Бабарико Жанна Сергеевна
Требования к созданию зоны «ближайшего» развития
▼ Скачать + Заказать документы
Требования к созданию зоны «ближайшего» развития
Зона ближайшего развития – понятие, объясняющее связь обучения и психического развития ребенка и зависимость от ведущей роли взрослого.
В педагогике есть принцип – подход каждому ребенку как к единственному и неповторимому, как к зарождающейся индивидуальности. В основе этого принципа лежат важные психологические закономерности: постепенность, неравномерность психического развития, индивидуальный темп развития. Поэтому нельзя зацикливаться на сегодняшней неудаче, слабости ребенка. Ему необходимо дать шанс, возможность осуществления самого себя. Почему мы нередко не даем этого шанса ребенку? Чаще потому, что мы знаем уровень развития той или иной психической функции, свойства, качества ребенка, но соотнести с возрастом ребенка, его индивидуальными особенностями и индивидуальным темпом развития затрудняемся.
Публикация «Требования к созданию зоны „ближайшего“ развития» размещена в разделах
Известно, что зону ближайшего развития ребенку задает взрослый, и это касается не только развития отдельных функций, психических качеств, но и личности в целом. Л. С. Выготский подчеркивал, что сотрудничество взрослого с ребенком – один из центральных факторов детского культурного развития.
Сотрудничество в учебной деятельности создает зону ближайшего развития познавательных способностей ребенка. Общение взрослого с ребенком – это тоже сотрудничество, но оно, прежде всего, ответственно за создание зоны ближайшего развития личностных характеристик.
Определению зоны ближайшего развития способствует применение специального методического аппарата, состоящего из методик определения уровня актуального развития и собственно методик по определению зоны ближайшего развития.
Ребенок один, а взаимодействуют с ним многие взрослые. В сотрудничестве и взаимодействии со взрослыми развитие ребенка и происходит. Взрослый на основе ведущей для того или иного возраста деятельности создает для ребенка зону ближайшего развития.
Для ребенка – дошкольника главное – мама (либо человек, ее заменяющий). «Я делаю так, потому что так мама сказала». Педагогам следует учитывать это в общении и взаимодействии с ребенком.
Обучаемость, как общую способность к усвоению знаний и способов деятельности выделяют в качестве важнейшего условия успешности обучения ребенка в школе. В основе понятия «обучаемость» лежит положение Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка, которая определяет его возможности в сотрудничестве со взрослыми усваивать знания.
Для оценки обучаемости ребенку предлагают заведомо трудное задание для того, чтобы возникла необходимость в оказании обучающей помощи. Детям с высоким уровнем обучаемости достаточно одного объяснения или небольшой подсказки, чтобы выполнить задание правильно. Детям с низким уровнем обучаемости приходится объяснять несколько раз, и, тем не менее, они могут выполнить задание неправильно.
Психолог Костикова М. Н. предложила различать пять видов помощи, которые могут быть оказаны ребенку в процессе решения мыслительных задач:
1. Стимулирующая ( активизация собственных сил ребенка: «Подумай», «Посмотри внимательно»).
2. Эмоционально-регулирующая (положительная и отрицательная оценка деятельности «Молодец», «Очень хорошо», «Ты не подумал»).
3. Направляющая (постановка цели, повторение инструкции «Вспомни, что нужно сделать…»).
4. Организующая (организация мыслительной деятельности и контроль действий ребенка «Чем отличается?», «Как назвать одним словом?»)
5. Обучающая (объяснение способа выполнения задания).
Обучаемость – сложное интегральное психическое качество, которое развивается прежде всего в процессе общения ребенка со взрослым в ситуациях стихийного или организованного обучения и во многом определяется индивидуальными особенностями интеллектуального и личностного развития ребенка.
Зона ближайшего развития способностей и личности для каждого ребенка индивидуальна. Это осложняет деятельность педагогов, которые работают по стандартным программам. Каждая из программ, даже самая инновационная, ориентируется на некую общую зону ближайшего развития ребенка определенного возраста. И не всякий ребенок в нее попадает: одни еще не готовы туда войти, другим так уже скучно. Следовательно, всякий раз на каждом уровне ребенок попадает или не попадает в результаты сотрудничества с педагогом в свою зону ближайшего развития. От этого зависят и результаты обучения, и самочувствие ребенка, и межличностные отношения.
Для того, чтобы создать зону ближайшего развития, т. е. породить ряд процессов внутреннего развития, нужно правильно построенные процессы обучения»,- отмечал Л. С. Выготский.
Помощь взрослого ребенку можно подразделить на несколько этапов:
• первая «доза» - подсказать, как сделать;
• вторая – показать наглядный пример на такой же картинке (тренажере, как сделать, или же показать промежуточный вариант выполнения;
• третья – показать на картинке ребенка, в случае с письмом – водить рукой ребенка, т. е. показать способ действия.