Юлия Аксенова
Тренинг для педагогов «Эффективные формы работы по предупреждению девиантного поведения у детей и подростков»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Яйская общеобразовательная школа-интернат
психолого - педагогической поддержки»
структурное подразделение
«Центр психолого-педагогического сопровождения»
Эффективные формы работы по предупреждению
девиантного поведения у детей и подростков
Автор-составитель
педагог-психолог
Ю. А. Аксенова
Публикация «Тренинг для педагогов „Эффективные формы работы по предупреждению девиантного поведения у детей и подростков“» размещена в разделах
- Девиантное поведение
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Треннинги для подростков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ноябрь 2023г.
Девиантные поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Цель: тренинга выработать механизм работы педагогов с детьми девиантного поведения.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «девиантное поведение». выявить проблемные зоны при работе с девиантными детьми;
2. Выявить доступные и эффективные методы и формы работы с такими детьми;
3. Разработать концепцию работы с «девиантным проведением».
Ведущий: здравствуйте уважаемые коллеги, начать наш сегодняшний тренинг хочется следующими словами:
Своеволие следует гасить скорее, чем пожар.
Руссо Ж. -Ж.
Ведущий: уже из этих слов вы должны были понять, что наш тренинг будет посвящен детям с особым поведением – «девиантным». И я хочу поделиться с вами Методами и приемами по выявлению и предупреждению девиантного поведения у детей и подростков».Но перед тем, как приступить к работе, нам с вами необходимо настроится на работу. Для этого предлагаю вам выполнить следующее упражнение.
Знакомство
Упражнение «Меня зовут… Я делаю так…»
Цель: снять тревожность, познакомиться, запомнить имена.
Продолжительность: 10 минут.
Ведущий:
«Упражнение можно выполнять сидя, можно – стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы».
Ведущий: отлично, я вижу, что все, кто сегодня собрались готовы к работе и получению новых знаний.
Сегодня мы обсудим один из самых актуальных вопросов воспитания – это методику работы с детьми с девиантным поведением.
Что же такое девиантное поведение (плакат)
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества, и причиняет реальный ущерб обществу или самой личности.
Выделяют три формы девиантного поведения :
Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и которое угрожает социальному порядку и благополучию окружающих. (Насилие над младшими и слабыми сверстниками, животными; воровство, мелкого хулиганство, вандализм, порча чужого имущества, торговля наркотиками).
Асоциальное поведение – уклонение от выполнения моральных норм, принятых в обществе, угрожает благополучию межличностных отношений. (Побеги из дома; систематические пропуски в школе; агрессивное поведение; ложь; вымогательство; беспорядочные половые связи; настенные надписи и рисунки непристойного характера; ненормативная лексика).
Аутодеструктивное поведение - поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развития личности. (Курение; токсикомания; наркомания; вскрытие вен; алкоголизм; суицид).
Упражнение Задание «Снежинки»
Психолог:
Возьмите листок.
Сложите его пополам.
Оторвите правый верхний угол.
Сложите еще раз пополам.
Еще раз оторвите правый верхний угол.
Еще раз сложите пополам.
И еще раз оторвите верхний правый угол.
Разверните листок и покажите свое произведение участникам группы.
(Дети выполняют задание)
Психолог:
- Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки, хотя у Вас был одинаковый материал, был дан четкий алгоритм действий. Почему это произошло?
Ведущий: Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители? Как говорил в свое время Макаренко: «Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник». Правонарушителями не рождаются, ими становятся. Как достигается такой результат?
Для наглядности предлагаю вам следующее упражнение «Чистый лист». Попрошу каждого из вас взять в руки лист бумаги, на котором в центре нарисован круг, и отрывать от него кусочек, когда вы посчитаете это нужным.
Упражнение «Чистый лист».
Ведущий: представим себе, что это душа ребенка.
Когда на ребенка в семье не обращают внимания - часть ее души отрывается.
Когда ученик не может установить контакт со сверстниками - происходит то же самое.
Когда педагог не понимает ученика и не может найти к нему подход - еще кусочек души прочь!
Когда ученик теряет веру в себя и свои способности -.
Когда он становится никому не нужен. что происходит с его душой?
Раздать участникам по бумажке чтобы они прочитали
Ведущий: как видите у всех вам в руках остался лист с огромной дырой внутри. Тоже самое происходит и с душой ученика, и он / она чувствует крах, безысходность, отчаяние.
Все эти и другие факторы создают условия, которые способствуют отклонению поведения учащегося.
Принято выделять следующие факторы риска:
Семья
Именно в семье формируются все моральные и эмоциональные связи, глядя на отношения в семье ученик делает те или иные умозаключения. Если перед его глазами чистый дом, любящие родители, которые всегда помогут и дадут совет по любому вопросу, то в такой семье маленькие шансы развития у ребенка девиантного поведения. А если ситуация дома складывается противоположная, то ученик попадает в зону риска.
Наследственность
Все мы не раз слышали выражение «Яблоко от яблони не далеко падает», в каждом человеке есть частичка от родителей. Это и накладывает отпечаток на нашу жизнь, наши поступки.
Проблемы в подростковом возрасте
Подростковый возраст характеризуется интенсивным процессом психического и личностного развития, физического созревания организма подростка. Перемены, которые происходят с учеником, откладывают определенный отпечаток на его поведении. Особо сильное влияние оказывают его переживания, отношение окружающих, а также самооценка. Именно в подростковом возрасте необходимо уделять особое внимание всем изменениям в поведение ученика, корректировать его, наставлять на верный путь.
Отсутствие прочных социальных связей.
У каждого индивида должен быть человек, с которого он будет брать пример. Самое главное, чтобы пример для подражания был достойным. У учащихся с девиантным поведением за частую напрочь отсутствуют социальные связи.
У каждого индивида должен быть человек, с которого он будет брать пример. Самое главное, чтобы пример для подражания был достойным. У учащихся с девиантным поведением за частую напрочь отсутствуют социальные связи.
Рефлексия
Понравилось упражнение?
Применили бы его в работе?
Ведущий: Коллеги, каждый из вас работает с девиантными учащимися, давайте сейчас определим, насколько эффективна проходит ваша работа. А сделаем, это с помощью теста «Определение эффективности воспитательно-профилактической работы с девиантными учащимися»
Тест «Определение эффективности воспитательно-профилактической
работы с девиантными учащимися»
Инструкция: Вам необходимо ответить на 23 вопроса, отвечать можно только «да» или «нет». Попрошу вас отвечать максимально честно.
1. Веду наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, фиксируя результаты в индивидуальном дневнике наблюдений.
2. Контролирую посещаемость занятий трудновоспитуемыми учениками.
3. Всегда ставлю родителей девиантных учащихся в известность о пропусках.
4. слежу за успеваемостью девиантных учеников.
5. Держу на контроле выполнение порученных заданий.
6. Веду активную работу с родителями.
7. Стараюсь каждый день уделять внимание девиантному ученику.
8. Стараюсь не использовать нравоучения в своей работе. Воспитываю на положительных примерах.
9. Вовлекаю трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность, использую общественные поручения.
10. Способствую обучаю девиантных учащихся методам самовоспитания.
11. Нейтрализую вредное влияние родителей, стараюсь нормализовать.
12. Активно привлекаю родителей для перевоспитания.
13. Привлекаю к работе инспектора по делам несовершеннолетних.
14. Корректно веду себя в конфликтных ситуациях, не стараюсь одержать победу любой ценой. Иногда необходимо уступить.
15. Действую только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушиваю все, не реагируя тотчас, и, только потом, без раздражения, высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное.
16. Укрепляю отношения с учащимися, чтобы они делились со мной своими неприятностями.
17. Никогда не ставлю на ребенке крест. Считаю, что из любой ситуации есть выход.
18. Не загоняю ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
19. Беседу всегда начинаю с дружеского тона.
20. Диалог стараюсь начинать с вопросов, мнения по которым совпадают.
21. Веду диалог на равных, но инициативу держу в своих руках.
22. Всегда стараюсь посмотреть на происходящее глазами учащегося.
23. Общаясь с подростком, стараюсь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.
Подведение результатов:
от 20 до 23 «Да» - Вы на правильном пути. Работайте в том же направлении, и ваш ученик обязательно исправится;
от 15 до 19 «Да» - К сожалению, Вы еще недостаточно освоили методы и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, необходимо самосовершенствоваться и самообразовываться;
менее 15 «Да» - Необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, иначе Вас ждет педагогический провал.
Упражнение «Яблоко и червячок».
Психолог: (мягко и спокойно)
- Сядьте удобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы - яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг, откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!».
- Что бы вы ответили червяку?.
- Откройте глаза и назовите свой ответ, используя стратегии выхода из конфликтной ситуации.
Примеры ответов участников: на доске примеры ответов
• Соперничество: «Сейчас, как упаду на тебя и раздавлю!»
• Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»
• Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
• Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»
Психолог:
- Как бы нам не хотелось, но порой сложно избежать конфликта. Поэтому в конфликтной ситуации важно грамотно выбрать стратегию поведения и привести стороны к конструктивному соглашению. «В споре будь сдержан и тактичен»
Надо понимать - только переговоры, приводят к установлению сотрудничества обеих сторон.
Рефлексия
Что было сложного в упражнение и т. д.
Упражнение «Колодец желаний»
Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает вообразить, что они находятся у колодца желаний. Каждый участник по очереди высказывает свое желание, заканчивая предложение :
- «Если бы я был, то я бы, потому что …»
Рефлексия
Что было сложного в упражнение и т. д.
Упражнение «Роза и чертополох»
Ведущий берет в руки какой-либо цветок (Это будет роза) и какой-либо колючий предмет - веник, колючку или кактус («Это будет чертополох). Участники передают эти предметы по кругу, сопровождая это такими словами: «Я дарю тебе розу, потому что ты. (следует комплимент, и я дарю тебе чертополох, чтобы ты никогда. (следует предостережение от чего-либо дурного, нехорошего)».
Рефлексия
Что было сложного в упражнение и т. д.
А наш тренинг давайте завершим пожеланиями.
Упражнение «Пожелания»
Материалы: карточки с изображениями различных предметов (ластик, кружка кофе, лестница, мольберт, кекс, мобильный телефон, календарь, шариковая ручка, клей, ножницы, книга).
Инструкция: Каждый участник вытягивает карточку, на которой нарисован предмет, ему необходимо придумать пожелание, вязанное с этим предметом.
Например:
Ластик – Желаю, чтобы все ваши проблем стерлись из ваших жизней.
Кружка кофе – Желаю всегда горячих идей.
Мобильный телефон – Желаю всегда быть на связи.
И так далее.
СПАСИБО