Татьяна Коновалова
Требования современных образовательных программ к формированию коммуникативных умений в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Требования современных образовательных программ
к формированию коммуникативных умений в старшем дошкольном возрасте
В условиях обновления целей и содержания дошкольного образования актуализировалась задача создания в ДОУ комплекса психолого-педагогических условий для овладения воспитанниками основами коммуникативной культуры, в том числе коммуникативными умениями как ее необходимой составляющей. Так, в ФГОС ДО выделена образовательная область социально-коммуникативного развития, которая рассматривается как одна из образовательных областей, направленных на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Публикация «Требования современных образовательных программ к формированию коммуникативных умений в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Целью основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является создание благоприятных условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе.
Основной целью образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» в старшей группе является : социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Данная цель предполагает реализацию следующих задач:
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников;
развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстни-ками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;
формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Содержание психолого-педагогической работы в старшей группе :
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия;
-воспитывать уважительное отношение к окружающим; учить забо-титься о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее; формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость;
-воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
-формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;
-развивать стремление детей выражать свое отношение к окружаю-щему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
-расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома;
- обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.); побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.); показать значение родного языка в формировании основ нравственности.
Цель основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
В старшей группе данной программы в разделе «Дошкольник входит в мир социальных отношений» определены задачи образовательной деятельности :
• воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам;
• развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении;
• воспитывать культуру поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим;
• развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание следовать социально одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.
Авторы программы «Детство» определяют содержание образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни по интересующей нас проблеме.
Эмоции. Знакомство с разнообразием эмоциональных состояний взрослых и сверстников, их выражение в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи (радость, веселье, огорчение, удивление, обида, доброта, нежность, восхищение). Развитие эмоциональной отзывчивости, освоение способов эмоциональной поддержки сверстника, взрослого, пожилого человека. Понимание того, что нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища; проявлять равнодушие к обиженному, слабому человеку.
Взаимоотношения и сотрудничество. Проявление доброжелательного отношения к сверстникам, уважения к взрослым. Овладение при поддержке взрослого умениями совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего дела быть внимательными друг к другу, добиваться хорошего результата, выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям («Все работали дружно, вырезали много красивых снежинок, и теперь мы украсим ими нашу группу»). Освоение разных формы совместной деятельности и сотрудничества со сверстниками: работа парами, подгруппами, фронтально — вместе со всеми. Оценка результатов совместных действий.
Правила культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками.
Знакомство детей с правилами культуры поведения по отношению к взрос-лым и сверстникам. Упражнение в использовании культурных форм обще-ния : обращаться к взрослым по имени и отчеству, на «вы», вежливо обращаться с просьбой, самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить за помощь и заботу. Быть дружелюбным и справедливым по отношению к сверстникам. В разговоре смотреть на собеседника, говорить приветливо, не перебивать говорящего и не прерывать разговора, если он не закончен, избегать грубого тона в общении. Умение оценить поступки с позиции правил культуры поведения и общения.
Семья. Обогащение представлений о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца. Понимание того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения, электронная почта, как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу. Знание некоторых семейных традиций, любимых занятий членов семьи. Представления о поведении в случае болезни кого-то из членов семьи, некоторые правила помощи больному. Правила отношения к пожилым людям в семье.
Кроме того, в программе «Детство» указаны результаты образовательной деятельности, к которым должен стремиться воспитатель в формировании коммуникативных навыков дошкольников. К достижениям ребенка авторы программы относят :
• ребенок положительно настроен по отношению к окружающим, охотно вступает в общение с близкими взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям;
• ориентируется на известные общепринятые нормы и правила культуры поведения в контактах со взрослыми и сверстниками;
• проявляет любовь к родителям, уважение к воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского сада;
• общении со сверстниками дружелюбен, доброжелателен, умеет при-нимать общий замысел, договариваться, вносить предложения, соблюдает общие правила в игре и совместной деятельности;
• различает разные эмоциональные состояния, учитывает их в своем поведении, охотно откликается на просьбу помочь, научить другого тому, что хорошо освоил;
• имеет представления о том, что хорошо и что плохо, в оценке поступков опирается на нравственные представления.
Сравнительный анализ современных образовательных программ до-школьного образования позволяет сделать следующий вывод. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» декларирует задачи, направленные на приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе, моральным, регламент её не имеет жестких границ, что предоставляет возможность для творческого подхода в организации воспитательного процесса. Программа нацелена на развитие личности ребенка, а не на приобретение им определенного набора знаний, умений и навыков. Важнейшим условием реализации программы является личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми. Отводится место для самостоятельной деятельности детей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» примерной общеобразовательной программы «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой направлена на социализацию ребенка, т. е. вхождение ребенка в культуру через осознание им своих возможностей и способностей, имеет более регламентированные задачи. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание. Содержательные связи между разделами позволяют интегрировать образовательное содержание в психолого-педагогической работе. Планирование по данной программе отличается гибкостью, в самой программе нет условных схем, таблиц и пр., что дает простор для креативности педагогов.
Таким образом, специфика дошкольного возраста состоит в том, что социально ребенок развивается под воздействием взрослого, который вводит ребенка в социум. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольников во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь им в обретении собственного опыта. Задача педагогов использовать широкий спектр современных педагогических технологий для успешного коммуникативного и социального воспитания.