Получи документы

Тренинг для педагогов «Эффективные формы работы по предупреждению девиантного поведения у детей и подростков»

Юлия Аксенова
Тренинг для педагогов «Эффективные формы работы по предупреждению девиантного поведения у детей и подростков»
▼ Скачать + Заказать документы

МБОУ «Яйская общеобразовательная школа-интернат

психолого - педагогической поддержки»

структурное подразделение

«Центр психолого-педагогического сопровождения»

Тренинг для педагогов

Эффективные формы работы по предупреждению

девиантного поведения у детей и подростков

Автор-составитель

педагог-психолог

Ю. А. Аксенова

Публикация «Тренинг для педагогов „Эффективные формы работы по предупреждению девиантного поведения у детей и подростков“» размещена в разделах

Ноябрь 2023г.

Девиантные поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Цель: тренинга выработать механизм работы педагогов с детьми девиантного поведения.

Задачи:

1. Раскрыть понятие «девиантное поведение». выявить проблемные зоны при работе с девиантными детьми;

2. Выявить доступные и эффективные методы и формы работы с такими детьми;

3. Разработать концепцию работы с «девиантным проведением».

Ведущий: здравствуйте уважаемые коллеги, начать наш сегодняшний тренинг хочется следующими словами:

Своеволие следует гасить скорее, чем пожар.

Руссо Ж. -Ж.

Ведущий: уже из этих слов вы должны были понять, что наш тренинг будет посвящен детям с особым поведением – «девиантным». И я хочу поделиться с вами Методами и приемами по выявлению и предупреждению девиантного поведения у детей и подростков».Но перед тем, как приступить к работе, нам с вами необходимо настроится на работу. Для этого предлагаю вам выполнить следующее упражнение.

Знакомство

Упражнение «Меня зовут… Я делаю так…»

Цель: снять тревожность, познакомиться, запомнить имена.

Продолжительность: 10 минут.

Ведущий:

«Упражнение можно выполнять сидя, можно – стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы».

Ведущий: отлично, я вижу, что все, кто сегодня собрались готовы к работе и получению новых знаний.

Сегодня мы обсудим один из самых актуальных вопросов воспитания – это методику работы с детьми с девиантным поведением.

Что же такое девиантное поведение (плакат)

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества, и причиняет реальный ущерб обществу или самой личности.

Выделяют три формы девиантного поведения :

Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и которое угрожает социальному порядку и благополучию окружающих. (Насилие над младшими и слабыми сверстниками, животными; воровство, мелкого хулиганство, вандализм, порча чужого имущества, торговля наркотиками).

Асоциальное поведение – уклонение от выполнения моральных норм, принятых в обществе, угрожает благополучию межличностных отношений. (Побеги из дома; систематические пропуски в школе; агрессивное поведение; ложь; вымогательство; беспорядочные половые связи; настенные надписи и рисунки непристойного характера; ненормативная лексика).

Аутодеструктивное поведение - поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развития личности. (Курение; токсикомания; наркомания; вскрытие вен; алкоголизм; суицид).

Упражнение Задание «Снежинки»

Психолог:

Возьмите листок.

Сложите его пополам.

Оторвите правый верхний угол.

Сложите еще раз пополам.

Еще раз оторвите правый верхний угол.

Еще раз сложите пополам.

И еще раз оторвите верхний правый угол.

Разверните листок и покажите свое произведение участникам группы.

(Дети выполняют задание)

Психолог:

- Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки, хотя у Вас был одинаковый материал, был дан четкий алгоритм действий. Почему это произошло?

Ведущий: Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители? Как говорил в свое время Макаренко: «Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник». Правонарушителями не рождаются, ими становятся. Как достигается такой результат?

Для наглядности предлагаю вам следующее упражнение «Чистый лист». Попрошу каждого из вас взять в руки лист бумаги, на котором в центре нарисован круг, и отрывать от него кусочек, когда вы посчитаете это нужным.

Упражнение «Чистый лист».

Ведущий: представим себе, что это душа ребенка.

Когда на ребенка в семье не обращают внимания - часть ее души отрывается.

Когда ученик не может установить контакт со сверстниками - происходит то же самое.

Когда педагог не понимает ученика и не может найти к нему подход - еще кусочек души прочь!

Когда ученик теряет веру в себя и свои способности -.

Когда он становится никому не нужен. что происходит с его душой?

Раздать участникам по бумажке чтобы они прочитали

Ведущий: как видите у всех вам в руках остался лист с огромной дырой внутри. Тоже самое происходит и с душой ученика, и он / она чувствует крах, безысходность, отчаяние.

Все эти и другие факторы создают условия, которые способствуют отклонению поведения учащегося.

Принято выделять следующие факторы риска:

Семья

Именно в семье формируются все моральные и эмоциональные связи, глядя на отношения в семье ученик делает те или иные умозаключения. Если перед его глазами чистый дом, любящие родители, которые всегда помогут и дадут совет по любому вопросу, то в такой семье маленькие шансы развития у ребенка девиантного поведения. А если ситуация дома складывается противоположная, то ученик попадает в зону риска.

Наследственность

Все мы не раз слышали выражение «Яблоко от яблони не далеко падает», в каждом человеке есть частичка от родителей. Это и накладывает отпечаток на нашу жизнь, наши поступки.

Проблемы в подростковом возрасте

Подростковый возраст характеризуется интенсивным процессом психического и личностного развития, физического созревания организма подростка. Перемены, которые происходят с учеником, откладывают определенный отпечаток на его поведении. Особо сильное влияние оказывают его переживания, отношение окружающих, а также самооценка. Именно в подростковом возрасте необходимо уделять особое внимание всем изменениям в поведение ученика, корректировать его, наставлять на верный путь.

Отсутствие прочных социальных связей.

У каждого индивида должен быть человек, с которого он будет брать пример. Самое главное, чтобы пример для подражания был достойным. У учащихся с девиантным поведением за частую напрочь отсутствуют социальные связи.

У каждого индивида должен быть человек, с которого он будет брать пример. Самое главное, чтобы пример для подражания был достойным. У учащихся с девиантным поведением за частую напрочь отсутствуют социальные связи.

Рефлексия

Понравилось упражнение?

Применили бы его в работе?

Ведущий: Коллеги, каждый из вас работает с девиантными учащимися, давайте сейчас определим, насколько эффективна проходит ваша работа. А сделаем, это с помощью теста «Определение эффективности воспитательно-профилактической работы с девиантными учащимися»

Тест «Определение эффективности воспитательно-профилактической

работы с девиантными учащимися»

Инструкция: Вам необходимо ответить на 23 вопроса, отвечать можно только «да» или «нет». Попрошу вас отвечать максимально честно.

1. Веду наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, фиксируя результаты в индивидуальном дневнике наблюдений.

2. Контролирую посещаемость занятий трудновоспитуемыми учениками.

3. Всегда ставлю родителей девиантных учащихся в известность о пропусках.

4. слежу за успеваемостью девиантных учеников.

5. Держу на контроле выполнение порученных заданий.

6. Веду активную работу с родителями.

7. Стараюсь каждый день уделять внимание девиантному ученику.

8. Стараюсь не использовать нравоучения в своей работе. Воспитываю на положительных примерах.

9. Вовлекаю трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность, использую общественные поручения.

10. Способствую обучаю девиантных учащихся методам самовоспитания.

11. Нейтрализую вредное влияние родителей, стараюсь нормализовать.

12. Активно привлекаю родителей для перевоспитания.

13. Привлекаю к работе инспектора по делам несовершеннолетних.

14. Корректно веду себя в конфликтных ситуациях, не стараюсь одержать победу любой ценой. Иногда необходимо уступить.

15. Действую только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушиваю все, не реагируя тотчас, и, только потом, без раздражения, высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное.

16. Укрепляю отношения с учащимися, чтобы они делились со мной своими неприятностями.

17. Никогда не ставлю на ребенке крест. Считаю, что из любой ситуации есть выход.

18. Не загоняю ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.

19. Беседу всегда начинаю с дружеского тона.

20. Диалог стараюсь начинать с вопросов, мнения по которым совпадают.

21. Веду диалог на равных, но инициативу держу в своих руках.

22. Всегда стараюсь посмотреть на происходящее глазами учащегося.

23. Общаясь с подростком, стараюсь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.

Подведение результатов:

от 20 до 23 «Да» - Вы на правильном пути. Работайте в том же направлении, и ваш ученик обязательно исправится;

от 15 до 19 «Да» - К сожалению, Вы еще недостаточно освоили методы и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, необходимо самосовершенствоваться и самообразовываться;

менее 15 «Да» - Необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, иначе Вас ждет педагогический провал.

Упражнение «Яблоко и червячок».

Психолог: (мягко и спокойно)

- Сядьте удобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы - яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг, откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!».

- Что бы вы ответили червяку?.

- Откройте глаза и назовите свой ответ, используя стратегии выхода из конфликтной ситуации.

Примеры ответов участников: на доске примеры ответов

Соперничество: «Сейчас, как упаду на тебя и раздавлю!»

Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»

Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»

Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

Психолог:

- Как бы нам не хотелось, но порой сложно избежать конфликта. Поэтому в конфликтной ситуации важно грамотно выбрать стратегию поведения и привести стороны к конструктивному соглашению. «В споре будь сдержан и тактичен»

Надо понимать - только переговоры, приводят к установлению сотрудничества обеих сторон.

Рефлексия

Что было сложного в упражнение и т. д.

Упражнение «Колодец желаний»

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает вообразить, что они находятся у колодца желаний. Каждый участник по очереди высказывает свое желание, заканчивая предложение :

- «Если бы я был, то я бы, потому что …»

Рефлексия

Что было сложного в упражнение и т. д.

Упражнение «Роза и чертополох»

Ведущий берет в руки какой-либо цветок (Это будет роза) и какой-либо колючий предмет - веник, колючку или кактус («Это будет чертополох). Участники передают эти предметы по кругу, сопровождая это такими словами: «Я дарю тебе розу, потому что ты. (следует комплимент, и я дарю тебе чертополох, чтобы ты никогда. (следует предостережение от чего-либо дурного, нехорошего)».

Рефлексия

Что было сложного в упражнение и т. д.

А наш тренинг давайте завершим пожеланиями.

Упражнение «Пожелания»

Материалы: карточки с изображениями различных предметов (ластик, кружка кофе, лестница, мольберт, кекс, мобильный телефон, календарь, шариковая ручка, клей, ножницы, книга).

Инструкция: Каждый участник вытягивает карточку, на которой нарисован предмет, ему необходимо придумать пожелание, вязанное с этим предметом.

Например:

Ластик – Желаю, чтобы все ваши проблем стерлись из ваших жизней.

Кружка кофе – Желаю всегда горячих идей.

Мобильный телефон – Желаю всегда быть на связи.

И так далее.

СПАСИБО

Публикации по теме:

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — залог успешной работы с детьми»Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — залог успешной работы с детьми» Цели: Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Консультация для педагогов «Активные формы работы с детьми по безопасного поведения с использованием интерактивных форм»Консультация для педагогов «Активные формы работы с детьми по безопасного поведения с использованием интерактивных форм» Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь.

Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности»Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности» «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Цель: расширение знаний педагогов о формах работы.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Проведение физкультурных досугов и развлечений — эффективные формы физического развития и активного отдыха дошкольников Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют.

Тренинг для подростков «Учись говорить «нет»Тренинг для подростков «Учись говорить «нет» Цель: формировать у воспитанников устойчивый навык неприятия алкоголя, курения, наркотиков, умение активного противостояния пагубным привычкам.

Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО»Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Эссе «Эффективные формы развития игровой компетентности педагога в старшем дошкольном возрасте» Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как некоторые воспитатели уделяют мало внимания игровой деятельности, чрезмерно увлекаясь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для педагогов «Эффективные формы работы по предупреждению девиантного поведения у детей и подростков»
Опубликовано: 15 ноября 2023 в 07:46
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг для педагогов «Эффективные формы работы по предупреждению девиантного поведения у детей и подростков»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Аксенова (УИ 1997067) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД