Наталья Киреева
Требования ФГОС до к интеллектуальному развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД
«Требования ФГОС ДО к интеллектуальному развитию дошкольников»
Подготовила:
Боровская Лариса Владимировна,Киреева Н. Ю.
воспитатель
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Публикация «Требования ФГОС ДО к интеллектуальному развитию дошкольников» размещена в разделах
Одной из основных задач детского сада в рамках образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО является создание максимальных условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности ребенка, удовлетворение потребностей и интересов, развитие особенностей каждого ребенка
Дошкольный возраст – благоприятный период для развития интеллекта. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности.
Интеллектуальное развитие предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.
Важным направлением интеллектуального развития дошкольников является математическое развитие. Работа с дошкольниками в данном направлении в соответствии с современными требованиями, способствует повышению уровня развития математических способностей детей. Они стремятся к достижению поставленной цели, не боятся ошибок, преодолевают трудности, у них вырабатывается интерес к самому процессу познания математики, дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально-познавательной деятельности с помощью логико-математических игр, которые опираются на поисковую активность и сообразительность ребёнка, способствуют развитию мыслительной деятельности.
Элементарные математические представления должны не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развивать у дошкольников мышление, внимание, воображение, восприятие, память. Математическое развитие дошкольников осуществляется через совместную деятельность воспитателя и детей, а также познавательно-игровую деятельность детей. Математика в детском саду должна быть занимательной, не надо стремиться, всё объяснять детям, а лишь направлять их на путь поиска, давать им возможность самим искать и находить варианты ответов.
Математические знания и умения необходимы для успешной адаптации ребенка к процессам социальной коммуникации, информатизации и технологизации общества. Они расширяют кругозор ребенка. Математическая культура — составная часть общей культуры личности, а в период дошкольного детства имеет свои особенности, связанные с возрастными и индивидуальными возможностями детей.
Традиционно в содержании математического образования дошкольников выделяются четыре линии: арифметическая, алгебраическая, геометрическая и величинная. Сегодня, с учетом обновления содержания дошкольного образования добавляется пятая содержательная линия — алгоритмическая (схемы, модели, алгоритмы). Использование информации в символизированной форме способствует развитию умения действовать в мысленном плане, развивает логическое и творческое мышление, воображение.
Принятие ФГОС дошкольного образования потребует необходимости предусмотреть, как обязательное условие, возможность самореализации ребенка на всех этапах работы по математическому развитию в системе образования дошкольника.
Математический материал должен раскрываться во время проведения экскурсий, ознакомления с литературными произведениями и малыми формами фольклора, играх с природным материалом (вода, песок, фасоль, горох, крупа, через игровые упражнения с сенсорными эталонами, бытовыми предметами, конструктивные и дидактические игры, в проблемных ситуациях. Все эти формы варьируются в соответствии с возрастом.
И как следствие самореализации у ребенка будет формироваться учебная мотивация.
Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.
Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются :
- Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
- Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);
- Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
- Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
- Овладение детьми математическими способами познания действительности : счет, измерение, простейшие вычисления;
- Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
- Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
- Развитие инициативности и активности детей.
Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений:
Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности
Считает, вычисляет, измеряет, моделирует
Владеет математической терминологией
Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление
Владеет простейшими графическими навыками и умениями
Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)
Математическое развитие дошкольников – позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.
Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
Математическое образование дошкольника – это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.
Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?
Ответы: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
Необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.
Сегодня воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.
Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.