о колодце.
Педагог – психолог : А теперь давайте немного подвигаемся и поднимем себе настроение.
4 игра «Проведи другого» Игра направлена на умение доверять друг другу. Выбирается два добровольца, одному завязывают глаза и расставляют полосу препятствий, он должен пройти полосу,слушая инструкцию коллеги. Обсуждение.
Учитель – логопед: 5 «Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем»
У вас у каждого на листочке написана скороговорка, вам нужно будет ее прочитать с той эмоцией, которая написана в скобках.
1) Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка (раздражение).
2) На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радость).
5) Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель (печаль).
6) Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли, Но щенок породы колли убежал от Поли в поле (беспокойство).
7) Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» (спокойно)
8) Шла Саша по шоссе и сосала сушку (удивление)
9) В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров (Грусть)
10) Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела - белой даже не была (возмущение)
11) Корабли лавировали-лавировали, да не вылавировали (удивление)
12) От топота копыт пыль по полю летит.
Пыль по полю летит, от топота копыт (злость)
13) Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов (восторг)
14) Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. (зависть)
Педагог – психолог : 6 Шарики. Упражнение на управление гневом
В постоянно меняющимся мире, где каждый день происходят столкновения интересов, очень трудно оставаться спокойным и уравновешенным. В обществе не приветствуют выражение чувства гнева, оно считается социально неприемлемым. Поэтому люди часто подавляют его, прячут поглубже. Но это чувство так же естественно, как и все другие, и каждый человек испытывает его довольно часто. Более того, это эмоция очень сильна. И если не давать ей свободу, она несет в себе разрушение как для самого человека, так и для его окружения.
Чтобы избежать разрушительных последствий этого мощного чувства, необходима регулярная профилактика, т. е. выражение гнева. Именно этому посвящено наше упражнение «шарики».
Просим педагогов надуть шарики и держать их в руках не завязывая, спрашиваем, что будет, если шарик вылетит из рук, он начнет неуправляемо летать по комнате, и может в кого-то попасть, так и наш гнев, если вырвется наружу, станет неуправляем, может попасть в того, кто стоит рядом, но в отличии от шарика, может причинить боль. А если шарик надувать постоянно, не выпуская из него воздух, он лопнет, так бывает и с человеком, только «лопнувший шар» может отразиться на нашем здоровье, перерасти в болезнь. Болезни, вызванные негативными эмоциями, называются психосоматическими.
Давайте научимся с вами упражнению, помогающему быстро справиться с гневом.
Садимся в удобную позу, кладем руки на живот, делаем глубокий вдох, максимально надувая «шарик в животе», задерживаем дыхание на 2-4 секунды, медленно выдыхаем, повторяем 2-3 раза.
Учитель – логопед: 7 «Игры-перевёртыши»
Продай коляску зимой, а самосвал летом (Готовь сани летом, а телегу зимой)
Над стоячим песком вино не вытекает (Под лежачий камень вода не течет)
Весела ночь под утро, ведь отдыхать некому (Скучен день до вечера, коли делать нечего)
Пятьдесят четыре — мужичок огурец впервые (Сорок пять — баба ягодка опять)
Кошка – враг обезьяны (Собака — друг человека)
Курица кабану подружка (Гусь свинье не товарищ)
Корова изредка чистоту прячет (Свинья всегда грязь найдет)
Ложь уши ласкает (Правда глаза колет)
Безделье любителя запугивает (Дело мастера боится)
Одно счастье — много вопросов (Семь бед — один ответ)
Это плохо, если плохо начинается (Все хорошо, что хорошо кончается)
Безделью часы — унынию год (Делу время — потехе час)
Вклад невыплатой ужасен (Долг платежом красен)
Маленькой байдарке – маленький полет (Большому кораблю — большое плавание)
Глазами стариков умалчивается ложь (Устами младенца глаголет истина)
С ленцой забросишь и птицу в море (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)
Щенят пугать – у парка бегать (Волков бояться – в лес не ходить)
Счастье перемещается компанией (Беда не приходит одна)
Великое безделье хуже крошечного бизнеса (Маленькое дело лучше большого безделья)
Упражнение 10. «Сущность эмоционального выгорания».
Инструкция:
- А сейчас я предлагаю вам разделиться на 3 группы.
- Каждая группа получает свою тему:
1 группа - Причины эмоционального выгорания.
2 группа - Симптомы профессионального выгорания.
3 группа – Профилактические меры профессионального выгорания.
Работаем над этими темами в течение 5 минут и затем каждый представитель расскажет о вашей коллективной работе.
Обсуждение.
Подведение к выводу, что каждый из нас осознает, почему мы выгораем на работе, какие внешние признаки и как устранить эти симптомы. Не нужно быть психологом, нужно знать техники расслабления – это могут быть дыхательные гимнастики, мышечная релаксация, может быть медитация
Наше занятие постепенно приближается к концу, и Прасковья Сергеевна хотела бы поделиться с вами одной из методик расслабления
Педагог – психолог : Медитация
Устраивайтесь удобно. Чувствуйте себя совершенно непринужденно.
Сама поза вызывает расслабление. мышц. Лежите совершенно спокойно. и отдыхайте. Дышите спокойно. Внимание сосредоточено. на занятии. Чувствуете. и контролируете только себя. свое. тело. Все заботы и дела. отходят. на второй план. Покой. приятный покой. овладевает телом. Вы хорошо чувствуете. как успокаивается. и расслабляется. ваше. тело. Покой. полный покой.
Посторонние звуки постепенно приглушаются. отдаляются. Звуки несутся издалека. мимо сознания. Уходят все тревоги. заботы дня. Здесь только отдых. и покой. Ласковое, приятное тепло согревает стопы. Стопы ног наполняются приятным. пульсирующим. теплом. Вы отчетливо ощущаете это тепло. и приятную. тяжесть. Приятное тепло наполняет икры. Икры расслаблены и согреты.
Расслабляются мышцы бедер. Бедра расслабляются. полностью расслабляются.
Ваши ноги тяжелые. теплые. неподвижные. Тепло окутывает ноги. Ноги полностью расслаблены. и согреты. Тепло мягкими волнами поднимается к животу.
Тепло разливается по животу. Живот согревается. и расслабляется. Все мышцы живота расслабляются. Живот согревается. Живот согревается приятным. глубинным. теплом. Мягкий. теплый живот. Тепло перетекает на грудь.
Дыхание ровное. спокойное. ритмичное. Дыхание легкое. и приятное.
Расслабляются мышцы груди. Вы выдыхаете. и грудь согревается. Мягкое тепло. согревает. грудь. Расслабляются мышцы спины. Спина удобно лежит. на опоре.
Спина теплеет. Спина согревается мягким. приятным теплом.
Спина свободно лежит на опоре. Растекается по опоре. Спина теплеет. и расслабляется. Приятный покой. во всем теле. Тихо. уютно. удобно. спокойно.
Все тише вокруг. все глубже расслабление. Полная расслабленность. полный покой. Теплеют плечи. Тепло разливается с плеч на предплечья. Теплеют руки.
Мышцы рук расслабляются. Руки полностью расслабленны. Теплые. неподвижные. руки. Мягкое, приятное тепло. растекается. и струится. Растекается по вашим рукам. Наполняет кисти рук. пульсирует в кончиках пальцев. Расслабляются мышцы лица. зубы разжаты. Язык расслаблен. Расслаблены губы. Прохладный, мягкий ветерок разглаживает лоб. Разглаживает все складки лба. Полная безмятежность. Полный покой. Расслабляются мышцы шеи.
Голова свободно и легко лежит на опоре. Все мышцы шеи расслаблены и спокойны.
Все тело обволакивается приятным, ласковым теплом. Тепло растворяет все ощущения. уносит их. Тепло проникает в каждую клеточку тела. Тело растворяется. в окружающем пространстве. Границы тела исчезают. Все тело растворяется в воздухе. Голову окутывает туман. Приятный. теплый туман.
Все звуки приглушаются в тумане безразличия. и покоя. Глубже. и глубже. покой. Вы чувствуете. что медленно погружаетесь в теплый. приятный. туман покоя. Вы погружаетесь в туман. Туман окутывает ваше тело. Окутывает. ваше. тело. Туман окутывает голову. Приятный туман. окутывает голову. Мозг успокаивается. Мысли замедляются. Медленнее. Медленнее. Медленнее.
Вы дышите легко. и ровно. Дыхание спокойное. ритмичное. Грудь легка.
Воздух легко и свободно. проходит в глубь. тела. Ровное, легкое дыхание. успокаивает. Вы. успокаиваетесь. Успокаиваетесь. Хорошо и приятно. лежать. и отдыхать. Полный покой. и отдых. Вы совершенно спокойны.
Ваше тело отдыхает. Покой. полный покой. Покой и отдых. во всем. теле.
Музыка изменилась.
Музыка несет вам бодрость. энергию. здоровье. Ваши силы восстанавливаются.
Отдых освежил вас. Вы хорошо отдохнули. Голова ясная. легкая. Во всем теле нарастает ощущение легкости. и прохлады. Приятная бодрость. во всем теле.
Вы заряжены энергией. желанием деятельности. Вы глубоко и полноценно отдохнули. Через минуту сеанс закончится. И вы будете бодрыми. отдохнувшими.
Силы приливают к рукам. и ногам. Сознание становится яснее. хочется потянуться.
Потянитесь!
Активнее!
А теперь улыбнитесь.
Улыбайтесь, улыбайтесь!
Медитация окончена.