Елена Сикачева
Развитие речи детей раннего возраста в общении со взрослыми
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: Развитие речи детей раннего возраста в общении со взрослыми
Сикачева Елена Викторовна
Актуальность речевого развития детей раннего возраста определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка. Согласно взглядам отечественных психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисина, Е. О. Смирновой, Д. Б. Эльконина) развитие речи выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности.
Темочки:
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Период раннего возраста является наиболее продуктивным и важным возрастным этапом речевого развития, в течение которого ребенок овладевает основными закономерностями языка, его словарный запас активно увеличивается.
В научных исследованиях Е. А Янушко [6] указывается, что развитие речи связано с развитием мышления ребенка. В первые годы жизни мышление и речь развиваются независимо друг от друга. К двухлетнему возрасту линии развития мышления и речи как бы встречаются друг с другом и совпадают. Становясь средством мышления, речь дает начало вербальному или речевому мышлению.
Леонтьев А. Н. трактует «речь» следующим образом – вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка [3]. Понятие «развитие речи» подразумевает процесс овладения речью: средствами языка и механизмами речи - ее восприятия и выражения своих мыслей [11].
Леонтьев А. Н. [3] раскрыл психологическую природу речи и отмечал ее центральное место в процессе психического развития. Также автор указывал на полифункциональность речи, т. е. ей присущи коммуникативная функция, индикативная и интеллектуальная, сигнификативная функции. Процесс развития речи, по словам А. Н. Леонтьева, – это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова [10, с. 64].
Предметом изучения А. Н. Гвоздева [2] являлся онтогенез детской речи. Основной авторский замысел заключался в том, чтобы через процессы овладения речью и языком в раннем возрасте проникнуть глубже в закономерности самого языка и понять перспективы его развития. Таким образом, А. Н. Гвоздев основал подлинно лингвистическое направление в изучении детской речи.
Общеизвестно, что наиболее полное развитие речи детей раннего возраста происходит в общении со взрослыми, которое способствует разностороннему развитию ребенка [4].
Существуют различные определения понятия «общения», прежде всего связанных с различными подходами и взглядами на эту проблему.
Лисина М. И. характеризует общение как процесс передачи и приёма вербальной и невербальной информации, одно из условий развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку себя посредством других людей [4, с. 15].
Речь детей раннего возраста развивается во времени и пространстве, обусловлена социальными условиями, психофизическими особенностями детей, предметно-практической деятельностью, спецификой пространства общения.
Исследования М. И. Лисиной показывают, что характер общения ребенка изменяется и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта, то контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения. Развитие различных форм общения способствует открытию перед ребенком новых возможностей усвоения от взрослых знаний и умений, что имеет важное значение для развития его психики и формирования личностных качеств [4].
В научных исследованиях Е. А. Аркина доказано, что речевое общение детей со взрослыми является источником познания ребенком окружающего мира. Автор прослеживает динамику словарного запаса и грамматического строя речи; обосновывая психофизиологические механизмы речи, природу первых голосовых реакций, показывая взаимосвязь развития речи и мышления [1].
Аркин Е. А. справедливо подчеркивал, что «культура речи, являясь одной из основных проблем воспитания в ранние годы, представляет собой сложнейшую задачу, требующую от педагога для своего правильного разрешения большого искусства и опыта». Он приходит к выводу о необходимости руководства развитием ребенка, определения его задач [1].
Речевое развитие ребенка происходит постепенно. В возрасте до 2 лет этот процесс носит по преимуществу неосознанный подражательный характер. Первоначально ребенок многое пропускает, переставляет, воспринимая то, что сильнее воспринимается на слух и легче произносится. В три-четыре года речь ребенка имеет некоторые особенности, связанные с психофизиологическими факторами. В целом, к этому возрасту речь почти сформирована.
Недостаток общения в раннем возрасте ведет к утрате эмоциональных контактов со взрослыми, к нарушениям функций речи, к трудностям установления взаимоотношений с окружающими.
Янушко Е. А. [6] указывает, что важной функцией речи является коммуникативная, ведь речь – это прежде всего средство общения : высказывания и понимания. Общение требует адекватной системы средств. Такой системой и является речь. Слово является тем «проводником», с помощью которого мысли одного человека могут быть переданы другому человеку. Именно поэтому развитие речи ребенка раннего возраста невозможно без участия взрослого. И от того, как ведет себя близкий взрослый, насколько сильно он хочет общаться с малышом, что он делает для этого, зависит развитие речи ребенка. Если взрослый постоянно, но при этом ненавязчиво, обращается к малышу, знает много интересных игр и предлагает поиграть в них, с радостью поддерживает любое стремление малыша общаться, с развитием речи проблем не будет.
Речь также выполняет функцию контроля. В данном контексте на первый план выступает способность ребенка выполнять речевую инструкцию взрослого. При выполнении речевой инструкции действия ребенка отличаются от непроизвольных движений: в основе действий лежат не врожденные потребности и не требования непосредственной ситуации. Выполнение словесной инструкции взрослого помогает ребенку овладеть своим поведением с помощью речевых знаков. То, что ребенок может выполнить по словесной инструкции взрослого сегодня, завтра он сможет выполнить в ответ на свой приказ, сформулированный в собственной внутренней речи. Можно говорить о том, что выполнение речевых инструкций взрослого – это первая форма произвольного поведения ребенка.
Все вышесказанное возможно благодаря тому, что ребенок осваивает грамматический строй речи, позволяющий связывать между собой отдельные слова и выражать словами отношения предметов. В раннем возрасте речь ребенка в основном выражена в форме простого диалога со взрослым.
Лисина М. И. выделяет несколько форм общения ребенка со взрослым. Первая такая форма была названа ситуативно-личностной (от одного до шести месяцев жизни) [4, с. 11].
Данная форма общения характеризуется потребностью во внимании и доброжелательности взрослого, и в первую очередь, личностными мотивами и экспрессивно-мимическими средствами общения.
В периоде после 6 месяцев малышу становится недостаточно внимания взрослого. Ребенок начинает привлекать не только взрослый, но и предметы, которые с ним связаны, что объясняется формированием новой формы общения ребенка со взрослым - ситуативно-деловой (до трех лет) – и связанной с ней потребностью в деловом сотрудничестве. Данная форма общения характеризуется тем, что ребенок обращает внимание на взрослого не только потому, что он доброжелательный, но и в большей степени потому, что у взрослого имеются различные предметы и он владеет ими. Таким образом, при данной форме общения на первый план выходят «деловые» качества взрослого и деловые мотивы общения.
На данном возрастном этапе происходит обогащение средств общения, т. к. ребенок самостоятельно передвигается, действует с предметами, может принимать различные позы. Следовательно, это приводит к тому, что экспрессивно-мимические средства общения активно обогащаются предметно-действенными – в раннем возрасте ребенок использует невербальные средства общения (жесты, мимику, позы).
Появление и развитие речи делает возможным следующий этап в развитии общения ребенка со взрослым. Вышеуказанные формы общения были ситуативными, т. к. в их содержании присутствует определённая ситуация. Развитие следующим форм общения не ограничено ситуативными рамками, а продолжается за ее пределами. В содержании общения ребенка со взрослым могут быть конкретные предметы и явления, которые нельзя ощутить во время взаимодействия (например, прошедший дождь.). Предметом общения также могут стать и собственные переживания, цели и планы, отношения, воспоминания.
В возрасте от 6 месяцев до 3 лет появляется ситуативно-деловая форма общения со взрослыми, которая отличается от первой генетической формы общения.
Общение со взрослыми входит в предметно-манипулятивную деятельность, являющуюся ведущей. Главную роль здесь играет деловой мотив общения, что объясняется целью речевого взаимодействия, а именно практическим сотрудничеством.
В жизни ребенка раннего возраста большое значение имеет ситуативно - деловое общение со взрослыми. В научных исследованиях М. И. Лисиной, Б. Эльконина указывается, что этот период ребенок переходит от неспецифических примитивных манипуляций с предметами ко все более специфическим, а затем и культурно фиксированным действиям с ними.
Внеситуативная форма общения возможно только тогда, когда ребенок овладеет активной речью, которая является средством создания образов и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, отсутствующих перед глазами, а также средством действия с этими образами и представлениями, которые отсутсвуют ситуации общения. Эта форма общения, содержание которой выходит за рамки воспринимаемой ситуации, называется внеситуативный.
Таким образом, наиболее полное развитие речи детей раннего возраста происходит в общении со взрослыми, которое способствует разностороннему развитию ребенка.
Литература
1. Аркин, Е. А. Ребёнок в дошкольные годы / А. В. Запорожца, В. В. Давыдова. – Издательство «Просвещение». – Москва: 1998. – 167 с.
2. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. Москва. – 1991. – 198 с.
3. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. М. : Изд-во МГУ, 1981. -584 с.
4. Лисина, М. И. Изучение общения с окружающими людьми у детей раннего и дошкольного возраста // Советская педагогика. – 1990. – № 1. – С. 29-35
5. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
6. Янушко, Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5– 3 лет: Теревинф; Москва: 2013. – 264 с.