Татьяна Коленкова
Требования к речи воспитателя и родителей при общении с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является сенситивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Публикация «Требования к речи воспитателя и родителей при общении с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
Ученые отмечают, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".
Именно поэтому к речи взрослых, с которыми общаются дети, это родители и воспитатель, предъявляются высокие требования.
Среди требований к речи педагога и родителей выделяют :
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Родителям и педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы, а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание родителям и воспитателям следует обратить на семантическую сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Решая данную задачу, принимая во внимание подражание детьми, родителям и воспитателям необходимо заботиться о чистоте собственной речи : недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи родителей и воспитателей является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогам и родителям следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон из самих способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и разнообразности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи родителей и педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Безусловно, знание педагогами и родителями названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качества своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей.